Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6
1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23
Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73
Игровой материал в сюжетно-ролевой игре – это игрушки, предметы реального мира, предметы-заместители. Все это побуждает ребенка к игре, и имеет важное значение для обучения и развития ребенка, и, конечно же, для осуществления игрового замысла [15, с.5]. И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Их выполнение обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила обусловлены содержанием игры и вместе с тем выполняют очень большую роль – определяют характер, способ и порядок действий, устанавливают запреты, организуют, направляют и регламентируют поведение и взаимоотношения детей в игре, доводят до сознания детей замысел, игровые действия и обучающую задачу. Главное значение правил состоит в развитии у ребенка произвольности выполняемых действий, осознанного восприятия, умения запоминать, воспроизводить и действовать в соответствии с инструкцией, сдерживать и регулировать эмоции, поведение, отношения с другими участниками игры.
Игровые правила бывают двух видов: правила действия (определяют характер игровых действий и их последовательность) и правила общения (регулируют отношения между играющими). Примерами правил действия могут служить следующие: припомнить и назвать только ту игрушку, которую еще никто не назвал; не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать про него загадку и пр. Примеры правил общения: не подсказывать и не мешать другому отгадывать, действовать по очереди или по вызову воспитателя, играть дружно, выбирать тех детей, кто еще не был в кругу, и т. п. Выполнение всех этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка [15, с.6].
Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления или действия, или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершенно других действий.
Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-вторых, игра учит детей общаться.
Эмоции цементируют игру, делают е увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта, а это в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности. Кроме того, хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей. [16, c.7].
Отношение ребенка к окружающему миру складывается под влиянием оценок взрослых и их эмоционально-выразительного отношения к событиям и явлениям. Отношение взрослого, его пример во многом определяют развитие потребностей ребенка, его ценностных ориентаций, его стремлений и желаний, а также умения откликаться на положение окружающих людей, сопереживать им. Это определяет содержание внутреннего мира и содержание игровой деятельности [17, с.153].
Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать, вызывать волнение, азарт и восторг. По-настоящему игра осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой эмоциональной форме.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. Она пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она, как говорят психологи, ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т.п. происходят в игре.
Указанная тесная связь между эмоциональным развитием детей и развитием игры свидетельствует о том, что психолого–педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализовывать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения [17, с.159].
С учетом специфики эмоционального поведения следует применять сюжетно-ролевые игры и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
При низком уровне игры дети лишь манипулируют предметами. Эти предметные действия являются объектом положительного эмоционального отношения детей. В связи с этим некоторые дети выбирают одни и те же знакомые игры (в «детский сад», «дочки-матери» и пр.) и проигрывают их по шаблону. Каждая кукла – это персонаж в игре, с которым у ребенка связаны разнообразные эмоции.
Также необходимо развивать эмоциональное отношение ребенка к содержанию игры в целом. Надо, чтобы дети не просто знали содержание игры, но чтобы они определенным образом к этому содержанию относились, чтобы у них возникла потребность овладеть соответствующей ролью.
Не менее важным в игре является постановка задач, являющихся основой для эмоционального развития. Эти задачи направляют внимание ребенка на положение персонажа, его состояние, учат выражать сочувствие и оказывать содействие. Постановкой игровых задач взрослый поддерживает сотрудничество дошкольника с другими детьми. Ролевое поведение взрослого является стержнем, на котором держится деловое взаимодействие ребенка со сверстниками.
Ребенок получает от успешной игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры. Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принимать их как партнеров.
Сюжетно-ролевые игры оказывают влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы. В этих случаях ребенок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизненного опыта. Дети с односторонним социальным опытом нередко оказываются беспомощными в условиях сюжетно-ролевой игры, так как слабо представляют, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах, какими качествами должен обладать тот или иной персонаж. Так, говоря ребенку, показывая на сверстника, исполняющего роль кролика: «Вот кролик, посмотри, какие у него длинные ушки, беленькая шкурка», - и ребенок, до этого не обращавший внимания на сверстника, начинает глядеть на него с нежностью, гладит «ушки», «мех». Часто при этом у ребенка возникает стойкое эмоциональное проявление симпатии, которое сохраняется не только в ролевых отношениях, но и вне них.
Роль может использоваться и для изменения качеств самого ребенка. Например, если агрессивному мальчику говорили: «Ты большой, сильный гусь, ты умеешь быстро летать, не боишься волка, ты можешь защитить маленьких гусят от опасности!», - и ребенок, который пытался всех обогнать и гордился этим, начинал загораживать гусенка и чуть ли не на руках уносил его от волка. Он уже не обижает этого малыша, как раньше, становится ему заступником даже вне игры. Из данного примера видно, что роль помогла ребенку изменить свое поведение и свое отношение к малышу.
При перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежит их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, полезно обратиться к играм-драматизациям на темы сказок. В них добро и зло разграничены, даны четкие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи. Поэтому в условиях игры на тему сказки ребенку легче войти в роль, создать образ, допустить условность. Ведь создание воображаемой ситуации обязательно требует связи с жизнью и исходными представлениями дошкольника о ней [17, с. 167].
Выделяют различные типологии или классификации игр. Классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр: игры, возникающие по инициативе ребенка, - самостоятельные игры: а) игра – экспериментирование; б) самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно- ролевые, режиссерские, театрализованные. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: а) игры обучающие: дидактические, сюжетно – дидактические, подвижные; б) досуговые игры: игры забавы, игры развлечения, интеллектуальные, празднично – карнавальные, театрально – постановочные; Игры народные, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе взрослого, а так же по инициативе более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Ряд исследователей выделяют следующие виды игр дошкольников:
Дидактическая игра. В ходе развития педагогики игры разрабатывается дидактическая их направленность. Значительно изменяется педагогика игры с момента введения обучения (на занятиях). Обучение вносит серьезную поправку, прежде всего во взгляд на дидактические игры, которые представляют собой не что иное, как игровое обучение. Педагогическая литература значительное внимание уделяет также характеристике следующих видов игр - подвижных, творческих, строительных - и их воспитательно-образовательным возможностям, содержанию игр, активной методике руководства, постановке задач. Ряд работ связывает игры с большими задачами воспитания - воспитания поведения и отношения.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и пр.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, лентами, обручами и др.). Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра представляет такой род игровой деятельности детей, в которой они в ролях воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра – отражение жизни. В целях формирования правильных взаимоотношений и оптимизации межличностного общения дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми начиная с раннего возраста. Одной из программных задач при организации игр детей уже на третьем году жизни является формирование умения играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания играть вместе, т.е. развитие навыков совместной игры. По мнению А.П. Усовой, игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а именно их интересы, запросы, общение и т.д. будут организовываться и удовлетворяться играми и в формах игры .Игра влияет на весь строй личности ребенка, подготавливает такое ее качество, как саморегуляция своих действий с учетом задач коллективной деятельности.
При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами. На формы и способы взаимоотношений в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим людям. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Они оказывают значительное влияние и на характер взаимоотношений между детьми.
Взаимодействия между детьми, как отмечала А.П. Усова, характеризуются прежде всего тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, когда дети играют, объединяясь только заданным содержанием игры, или они объединятся на более высоком уровне - на основе интереса друг к другу. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста находит свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствующейся речи.
Особенно важным для эмоционального развития ребенка имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
Было установлено, что радость и внимание детей к играм изменяется при варьировании условий не по законам пассивной реакции, а по правилам активной акции: они усиливаются при слабых воздействиях взрослого (здесь привлечь взрослого, удержать его, стимулировать к общению) и ослабляются при сильных (ребенок уже получил то, к чему стремился). Этот комплекс первоначально формируется для целей общения и лишь позднее становится также и привычным способом выражения детьми радости от игры. В игре формируются и проявляются следующие характеристики: установка на общительность; аттракция или социальная установка на другого человека; готовность к эмпатии; самосознание; коммуникативные умения; речевое развитие; самостоятельность; социальная активность.
Индивидуальный опыт, полученный в игровой деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является успех или неуспех в соответствующей деятельности..
Г.С. Абрамова говорит о том, что специфические человеческие свойства, личностные качества формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности, в том числе и игровой. При таком подходе основными критериями сформированности навыков игровой деятельности дошкольника будут:
взаимодействие со сверстниками в игре (умение играть вместе, организовать, игру или принять участие в совместной игре, выполнять игровую роль, умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно);
знание норм поведения, использование положительных форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь);