Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6
1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23
Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73
Глава 2. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ.
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»
Теоретический анализ позволил установить, что в процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, а социально адаптированное поведение ребенка должно включать умение свободно выражать свои чувства во взаимодействии с другими, а также умение чувствовать другого, сопереживать ему. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Для решения данной проблемы была разработана программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций». Данная программа составлена на основе анализа практического опыта деятельности ДОУ, за основу взята программа эмоционального развития дошкольников (автор педагог-психолог Ревякина А. В.). Программа предназначена для педагогов, родителей, педагогов-психологов и других специалистов, работающих с эмоциональной сферой дошкольников.
Цель программы: Развитие эмоциональной сферы дошкольников через игровые упражнения.
Задачи программы:
• Знакомить детей с основными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность понимать свое эмоциональное состояние.
• Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке, через музыку и т.д.
• Формировать у детей умение сопереживать, сочувствовать другому.
• Научить детей принимать себя в разных эмоциональных состояниях, понимать свои чувства и чувства других людей.
• Формировать у детей доброжелательное поведение и осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Программа построена в соответствии с принципами:
• Системность – работа по программе проводится систематически 2 раза в месяц; в первой половине дня проводятся специально организованные занятия.
• Доступность – игры, упражнения, этюды должны предоставляться в доступной форме, должны соответствовать возрасту и индивидуально-психологическим особенностям детей.
• Ситуативность – позволяющий создать «социальную ситуацию» для ребенка, где ядром выступает личностное взаимодействие, в основе которого лежат содержательные проблемы, требующие разрешения.
• Гуманизация – предоставляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности.
• Координация деятельности педагога и психолога – тематические планы воспитателя и психолога должны быть скоординированы таким образом, чтобы не было повторов.
• Интеграция программного содержания – программа может быть использована как самостоятельная программа, а может выступать как составная часть какой-либо комплексной программы, чтобы программа естественно и органично включалась в целостный педагогический процесс.
В программе используются следующие формы работы: проведение тренинговых занятий с детьми, тренинги для педагогов, игровые занятия, драматизация и театральная постановка, психогимнастика для детей, чтение и обсуждение художественных произведений, обыгрывание ситуаций, консультации для педагогов и родителей.
Предполагаемый результат освоения программы:
Младшая группа.
• сформировать знания элементов выразительных движений: мимика, жесты, поза, походка;
• научить выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического довольства и недовольства;
• развить у детей способность осознавать свои и чужие эмоции.
Средняя и старшая группы.
• расширить знания о различных эмоциональных состояниях;
• укрепить полученные ранее знания;
• учить детей самовыражаться через музыку и рисунок;
• научить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
Подготовительная группа.
• сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека;
• научить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ;
• научить конструктивным способам управления собственным поведением;
• сформировать доброжелательное поведение;
• сформировать способность сопереживать, сочувствовать;
• продолжать учить самовыражаться через музыку и рисунок.
Трудоемкость.
• Изготовление наглядного материала.
• Создание уголка эмоциональной разгрузки.
• Создание «Центра воды и песка».
• Создание уголка «Мир эмоций».
• Изготовление эмоциональных масок.
• Изготовление дидактических игр на развитие эмоций.
Структура программы.
С целью получения детьми опыта проживания различных эмоциональных состояний, благодаря которому он и будет в дальнейшем учиться взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях общения, составлена программа по развитию эмоциональной сферы у дошкольников. Программа состоит из трех блоков: «Ребенок», «Родитель», «Педагог».
Блок «Ребенок» состоит из четырех разделов: цикл занятий для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительных групп.
Занятия для второй младшей группы построены на сюжетно-ролевом содержании, все предметы, события и явления воображаемые. Целью занятий является переживание основных эмоций, овладение навыками управления эмоциональной сферой, осознание своих и чужих эмоций. В занятия включены мимические и пантомимические этюды, этюды на выражение отдельных эмоций, психомышечная тренировка, а также включены упражнения на развитие эмоций и эмоциональный контакт.
Занятия для средней и старших возрастных групп отличаются по своей структуре. Каждое занятие посвящено конкретной эмоции. Целью занятий является расширение и закрепление полученных знаний, знакомство с основными эмоциями, различение по схематическим изображениям. Продолжительность занятий от 20 до 30 минут соответственно.
Тематическое планирование содержания деятельности к программе эмоционального развития дошкольника.
Вторая младшая группа
Цель | Блок деятельности |
Учить осознанному восприятию своих внутренних чувств и ощущение. Переживание основных эмоций. Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой. Осознание своих и чужих эмоций. | Игровые упражнения: Изобрази лицо, когда плачешь, смеешься. Какое у тебя настроение, когда плачешь, смеешься и т.д. Беседа по теме: «Когда ты плачешь?», «Когда смеешься?», «Почему грустит мама?» и т.д. Инсценирование: «Айболит», «Тараканище», «Храбрый утенок» и т.д. Обсуждение и инсценирование: «Заюшкина избушка». Игровые упражнения: «Строим гримаски», «Угадай-ка», «Представь себе» (тебе купили щенка, тебе стало скучно и т.д.). Разыгрывание ситуации: Зайке больно. Купание куклы. Порезали пальчик. Поможем зайке. |
Средняя группа
Цель | Блок деятельности |
Продолжать учить осознанному восприятию своих чувств, желаний. Вызвать желание передавать настроение и впечатление от окружающего мира в рисунке, музыке. Расширение представления детей о различных эмоциональных состояниях. Укрепление полученных знаний. Учить конкретным способам преодоления своего эмоционального благополучия. Накапливать опыт практических действий. | Игровые упражнения: «Счастливый». «Грустный». «Как я был сердитым». «Я плачу». «Я смеюсь» и т.д. Кукольный театр: «Страшно». «Страшная история». Сюжетно ролевая игра: «Что мне нравится?». «Лото настроений». «Угадай эмоции». «Веселая зарядка» (пиктограммы). «Комната смеха» (придумывание комиксов или веселых историй). Игровые музыкальные занятия: «Описать настроение музыки – веселая, сердитая, грустная, быстрая» и т.д. Обсуждение картинок с различным выражением эмоций. Слушание музыки. Чтение стихотворений и рассказов. Тренинг эмоций: «Улыбнись, как солнышко», «Нахмурься как осенняя тучка» «Изобрази злого мальчика» и т.д. Игровые упражнение перед зеркалом: «Рассмеши себя в зеркале», «Грустный мальчик» и т.д. Игровые упражнение: «Волшебный мешочек», «Комната смеха» . Рисование и обсуждение ситуаций: «Грустные человечки», «Медвежонок заболел», «Дерево радости» и т.д. |
Старшая группа
Цель | Блок деятельности |
Различать настроение, переживания, эмоциональное состояние других людей. Формирование представления о языке эмоций как средства выражения различных эмоциональных состояний. Учить детей относиться друг к другу с сочувствием. Учить милосердию, конкретным способам преодоления эмоционального неблагополучия. | Рисование и обсуждение ситуаций: «Мое настроение», «Больной ребенок», «Праздник дома» (с последующим составлением рассказа). Сюжетно-ролевые дидактические игры: «Прочитай письмо», «Лото настроений». Этюды на выражение различных эмоций: «Изобрази ситуацию». Придумывание сказок: «Про храброго слоненка», «Веселые щенята». Чтение стихотворения и рассказа: Знакомство со сказочными персонажами. Тренинг эмоций. Чтение и обсуждение: Сказка «Два жадных медвежонка», «Живая шляпа», «Страшный рассказ», «Мне грустно». Игровые упражнения: «Рассмеши царевну Несмеяну», «Королевство кривых зеркал». Разыгрывание сценок: Показывают ребенку как себя вести в ситуации, когда сталкиваешься с несогласием своего мнения. Сюжетно- ролевые игры: «Зеркало», «Передача чувств», «Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Штурм крепости». |
Подготовительная группа.
Цель | Блок деятельности |
Научить осознанно владеть чувствами, желаниями. Выражать их так, чтобы они были понятны другим. Учить детей видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией. Учить управлять собственным поведением, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых. Побуждать к оказанию помощи. |
Этюды на выражение различных эмоций. Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Нарисуй веселого или грустного человека». Составление рассказа: «Плохое настроение», «Грустный день», «Волшебная палочка», «Что было бы, если…». Беседа по теме: «Когда плачешь», «Веселый день», «Когда меня наказывают», «О добре и зле». Закончи предложение: «Если я поругался…», «Что надо делать, если злишься» и т.д. Сюжетног- ролевые игры: «Уходи, злость, уходи!», «Рассмеши себя в зеркале», «Цветик-семицветик», «Гневная гиена», «Кляксы». Игровые упражнение: Придумывание историй. Придумывание историй-продолжений. «Помоги волшебнику». Рисование: «Злость», «Рисование по контуру», «Мальчик, который рассердился на своего друга», «Нарисуй цветок». Чтение рассказа: «Старик сажал яблоню», «Упрямые козы». Упражнения: «Закончи предложение», «Тень». Инсценирование. |
Примеры проведения занятий:
Младшая группа. Тема: «Прогулка в осеннем лесу».
Разминка. Музыкальное сопровождение «Звуки леса».
Педагог: Мы уже были летом в лесу, а сегодня отправляемся на прогулку в осенний лес. Ветер закружил нас в воздухе, поднял высоко над землей вместе с листвой и и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву (имитация вместе с детьми). Вы чувствуете, как свеж и чист воздух, сделаем глубокий вдох, расправим плечи.
Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, смотрите. Поднимите голову вверх. Прямо над нами, высоко на сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, смотрите.