Эмоциональное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6
1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23
Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА I 5 курс пополитова.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников.

Под  дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Под эмоциональным развитием  дошкольников мы понимаем это умение справляться со своими эмоциями, чувствами,  отношения с самим собой, с близким человеком, с друзьями, с семьёй, с обществом.

Была проанализирована программа «Волшебная страна эмоций», и подобраны методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

 

 

 

 

Список литературы:

[1] Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер,2008.

[2] Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ сфера, 2002. – 464 с.

 

[3] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: «Академия», 1996. – 336 с.

[4] Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов  по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.,1988.

[5] Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.

[6 ]               Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005.

[7 ]    Туркулец Н. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 8. – С. 63-66.

[8]  Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010.

[9]   От ноля до семи. Под ред. Свердловой О. –М.: Издательство «Знание», 1967.

[10]   Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988

[11]  Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

[12] . Эльконин Д. Б.Психология игры. – М., 1987.

[13]   Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

[14]   КРОХА: метод. рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / [Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007.

[15]  Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

[16]  Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.

[17]  Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.

[18] Додонов Б.И. Эмоция как ценность М., Политиздат, 1978

[19] Р.С. Немов психология, просвещение 1995

[20] Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье  «Сфера», 1994.-160 с.

 

Приложения.

Таблица 1.

Шкала дифференциальных эмоций К.Изарда

(модификация С.И.Калинина).

Основная эмоция

Грация основной эмоции

Синонимы

Радость

Удовольствие – радость - ликование

Отрада, удовлетворение, наслаждение, блаженство, веселье, счастье, восторг, упоение

Удивление

Удивление – изумление – пораженный

-

Интерес

Внимательность – интерес - увлеченность

Заинтересованность, собранность, концентри-

рованность, занимательный, любопытный, фиксировать, вникать, сосредоточиться

Горе

Печаль – уныние - горе

Подавленность, скука, страдание, скорбь, горесть, тоска, грусть

Гнев

Раздражение – гнев - ярость

Злоба, недовольство, возмущение, бешенство, сердитый

Страх

Испуг – страх - ужас

Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение

Стыд

Застенчивость – робость - стыд

Сожаление, раскаяние, смущаться, конфузиться, стыдиться, стесняться

Отвращение

Неприязнь – отвращение - омерзение

Чувство брезгливости, гадливость, скверный

Презрение

Презрение – пренебрежение - надменность

Напыщенность, спесь, чванство, заносчивость, кичливость

Спокойствие

Нейтральное эмоциональное состояние

Тихий, безмятежный, невозмутимый

 

Приложение 2.

Пословицы и поговорки.

•          На смелого собака летает, а трусливого кусает.

•          Не так страшен черт, как его малюют.

•          Боится его, как черт ладана.

•          Боится, как черт попа.

•          Бояться волков – быть без грибков.

•          На трусливого много собак.

•          Бояться несчастья – и счастья не будет.

•          На трусливого и уж – змея.

•          В располохе и медведь труслив.

•          Он сам своей тени боится.

•          Волка бояться – и от белки бежать.

•          В баню идти – пару не бояться.

•          Волков бояться – в лес не ходить.

•          Пуганая ворона куста боится.

•          Грозит мышь кошке, да издалека.

•          Пуганый зверь далеко бежит.

•          Дай бог нашему теляте да волка поймати.

•          Кто назад бежит, тот честью не дорожит.

•          Дрожит, как лист на осине.

•          Молодец – на овец, а на молодца – сама овца.

•          Душа в пятки ушла.

•          Страх по пятам за неправдой ходит.

•          Кого медведь драл, тот и пенька в лесу боится.

•          Страхов много, а жизнь одна.

•          Бодливую корову из стада вон!

•          На чужой сторонушке рад своей коровушке.

•          Бранись, а на мир слово оставляй!

•          Сердце веселится, а лицо цветет.

•          Браниться бранись – а рукам волю не давай!

•          Весело поется, весело и прядется.

•          Всякая ссора красна мировою.

•          За хлебом-солью всякая шутка хороша.

•          Гнев – плохой советчик.

•          Кончил дело – гуляй смело.

•          Гневлив с горшками не ездит.

•          Гость доволен – хозяин рад.

•          Господин гневу своему – господин всему.

•          Не спеши карать – спеши миловать.

•          Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.

•          Не торопись казнить, дай слово вымолвить.

•          С людьми браниться – никуда не годится.

•          Криком изба не рубится.

•          Видна печаль по ясным очам, а кручина – по белу лицу.

•          Горе – море, не переедешь.

•          С ребятами горе, а без них – вдвое.

•          Горе не горе, лишь бы не было боле.

•          Час в добре поживешь – все горе забудешь.

•          Горе не задавит, а с ног свалит.

•          Вперед да вперед – так меньше горе берет.

•          Горе не ищут – само приходит.

•          Всякое горе со временем забывается.

•          Горе – как море, берегов не видно.

•          Где горе, там и слезы.

•          Горе – не плуг, а бороздки прокладывает.

•          Горе горевать – не пир пировать.

•          Горе с сердца – гора с плеч.

•          Горе горюй, а руками воюй.

•          Горе старит, а радость красит.

•          Горе не беда – с кем не была.

Сказки.

•          «Теремок».

•          «Заюшкина избушка».

•          «Краденое солнце».

•          «Волк и семеро козлят».

•          «Федорино горе» К.И.Чуковский.

•          «Мойдодыр» К.И.Чуковский.

•          «Три медведя» Л.Н.Толстой.

•          «Три поросенка» С.Михалков.

•          «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин.

•          «Сказка о мертвой царевне» А.С.Пушкин.

•          «Царевна-лягушка».

•          «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

•          «Лиса и журавль».

•          «Мужик и медведь».

•          «Живая шляпа» Н.Носов.

•          «Малыш и Карлсон» А.Лингрен.

•          «Спящая царевна».

•          «Упрямые котята» (узбекская народная сказка).

•          «Курочка Ряба».

•          «Кот, петух и лиса».

•          «Приключения Буратино» А.Толстой.

•          «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсон.

•          «Колобок»

Музыкальные произведения.

•          П.И.Чайковский «Новая кукла».

•          С.Майкапара «Тревожная минута».

•          С.Майкапара «Раздумье».

•          С.Рахманинов «Полька».

•          Л.Бетховен «К Элизе».

•          «Вместе весело шагать» муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.

•          М.Глинка «Руслан и Людмила».

•          Д.Кабалевский «Петя и Волк».

•          Л.Бетховен «Сюита до-минор».

•          В.Шаинский «Улыбка».

•          Г.Гладков «Песенка бременских музыкантов».

•          В.Шаинский «По секрету».

•          В.Шаинский «Пропала собака».

•          Е.Туманян «Лиса».

•          П.Чайковский «Осенняя песня».

•          П.Чайковский «Болезнь куклы».

•          П.Чайковский «Смерть куклы».

•          В.Шаинский «В мире много сказок».

•          «Старый добрый жук» отрывок из сказки «Золушка».

 

2

 



Информация о работе Эмоциональное развитие дошкольников