Эмоциональное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6
1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23
Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА I 5 курс пополитова.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

       Что вы еще видели вокруг себя? (Варианты ответов).

       Но мы не дети, а разноцветные осенние листочки с разных деревьев. Скажи, Саша, ты с какого дерева листочек? А какого цвета? (Всех детей).

Психогимнастика.       Дети, мы с вами очутились на полянке, где играют веселые зайчики. Зайчики встали в круг и забили в барабаны. Как сильно зайчики стучат! Лапки напряжены, твердые, не гнуться, как палочки. Напряжены мышцы в кулачках.

        А теперь зайчики расслабили кулачки, пальчики, убрали барабаны и громко затопали ножками по лесной дорожке.

      Что это за ветки затрещали? Да это маленькие медвежата балуются. Легли на спину, обхватили колени лапами, прижали их к животику, голову подтянули к коленям и качаются, как на качелях, вперед-назад. Спинка напряжена, животик твердый, шея напряжена. Так расшалились, весело им!

       Накачались, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки и стали болтать ножками. Шейки расслаблены, ноги легкие, двигаются свободно.

       Ну, медвежата, вставайте. Хватит лежать. Ж-ж-ж-ж-. что это? Да это медвежата разбудили пчел, которые заснули на зиму. Ох, какие они злые! Отмахивайтесь от них скорее, убегайте. Энергичнее отмахивайтесь, а то покусают.

       Убежали наконец-то от пчел. Мы в осеннем лесу, а грибы еще не собирали. Давайте соберем. Раздвиньте мох, осторожно срежьте ножку гриба и осторожно положите его в корзину. Соберите много грибов. Приседайте легко, смотрите внимательно.

Общение. Эмоции радости общения.

     Педагог:  Холодно стало в лесу. Давайте разожжем костер. Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло горячих сердец, наши улыбки. Встаньте в круг. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка, я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснется моего сердца, моей руки, костер вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдем поближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?

Эмоции грусти, радости.

       Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно. Но мы еще обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь.

Поведение. Жадность, щедрость.

        Присядем у костра. Слышите? Кто-то плачет. Совсем рядом. Это зайчик плачет, потому что его обидел жадный пес, с которым он вместе живет. Вот послушайте:

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,             

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

Давайте, дети, покажем этого жадного пса. (Педагог читает стихотворение, а дети имитируют действия). Дети, хорошо быть таким жадным? Почему? Давайте испечем пирожки и угостим зайчика. (Имитация замешивания теста, выпечки пирогов, зайчика изображает один из детей или воспитатель). Как вы угостите зайчика? Что скажете?  (Проигрывание со сменой ролей). Какие добрые, щедрые, вежливые мои дети! Молодцы! Теперь зайчик не плачет.

Завершение.

Педагог: Надо уходить из леса. Задуем костер, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно-сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, он никогда не гаснет! Возьмем его с собой. Протяните руку и возьмите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружно хоровод (любая детская песня о дружбе).       Оставайтесь такими дружными всегда.

Тема: «Игры гномиков».             

Эффективно проводить 30 минут, плюс-минус 5 минут.

Разминка. Педагог:   Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с маленькими волшебными человечками, будем с ними играть. Этих человечков зовут гномиками.

        Они такие же маленькие, как и вы. Бывают еще меньше. Покажите, какие они маленькие. (показывают рукой уровень от пола). Вот какие маленькие бывают гномики!

Есть у них длинная-длинная борода, покажите, какая? (дети показывают на себе, какая у них длинная борода).

       На ногах они носят деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные башмачки? (дети топают ножками). А на головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят: «Динь-динь!» (дети надевают шапочки и качают головами «динь-динь»)  (2 минуты).

       Живут гномики в лесной пещере. (все побежали к стене и встали возле нее). Здесь, в пещере, гномики любят играть со своим дедушкой в хлопушки. Давайте поиграем.

Я – дедушка, когда я хлопаю в ладоши, шагайте ко мне. А если я запою «ля-ля-ля», вы станете прыгать. Попробуем? (попеременно то хлопает в ладоши, то напевает, сперва тоже шагая или прыгая в такт. Затем дети без подсказки выбирают требуемое действие.) (2 минуты)

        Еще гномики любят ходить «гуськом» друг за другом – пяточку к носочку, пяточку к носочку (показ педагога). Чем быстрее я хлопаю, тем быстрее идут гномики. Начали! (смена ритма 3-4 раза). (1 минута).

       А теперь возьмитесь за руки цепочкой и побежим за дедушкой играть в «Ниточку с иголочкой». Куда дедушка, туда и вы. Только руки не отпускайте, не то ниточка порвется. (бегают за педагогом по комнате, обходя стулья, столы, препятствия, то замедляя, то ускоряя темп). (1 минута).

       Прибежали на полянку. Ух, как хорошо в лесу! Кругом травка зеленая, мягкая. Цветочки растут, птички поют. И колокольчики звенят на шапочках у гномиков.

 

Гимнастика. Стали гномики хвастаться, у кого на шапочках звонче колокольчики звенят. Гномики разбежались по кругу вокруг озера (педагог показывает, где озеро и как встать) и давай слушать свои колокольчики.

Головкой влево мотнули, наклонили ее подальше к плечику, потянулись, покачали головой, услыхали «динь-динь».

Теперь вправо головой склонились, к плечику наклонились, послушали другим ушком: «дзинь-ля, дзинь-ля-ля».

Теперь головку вперед склонили, стараются подбородочком коснуться своей курточки, опять чуть покачали своими головками, послушали: «дили-лили-линь, дили-лили-линь».

Назад головку запрокинули, послушали: «динь-дон, динь-дон».

(1 минута).

Очень весело стало гномикам. Стали они головками крутить влево-вправо. Головка у них, как шарик, по плечам катается. «динь-дон-бам-блям-дили-лили-линь». Чувствуете, гномики, как легко шейка головку катает, какой перезвон идет по всей полянке? «Дзинь-ля-ля, динь-дон, динь-бом!» у всех колокольчики звонко поют, не понять, у кого лучше.

(3 минуты).

Затеяли гномики силами меряться, кто кого одолеет. Стали кружком вокруг озера, друг другу на плечики обе руки положили, ножки расставили, крепко в пол уперлись ножками, напряглись всем телом, силой от земли налились и давай друг друга руками вниз давить.

Кто кого к земле прижмет, в озеро искупаться столкнет. Ножки не движутся, спинка твердая, животик напрягся, только руки давят друг другу на плечи. Ух! Какие сильные гномики, непобедимые! Устали бороться. (1 минута).

Руки в воду прохладную опустили, поболтали ими по воде, как будто это не ручки, а две веревочки на плечиках болтаются, встряхнули своими ручками, пальчиками поболтали. И давай волны руками гнать влево-вправо. Ручки прямые, свободно висят, как будто полощутся – влево, вправо, кругом. (1 минута).

Разбаловались гномики. Давай брызгаться. Кулачки сжали и ну ими молотить по воде: раз! Два! Три! Брызги во все стороны. Весело гномикам.

Все быстрее и быстрее кулачками по воде молотят. Да, устали гномики, уже не стучат так быстро, еле-еле, тихо-тихо, все…

Решили гномики друг в друга брызгать. Резко по воде ладошкой – хлоп! (педагог показывает резкими движениями приемы обрызгивания, дети повторяют).

Обрызгались гномики с головы до ног. Промокли. Стали друг другу лицо вытирать, ладошечкой – нежно, ласково, а теперь плечики, ручки, спинку, грудку. (дети в парах вытирают друг друга. Педагог показывает).

Остатки воды с себя стряхнули гномики – раз! – подпрыгнули чуть-чуть и встряхнулись, как мама встряхивает постиранный платочек. Раз! Опять сухие. Давайте дальше играть.

Давайте лучше на попе прыгать, кто быстрее до дедушки допрыгает? Ручками не помогать, только на попе прыгать! Если очень трудно, можно ручками себе помочь. Вот как прыгают гномики!

Давайте, гномики, шалить и брыкаться. Руками упритесь и брык ножками: правой-левой. Брык-брык, дрыг-дрыг. Такая у гномиков игра «Брыкалочка» кто сможет быстро-быстро ножками брыкать? (Педагог показывает и задает темп). Здорово повеселились! Пора домой возвращаться.

А тут ветер подул. Такой сильный! Никак не дает подняться. Прямо к земле валит. Ну-ка, встали гномики на четвереньки, так легче против ветра подняться. Встали, ножки пошире, поустойчивее, чуть вперед наклонились, голову ручками прикрыли, идут против ветра.

Ветер на нас давит, идти не дает. А гномики хитрее: то одним боком, то другим,  ножки шире ставят. Вот уже до леса дошли, здесь ветер нас не достает. Ух, пришли!

А в лесу деревья густые, кругом ветки колючие. Продираются гномики через лес, ветки поднимают, раздвигают, сами легко между деревьями проскальзывают, они гибкие, ловкие: где бочком, где спинкой, где наклонятся, где на цыпочках пройдут.

Вот уже и тропинка. Вышли гномики на тропку. Какая узенькая! А посреди медведь разлегся-храпит. Что делать?!

 

Давайте снимем свои шапочки, чтобы не звенели бубенчики, тихонечко пройдем мимо мишки на носочках. Если медведь просыпается, то я скажу «ку-ку». Значит – опасность. Застыть и не шевелиться. А когда рукой махну – опять должны идти. Понятно?

(Дети крадучись, очень тихо подходят к медведю, по сигналу останавливаются 2-3 раза, перешагивают, замирая на месте и медленно продвигаясь).

Ура! Теперь бегом домой! Чтобы медведь нас не догнал. Возьмемся за руки и бежим к стене, в пещеру.

 

Общение. Эмоция удовлетворения, довольства.

       Теперь можно отдохнуть, никакой медведь нас не найдет. Возьмем стульчики и сядем в круг лицом друг к другу. Какие мы молодцы, что убежали от медведя! Как можно показать, что мы молодцы?

•          большой палец поднять вверх, остальные сжать в кулачок;

•          мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу;

•          гладим себя по груди, по головке. Вот мы какие ловкие и смелые!

      Молодцы!

Эмоция страха и испуга.

        А сперва мы немножко испугались. Правда? Страшно было, что медведь проснется и нас съест. Как нам было страшно?

•          Сжались в комочек, застыли;

•          Брови подняли вверх;

•          Глазки широко раскрыли;

•          Боимся пошевелиться;

•          Рот приоткрыли;

•          Дыхание задержали;

•          Голову втянули в плечи;

•          Руками вцепились в стул, боимся упасть;

•          Задрожали, зубами застучали;

•          Слова сказать не можем. Бр-р-р! Страшно!

Но медведя мы перехитрили и теперь очень довольны и радостны!

 

Поведение. Когда всем весело, а одному грустно.

       Дедушка-гномик очень грустный, он волшебную шапочку с бубенцами потерял. Что мы будем делать, дети? Бедный дедушка такой грустный, вот-вот заплачет. (педагог играет роли дедушки и свою).

       Нам жалко дедушку? Пойдем к нему, присядем на корточки, жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку! А как мы его пожалеем?

•          Положим руку на его плечо, постоим;

•          Погладим по руке, спинке, голове;

•          Прислонимся и обнимем дедушку;

       А может быть, развеселим его: позвоним в бубенчик, улыбнемся. Все равно дедушка грустит. Что же нам еще сделать?

       Подарить ему еще что-нибудь вместо шапки – грузовик, конфету, дудочку, цветочек (каждый подходит с воображаемым подарком и называет его).

       А может быть, кто-то отдаст дедушке свою шапочку с бубенцом?

       А теперь пойдемте все вместе потанцуем, кто позовет дедушку с нами? (дети водят хоровод, прыгают, пляшут, топают под знакомую музыку).

 

Завершение.  До свиданья, мои славные гномики! Мы обязательно еще с вами встретимся и поиграем в ваши веселые игры.

Хоровод, хоровод,

пляшет маленький народ,

Танцевать, динь-динь, ля-ля,

мы готовы целый год!

Динь, ля-ля, динь, ля-ля,

вот так песенка моя,

Ты поешь, а я пляшу,

Шапочкой своей машу!

 

Данная программа рассчитана на 8 месяцев. Она может быть включена в основные образовательные области по ФГТ: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникации» и д.р.

2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. [4]

Эмоции в жизни ребенка:

·     выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);

·     способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

·     побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

·     помогают приспособиться к ситуации;

·     сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;

·     являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Для внедрения данной программы можно дать следующие рекомендации для воспитателей ДОУ.

Эти методические рекомендации не связаны строгими временными рамками, свободны в выборе – участвовать или не участвовать в данном мероприятии, игре, занятии и т.д. Совместная деятельность педагога и ребенка, как правило, проходит в непринужденной, свободной атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

1. Читайте стихотворения, в которых называются части тела.

2. Играйте в игры, в которых ребенок должен разделить что-то между людьми или игрушками.

3. Играйте вместе с ребенком на детских музыкальных инструментах.

4. Берите ребенка на концерты «живой музыки».

5. Читайте ребенку книги, герои которых проявляют различные эмоции.

6. Объясняйте ребенку, что происходит с окружающими. «Он упал и ушибся. Ему больно». «У нее день рожденья. Ей весело».

7. Открыто выражайте свои эмоции и говорите о них.

8. Играйте с ребенком в сюжетные игры, герои которых проявляют различные эмоции, например в «Болезнь куклы».

9. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

5.      Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– чашка (в нее можно кричать);

– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол.

6. Средство «быстрой разрядки». Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

7.      Игра «Обзывалки».

Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.

Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку.

Учите управлять ребенка своим эмоциями.

-  Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

-  Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!».

- Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».

-   Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

    Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Как бороться с детскими истериками?

Детские истерики являются наиболее сложной и требующей большого терпения проблемой воспитания детей, наряду с детским непослушанием и детской агрессией.

    Многим не понаслышке знакома следующая картина: трехгодовалый ребенок, едва услышав отказ срочно удовлетворить его…нет, не просьбу, а жесткое и сиюминутное требование, валится на пол затылком, кричит, что есть мочи, и никакой возможности прекратить это безобразие нет. Что делать с этим и как бороться с детскими истериками?

  Ребенок понимает, что истерика - это самый быстрый способ добиться желаемого или, по крайней мере, привлечь к себе внимание. А если не выдержать и уступить? О, тогда он мгновенно поймет, что добился своего и станет прибегать к этому средству снова и снова.

8.      Дети 3-5 лет вполне способны понять логические объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.

Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.

9.      По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию;

10.  В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся не выполнимыми, не зависимыми от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации

11.  Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и удачи.

Важно помнить, что даже если вы абсолютно все будете делать совершенно правильно, это не избавит вашего ребенка от проблем. Проблемы – это нормально. Важно, чтобы они не лишали вас возможности радоваться хорошему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы определили суть и разработали структуру ключевых понятий: «эмоциональное развитие дошкольников», «психолого-педагогические средства эмоционального развития»; определили психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников;

проанализировали программы дошкольного образования по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста; подобрали методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Информация о работе Эмоциональное развитие дошкольников