Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное развитие.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

Диагностические тесты и методики, не все в равной степени объективны и репрезентативны для диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд методик Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой, имея концептуальные возможности для диагностики эмоциональной сферы детей, не могут использоваться в оригинальной версии без модификации инструкции и стимульного материала. [18;112]

Диагностика эмоциональной  сферы детей принципиально не отличается от общей детской психодиагностики и также осуществляется основными диагностическими методами — тестированием, наблюдением, анкетированием, опросом, беседой и анализом продуктов детского творчества в индивидуальной и групповой формах психодиагностического взаимодействия.

Для измерения уровня развития определенного психологического качества используется тестирование. Тест является методом психологической диагностики, применяя который можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления путем использования стандартизированных вопросов и заданий, с определенной шкалой значений. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпритации. В психологической практике метод тестирования объединяет все диагностические процедуры, осуществляемые психодиагностическими средствами любого типа – стандартизированными, проективными. [14;156]

Следующим методом психологической  диагностики является наблюдение. Данный метод состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях. Для диагностики эмоциональной сферы детей используют внешнее наблюдение, которое представляет собой способ сбора данных о психологии поведений человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. [14;164]

Для обеспечения объективности  метода наблюдения используются специальные  средства — схемы и диагност-карты  наблюдений. В первом случае это  матрицы с пересечением единиц наблюдения (поведенческие реакции, акты взаимодействий, вид деятельности), параметров наблюдения (пространственных, временных, содержательных), а также количественной и качественной динамикой наблюдаемых психических явлений (феноменов). Во втором случае это альбомы и таблицы с фиксированными средствами оценки диагностических данных. Средства оценки могут быть представлены характеристиками или эталонами различных психических явлений. [14;169]

Выявление социально-психологических  особенностей (ценностных ориентации и социальных установок), личностных и эмоциональных особенностей проводится с помощью опроса. Опрос представляет собой диагностический метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. В соответствии с предметом выявления опрос осуществляется стандартизированными опросниками — анкетными и личностными (монофакторные и многофакторные), определяющими степень выраженности отдельных свойств и проявлений личности.

Существует несколько  вариантов опроса. Для диагностики  эмоциональной сферы детей дошкольного наиболее продуктивным является устный опрос, который применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос, хотя и позволяет охватить большее количество людей, но он не подходит для диагностики эмоциональной сферы, так как применяя данный метод нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание вопросов. [3;167]

Диагностическим методом  получения социально-психологической  и психологической информации на основе вербальной коммуникации является анкетирование. Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации (П.И. Пидкасистов). В дошкольном возрасте проводится прямое и опосредованное анкетирование только со взрослым контингентом (родители, воспитатели, педагоги) с использованием устной и письменной форм, таких как интервью и анкета. Анкетирование детей становится возможным только к школьному возрасту. [3;168]

На ряду с анкетированием для диагностики эмоциональной сферы используется беседа. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основными целями использования данного метода являются сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психологической характеристики. Беседа может проводиться с не регламентированной формой и темой – свободная, также с регламентированной темой и заданной стратегией – директивная. [3;168]

В некоторых психологических технологиях беседа является основным психодиагностическим и психотерапевтическим средством. Кроме того, в процессе беседы с ребенком решается адаптационная проблема (проблема установления контакта), а в результате беседы с родителями происходит привлечение к сотрудничеству. [14;98]

Тактика ведения беседы с ребенком (процедура, методические средства), а также количество и  формулировка вопросов варьируются  независимо от вида беседы. Это обусловлено  возрастной спецификой и трудностями  организационного характера. [3;172]

Для оценки результатов  детских продуктивных видов деятельности, по мнению Е.В. Никифоровой, используется диагностический метод анализа продуктов детского творчества. Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей психического развития. Кроме того, анализ продуктов детского творчества является основным методом при диагностике детской компетентности.

Центральную позицию  в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки. Анализу подвергаются работы, произведенные в свободной самостоятельной деятельности ребенка. [3;172]

Выбор и набор методов  исследования эмоциональной сферы  детей должны определяться спецификой темы, задач, его логикой и объективной  необходимостью. Для правильного  выбора нужно знать общие и  частные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур. (Приложение 1).

Следует отметить, что не все диагностические тесты и методики в равной степени объективны и репрезентативны для диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Ряд методик, имея концептуальные возможности для диагностики эмоциональной сферы детей, не могут использоваться в оригинальной версии без модификации инструкции и стимульного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика  эмоционального развития детей дошкольного возраста.

 

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим  изменением в мотивационной сфере  выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. [17;91]

То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон).

У дошкольника формируется  эмоциональное предвосхищение, которое  заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. [17;92]

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. [24;86]

Таким образом, с одной  стороны, развитие эмоций обусловлено  появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное  предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной  сфере связаны с развитием  не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение  речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они  становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. [24;88]

Старший дошкольник в  известной степени начинает управлять  выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Например, взрослый смазывает Максиму Д. (5 лет 10 мес.) царапину йодом. Мальчик отворачивается, морщится и плотно сжимает губы. Взрослый: «Максим, тебе больно?».  Максим: «Мужчины не плачут!»

Необходимо отметить, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно. [24;89]

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. [49;116]

Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения  с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве  ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других. [49;116]

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают  новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется  любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и  позиции ребенка. В условиях острого  личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается. [49;119]

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть. [24;89]

Когда дети соревнуются  друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с  товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны. [24;96]

Наиболее яркие положительные  эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным  литературным героем, активно ему  сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют. [17;121]

Симпатия у дошкольника  становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться. Так, Лена А. (6 лет) встает в угол радом с братом, которого наказали, и объясняет маме: «Раз Сашу наказали, и я буду стоять. Когда его освободят, тогда и я выйду». В другой ситуации, когда мама в магазине предложила купить мороженое, девочка сказала: «И Саше. Если Саше не купишь, то и мне не надо». Даша Н. (5 лет 4 мес.) сшила рубашку для подружки, чтобы доставить ей удовольствие, а Лена (5 лет) сшила Даше носовой платок. И пусть рубашка подошла лишь Леночкиной кукле. Важно, что ребенок действенно выражает свою привязанность, демонстрирует доброжелательное отношение к сверстнику, стремится сделать приятное для другого. [49;135]

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте