Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа
Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.
Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции
эмоциональной сферы детей
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Маленький ребенок живет в плену эмоций, с огромным трудом он справляется с ними, постепенно учится направлять их в нужное русло. В младшем школьном возрасте появляется возможность управлять своим поведением, то есть формируется произвольность. Далее поведение ребенка становится более рациональным, подчиненным мышлению, усваиваются нормы морали и схема ценностей. Ребенок, взрослея, начинает нести ответственность за свои поступки.
В последнее время вопросы эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекают внимание педагогов и психологов.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Изучением эмоциональных состояний занимались такие исследователи как П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.П. Воропаева, Е.И. Изотова, Е.П. Ильин, И.О. Карелина, А.Н. Леонтьев, Е.В. Никифорова, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Б. Эльконин.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Следует помнить, что именно в эмоциональной сфере лежит способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что можно было бы названо коротким словом "счастье"
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования « Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
Проблема исследования. Каково развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что использование игровых методов в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать формированию позитивной эмоциональной сферы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой необходимо решить следующие задачи исследования:
Теоретическую основу исследования составили труды В.К Вилюнаса «Психологические механизмы мотивации человека», И.П. Воропаевой «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников», Е.И. Изотовой, Е.В. Никифоровой «Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика», Е.П. Ильина «Эмоции и чувства», В.О. Леонтьева «Классификация эмоций».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
Научная новизна и практическая значимость:
Теоретическая значимость исследования:
Положения, выносимые на защиту.
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы дошкольника считается одной из важнейших задачей психолога и воспитателей.
Игровые методы коррекции способствуют позитивному влиянию на развитие и обогащение эмоциональной сферы ребенка. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у ребенка способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Это способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Объем и структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Библиография включает в себя 50 источников, общий объем работы составляет 115 страниц.
Во введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, выдвигается гипотеза, определяется предмет и объект исследования, обозначаются задачи и методы исследования, выделяется методология, а так же теоретическая и практическая значимость данного исследования в коррекционно-развивающем процессе.
В первой главе «Разитие эмоциональной сферы человека» рассматриваются основные концепции исследований эмоциональной сферы человека с позиции П.К. Анохина, Р.С. Немова, П.А. Рудика, П.В. Симонова, классифицируются виды эмоциональных состояний и анализируются возрастные закономерности развития эмоций у детей.
Во второй главе «Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия» рассматривается предмет, специфика и средства диагностики эмоциональной сферы детей, изучаются особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста, также средства её развития и обогащения.
В третьей главе «Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста» исследуются основные психолого-педагогические подходы коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста, рассматриваются методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрывается сущность игротерапии как средства развития и коррекции эмоциональных состояний дошкольников.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.
Библиография включает в себя 50 источников.
В приложении содержится диагностика эмоциональной сферы (сост. А.М.Щетинина), а также методика активного социально-психологического обучения дошкольников "Я и Мы".
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека
Происхождение, становление и развитие эмоций — один из важнейших психологических, философских и педагогических вопросов.
В психологии все ведущие школы разрабатывали свои собственные концепции формирования и развития эмоциональных состояний. Уже в философских воззрениях Демокрита и Платона уделяется внимание значению чувств в регуляции деятельности, в работах Аристотеля и стоиков поднимается вопрос об аффектах, способах их предупреждения и борьбы с ними. [34;56]
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре.
С давних времен и до современности исследование эмоциональных процессов не перестает быть одной из центральных проблем психологической науки. Однако ее решение ограничивается главным образом изучением внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых составляющих, а также влиянием отдельных эмоциональных состояний на деятельность человека.
Для целостного определения эмоций необходимо принимать во внимание три аспекта:
Е.И. Изотова, Р.С. Немов, Е.В. Никифорова, П.А. Рудик предлагают различные определения понятия эмоций. Наиболее распространенным определением эмоций является переживание человеком своего отношения к какому-либо событию или объекту.
В словаре по психологии дается такое определение эмоциям: «Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта». [19;187]
Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте