Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное развитие.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко  подбирать эмоциональные формы  воздействия. Положительные и отрицательные  формы воздействия на ребенка  должны возникать не стихийно (в  зависимости от настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок. [7;116]

Таким образом, можно  выделить следующие особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

    • ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
    • изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
    • чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
    • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 

При исследовании вопроса о развитии и обогащении эмоциональной сферы  ребенка, необходимо остановиться на тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования эмоций.

В психологии выделяются несколько  способов появления новой эмоции:

  • эмоциональное заражение,
  • эмоциональное опосредование,
  • эмоциональное обуславливание.

Механизм эмоционального заражения связан с тем, что новая эмоция присваивается от другого субъекта. Для заражения новой эмоцией важна степень эмоционального напряжения, достаточная для того, чтобы затронуть эмоциональную сферу человека. Поэтому либо сама эмоция должна быть сильной, либо не очень сильное переживание эмоции должно происходить в большой группе людей, что усиливает степень его выраженности. [40;159]

Ж.Ж. Руссо связывал эмоциональное  опосредование с формированием эмоционального отношения к нейтральному предмету через его ассоциирование с эмоционально значимым. [20;141]

Исследование механизмов эмоционального опосредования В.К. Вилюнасом, Ж.Ж. Руссо  продемонстрировало его связь со снижением силы потребности и  формированием поведения: чем чаще удовлетворяется потребность, тем больше устойчив формируемый навык.

В.К. Вилюнас считал, что эмоциональное опосредование составляет сущность воспитания. Его позиция опирается на позицию Ж.Ж. Руссо, который считал, что воспитание строится на подкреплении, обусловливании, реальном эмоциональном воздействии. [40;160]

Сущность воспитания состоит в переключении эмоций. Однако сущность этого переключения связана с переносом мотивации от одного предмета, имеющего мотивационное значение, на новый предмет, который приобретает мотивационное значение. Данный перенос осуществляется через эмоции, которые выполняют функцию переключения.

В.К. Вилюнас выделяет основные формы опосредования, такие  как: искусство, религия, право, реклама, саморегуляция. Все они построены  по этой же схеме. Педагогика, по В.К. Вилюнасу, больше занята разработкой образов  желательных качеств и мер по их достижению, а не самим воспитанием. Таким образом, воспитание – это переключение мотивационного отношения, опосредованное эмоцией. [20;231]

Механизм эмоционального опосредования связан с необходимостью повторения ситуации, в которой происходит ассоциирование, поэтому он требует большого количества времени. При недостаточном подкреплении зарождающаяся мотивация может ослабиться. В то же время эмоциональное опосредование предоставляет большую возможность для управления ситуацией. [20;232]

Механизм эмоционального заражения не требует значительного  количества времени. Ребенок после  однократного предъявления присваивает  продемонстрированную ему эмоцию, если она затронула его эмоциональную  сферу. Но данный механизм не является достаточно эффективным, так как человек не всегда может управлять ситуацией, в которой проявилась та или иная эмоция. [20;232]

Таким образом, как эмоциональное  заражение, так и эмоциональное  опосредование имеют некоторые  преимущества и недостатки. В связи  с этим в Л.В. Благонадежина особое внимание уделяет подражанию и идентификации как механизмам формирования эмоций в частности и поведения в целом.

Названные механизмы  строятся на связи эмоционального заражения  и эмоционального опосредования. Наиболее эффективным механизмом формирования новой эмоций является эмоциональное обуславливание. Данный механизм предполагает создание связи между нейтральными и значимыми объектами в идеальном плане. В воображении возникает переживание, которое постепенно распространяется на реальную действительность. [49;165]

Особую роль при эмоциональном  обуславливании имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную  реакцию субъекта. Это игра, восприятие произведений искусства, музыки, литературы, театра, кино. Идентификация с ролевыми образцами в игре, переживаниями персонажей и автора в воспринимаемых произведениях расширяет эмоциональный опыт субъекта. Если произведение построено таким образом, что его форма затрагивает переживания и опыт человека, то порог его рациональной оценки, критичности снижается. Это становится основой для присвоения эмоции по такому способу эмоционального заражения, как при совместном реальном переживании. [49;176]

В психодинамическом  и когнитивном подходах Д. Дэвидсона, Б. Скиннера, А. Бандуры, К. Левина, Дж. Тернера к руководству формированием эмоций у ребенка используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности.

Анализ основных систем развития эмоциональной сферы ребенка  выделяет несколько подходов.

Наиболее разработанным считается подход Б. Скиннера, цель которого связана с обогащением эмоциональной сферы, стимулированием эстетических переживаний, развитием художественных, музыкальных, актерских способностей. Методы, разработанные в рамках этого подхода, связаны с составлением целостных концепций и программ обучения. Данный подход может считаться педагогическим или психолого-педагогическим. [34;102]

Выделяются и собственно психологические методы, которые  опираются на психологические концептуальные подходы. Решая вопрос эмоционального развития ребенка, необходимо стремиться расширить и его творческий потенциал. [18;135]

Второй подход К. Левина к совершенствованию эмоциональной  сферы ребенка связан с разработкой  методов психологической коррекции негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии эмоциональной сферы ребенка, а также особенностей личности, складывающихся на основе этих негативных процессов. Целью данного подхода является гармонизация функционирования эмоциональной сферы ребенка. (Приложение 2)

Развитие и обогащение эмоций и чувств у детей зависит  от ряда условий.

Во-первых, эмоции и чувства  формируются в процессе общения  ребенка со сверстниками. Отдельные  стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. [18;102]

Взаимоотношения с другими  людьми, их поступки – важнейший  источник таких чувств дошкольника, как радость, нежность, сочувствие, гнев. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания также могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести:

    • к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;
    • к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;
    • к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. [6;87]

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка, так как:

    • дети, растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, эмоциональных переживаний.
    • дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием при помощи специально организованной деятельности.
    • эмоции и чувства интенсивно развиваются в соответствующем возрасту виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
    • в процессе выполнения совместных трудовых занятий развивается эмоциональное единство детей. [6;87]

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными и ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично.

Обычно эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. [20;235]

Эмоции не развиваются  сами по себе. Они не имеют своей  собственной истории. Изменяются установки  личности, ее отношения к миру, и  вместе с ними преобразуются эмоции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача, по мнению Н.В. Волковой, заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. [20;231]

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важным здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер.

Т.Ю. Кулиина, Е.Г. Речицкая считают необходимым ориентировать  детей на положительное подкрепление деятельности, на то, чтобы вызвать  и поддержать у них положительный  эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация ребенка только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности. [49;154]

Эмоции и чувства  плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или  неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка. [1;74]

Для маленького ребенка  характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у детей – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Другое направление  в развитии чувств Б.С. Волков связывает  с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства – моральные, эстетические, познавательные. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. [6;74]

Более понятными для  детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание), а  не их оттенки. Школьники способны сочувствовать  литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками. [1;69]

У детей лучше, чем  у взрослых, развита интуитивная  способность улавливать чужое эмоциональное  состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях. [6;87]

Таким образом, эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Поэтому для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста необходима специальная работа в этом направлении.

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте