Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:26, контрольная работа
Для объективизации особенностей исторического развития России - СССР в ХХ веке необходимо встать на парадоксальную точку зрения, высказанную Анной Ахматовой: "ХХ век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как ХIХ начался Венским Конгрессом". Анна Ахматова пророчески обозначила в одном из своих стихотворений "Приближался не календарный / настоящий двадцатый век". Необходимо разделить два понятия - календарный или хронологический век, и концептуальный век. Именно это разделение позволит нам формализовать и объективизировать сложные процессы, протекавшие в концептуальном ХХ веке, и попытаться заглянуть в будущее России, основываясь на знаниях, полученных в рамках нового понятийного поля.
Империя и ХХ век России - СССР (Прошлое, настоящее и будущее России в рамках ретроспективного контекстно-континуального анализа).
"Человеческий разум осмысляет прошлое, разделяя его на периоды"
(Патрик Диксон)
Динамичные общественно-политические процессы в России заставляют обратиться к истории страны, к особенностям ее развития для того, чтобы определить, в какой "точке" своего движения в будущее находится Россия сегодня. Прогнозировать будущее - задача сложная. Исторический опыт России - СССР уникален. А оценки российской реальности различными аналитиками в большинстве случаев являются или эклектичными или субъективными, в зависимости от инкорпорированности экспертов в тот иной центр влияния. Оценки экспертов довольно часто несут в себя взаимоисключающие предположения. Причем, попытки синтезировать различные точки зрения на современную российскую действительность разбиваются повышенной политизированностью данного вопроса. А любая политизация уводит в сторону от объективизации общественно - политических процессов.
Постижение российской истории
В работе о шестилетних циклах формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий и трехлетних циклах исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий в России, опубликованной в "Независимой газете" 30 марта 2005 года, был использован один из методов формализации динамичных общественно - политических процессов, в рамках ретроспективного контекстно-континуального анализа. Подчеркиваем, речь идет в большей степени о формализации, чем об объективизации процессов. Но и формализация сама по себе, с использованием элементов объективизации, не только дает богатую пищу для размышлений, но и позволяет выстраивать прогнозные модели. А это на данный момент представляется крайне важным.
Необходимо отметить, что ретроспективный контекстно - континуальный анализ лишь условно можно отнести к анализу, построенному на "исторических параллелях". В экспертном сообществе тема "исторических параллелей" поднимается постоянно. Известно "охранительное" выражение Н. Хомски по данному вопросу: "Исторические параллели, конечно, никогда не бывают строгими". А недавнее экзальтированное высказывание С. Кургиняна: "Ох, уж эта страсть к бессмысленным историческим параллелям", - это не более чем проявление идей разрушительного постмодернизма по отношению к историческому наследию. Ещё более радикально выразился известный культуролог М. Гельман: "Вместо того, чтобы смотреть в будущее, лучшие аналитические и экспертные умы ищут аналог текущему моменту жизни страны в прошлом - кто в монархии, кто в сталинских, кто в брежневских, а кто и в горбачевских временах". Но смотреть в будущее нельзя без того, чтобы не вспомнить о пророческих словах М. Ходорковского: "...Либерализм потерпел поражение потому, что пытался игнорировать... некоторые важные национально-исторические особенности развития России".
Ретроспективный контекстно - континуальный анализ использует понятие концептуальный формат. "Исторические параллели" - это лишь один из концептуальных форматов, позволяющих проводить компаративный анализ, и таким образом, формализовать и объективизировать текущие общественно - политические процессы и явления. В данной работе в тезисной форме представлены выявленные закономерности развития страны и основные представления авторов о прошлом, настоящем и будущем России.
О новых неформальных понятиях
Авторы придерживаются тезиса Р. Коллинза, высказанного им в работе "Социология: наука или антинаука", о необходимости введения в научный оборот неформальных терминов. Необходимость презентации экспертному сообществу и интеллектуальной элите новых инновационных терминов очевидна. В данной работе представлен ряд инновационных терминов, позволяющих формализовать историю России - СССР, с целью выявления некоторых закономерностей исторического развития нашей страны.
Условно, исторические периоды России - СССР можно поделить на имперские и энтропийные. А каждый из данных периодов можно также поделить на две части: экспансивно - имперский и латентно - имперские периоды, а также латентно - энтропийный и дезинтеграционно - энтропийный периоды. Причем, под экспансивно - имперским периодом в истории России - СССР мы понимаем период территориального расширения страны, агрессивные действия государства, направленные на освоение внешних пространств. Под дезинтеграционно - энтропийным периодом мы понимаем период распада страны, период территориального сжатия России - СССР. Под латентно - имперским и латентно - энтропийным периодами мы понимаем скрытые этапы нахождения государства в соответствующих периодах или фазах истории. Отнесение того или иного этапа в истории России - СССР к латентно - имперскому или латентно - энтропийному периоду проходит по косвенным признакам.
Необходимо отметить, что самым сложным в классификации исторических периодов России - СССР является определение точек перехода от одного этапа к другому. Так, например, в период с 1914 по 1921 год Россия - СССР фактически перешла от экспансивно - имперского периода в формате царской России к экспансивно - имперскому периоду в формате Советской власти. Причем, точно определить даты перехода от одного периода к другому крайне затруднительно.
Империя, как концептуальный формат
Обращаем внимание на то, какой смысл мы вкладываем в понятие имперский и в понятие энтропийный периоды. Под имперскостью мы понимаем не столько очевидные проявления расширения территории российского государства, но и наличие вполне определенной религии - идеологии, а также своеобразной самоидентификации русского народа и Российского государства в рамках осознанной миссии. Причём влияние этой миссии выходит далеко за пределы нашего государства. Обращаем внимание также и на то, что многие эксперты называют имперскими те же периоды в истории России - СССР, что и авторы, но вкладывают несколько иной смысл в определение имперскости.
Для объективизации особенностей исторического развития России - СССР в ХХ веке необходимо встать на парадоксальную точку зрения, высказанную Анной Ахматовой: "ХХ век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как ХIХ начался Венским Конгрессом". Анна Ахматова пророчески обозначила в одном из своих стихотворений "Приближался не календарный / настоящий двадцатый век". Необходимо разделить два понятия - календарный или хронологический век, и концептуальный век. Именно это разделение позволит нам формализовать и объективизировать сложные процессы, протекавшие в концептуальном ХХ веке, и попытаться заглянуть в будущее России, основываясь на знаниях, полученных в рамках нового понятийного поля.
От русской Империи к советской Империи
23 июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет ультиматум Сербии, подозревая Сербию в участии в убийстве эрцгерцога Австро-Венгрии Франца-Фердинанда. 25 июля Сербия обращается за помощью к России. 26 июля Австро-Венгрия объявляет всеобщую мобилизацию и сосредотачивает войска на границе с Россией. 30 июля в России была объявлена мобилизация, а 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. И эту дату обычно в России называют началом Первой Мировой империалистической войны. Мобилизация в России была объявлена в защиту братьев сербов. Несмотря на то, что именно Германия объявила войну России, можно признать, что Россия в 1914 году находилась в экспансивно - имперском периоде, так как "защита сербов" предполагала именно агрессивные действия со стороны нашей державы, направленные на восстановление справедливости за пределами Империи.
3 марта 1918 года Россия заключает в Бресте унизительный мирный договор ("Мирный договор между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с другой стороны"). По данному договору от России отторгались Польша, Прибалтика, часть Белоруссии, Украины, а также Карс, Кардаган, Батум на Кавказе. Таким образом, 3 марта 1918 года латентно - энтропийный период старой России, включавший в себя потерю территорий в ходе военных действий, перешел в дезинтеграционно - энтропийную фазу. Потери советского государства в рамках "Брестского мира" были первыми потерями, но не последними. 15 марта 1918 года Конференция стран Антанты в Лондоне официально одобрила интервенцию в Россию. Но уже к осени 1918 года наметился перелом в гражданской войне, уменьшилось и прекратилось дезертирство в Красной армии, а массовый переход крестьян на сторону большевиков решил исход гражданской войны.
Нет необходимости заострять внимание на том, что представляла собой карта России в данный период времени. Но крайне важным является нарастание признаков перехода советской власти в латентно - имперскую фазу. Так, 17 марта 1920 года В.И. Ленин дает директиву Сталину, находящемуся на Юге: "...Операцию на Крым нельзя затягивать... Только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и спартаковцы завладели частью города. Кто победит неизвестно, но для нас необходимо максимально ускорить овладение Крымом, чтобы иметь вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на запад на помощь коммунистам".
Необходимо выделить парадоксальность оценок того времени в формате "Империя". Так, А. Пионтковский, директор центра стратегических исследований РАН, отметил, что "в 1920 году вышедшая из гражданской войны совершенно обессиленная Россия в течение нескольких месяцев без видимых усилий с блеском восстановила свою империю и на Кавказе, и в Средней Азии, хотя там ей противостояла Великобритания с традиционными интересами в этих регионах". Прав был Андрей Амальрик, предсказавший распад Советского Союза еще в 1960 году, написавший, что, как принятие христианства на 300 лет продлило жизнь Римской Империи, так принятие коммунизма на десятилетия продлило жизнь Российской Империи. Потому что коммунизм был империобразующей религией. И когда эта религия умерла, Советский Союза пал. Об особенностях восприятия понятия "Империя" будет сказано ниже, а для нас крайне важно понять, в какой период времени в России начался латентно - имперский период в формате советской Империи.
Представляется, что за дату начала латентно - имперского периода, скорее всего, необходимо принять 13 марта 1919 года. В выступлении В.И. Ленина в Петрограде прозвучало: "Мы еще раз говорим себе и вам с полной уверенностью, что победа обеспечена за нами в мировом масштабе... Мы скоро увидим рождение всемирной федеративной Советской республики". Историк Д. Волкогонов отметил, что "авантюристическая ирреальная речь Ленина" была опубликована только в газете "Северная коммуна". Но трансформация концептуального лозунга "Пролетарии всех стран соединяйтесь" в формат "всемирной федеративной Советской республики" - это проявление контуров будущей советской Империи. А представленная выше цитата из обращения Ленина к Сталину по вопросу поддержки восстания спартаковцев в Германии - это конкретное проявление новой нарождающейся советской имперской идеологии.
Аспекты восприятия понятия "Империя"
Необходимо выделить три основных аспекта, которые позволяют объединить в один концептуальный формат российскую и советскую Империи. Это расширение Империи. Достаточно вспомнить известное выражение Дж. Буша: "У Америки нет империи, которую следовало бы расширять, или утопии, которую следовало бы воплощать". Восприятие Империи в формате лидерства, распространяющегося далеко за границы Империи. А также наличие некой миссии - религии. Причем формальные признаки Империи, такие как полиэтническое государство, состоящее из метрополии и колоний, не являются универсальными для всех Империй. Достаточно вспомнить Австро-Венгерскую Империю. Данные признаки являются второстепенными, а также отвлекающими признаками, не позволяющими объективизировать понятие Империя, в интересующем нас аспекте массового восприятия.
Осмысление понятия Империя в начале XXI века привело не только к рождению, по словам Отто Лациса, оксюморона (соединение противоположных по смыслу понятий) "либеральная империя", но и ряда концептуальных посылов, которые позволяют формализовать понятие "Империя". В первую очередь необходимо выделить определение российского интеллектуала Михаила Юрьева: "Империя - это любое государство, у которого есть смысл существования, кроме самоподдержания". Недавние рассуждения Юрия Маршака (на сайте polit.ru), в рамках которых выделено то главное, что не позволяет современной России ХХI века позиционировать себя как Империю. Маршак отметил аспект расширения Империи, а также соединение расширения Империи с миссией России: "Мы - третий Рим", совершенно неожиданно, нагло, ни на чем не основано. Этого хватило на 530 лет непрерывного расширения. Можете проверить и поделить: 110 кв. км в день. И с этой скоростью распространялась Россия вплоть до 1991 года, а сейчас снова возникла другая ситуация ...." Необходимо отметить и то, что ему удалось выделить источник, не позволяющий понятию Империя выпасть из фокуса внимания экспертного сообщества: "Есть империя российского интеллекта"
Представляется, что формат "Империя - обыкновенная страна" является для России дихотомией. А организация общественно - политической жизни в стране без мироощущения себя Империей - это на сегодняшний день неразрешимой проблемой для российской власти. И этому есть вполне логичное объяснение. Аркадий Попов, ведущий сотрудник аналитической группы "Меркатор", дал одно из наиболее корректных определений Империи: "Слово "империя" происходит от латинского "imperium", что как сообщают историки, в древнем Риме означало не только императорскую власть, но и власть магистрата, республики, даже - власть вообще". Если предположить, что в массовом сознании граждан России отказ от Империи воспринимается как отказ от власти вообще, то попытки определенных политических сил позиционировать экспертному сообществу необходимость безропотного принятия того, что Россия "обыкновенная страна" - обречены на провал. Нынешнее равнодушно - аморфное состояние народа обманчиво и не едва ли будет долгосрочным. А тенденция отнесения аналитиков и экспертов, позитивно относящихся к возможности возрождения в России Империи, к числу консерваторов и маргиналов, является не более чем признаком арьергардных боёв интеллектуальной обслуги власти.
Ещё одним способом борьбы с будущей Империей является представление о ней как о форме зла. Так? известный писатель, автор книг - фэнтези Ник Перумов, как бы оправдываясь сказал в одном из своих интервью, что он: "сознательно не сделал Империю средоточием мирового зла".