Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:26, контрольная работа
Для объективизации особенностей исторического развития России - СССР в ХХ веке необходимо встать на парадоксальную точку зрения, высказанную Анной Ахматовой: "ХХ век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как ХIХ начался Венским Конгрессом". Анна Ахматова пророчески обозначила в одном из своих стихотворений "Приближался не календарный / настоящий двадцатый век". Необходимо разделить два понятия - календарный или хронологический век, и концептуальный век. Именно это разделение позволит нам формализовать и объективизировать сложные процессы, протекавшие в концептуальном ХХ веке, и попытаться заглянуть в будущее России, основываясь на знаниях, полученных в рамках нового понятийного поля.
Лига Наций - это детище президента США Вильсона. "Версальская конференция" (июнь1919 года) окончательно перекромсала политическую карту мира. Но недовольство США версальским вариантом урегулирования было настолько сильным, что в марте 1920 года Сенат не ратифицировал Версальский договор, а США соответственно, не вошли в Лигу Наций. А последующее усиление влияния США уже было воплощено в жизнь в формате Организации Объединённых Наций.
Что несет в себе трансформация ООН в рамках предложений Коффи Аннана? Обнародован проект резолюции ООН о реформировании Совета Безопасности. Согласно проекту резолюции, кроме пяти "ядерных держав": США, Франции, Великобритании, Китая и России - в Совет Безопасности могут войти Германия, Бразилия, Индия, Япония, Египет и Нигерия. Изменение состава Совета Безопасности, введение в него Японии и Нигерии не столько приведёт к ослаблению позиций России, что является очевидным, сколько закрепит тенденцию дальнейшей неуправляемости сложнейших общественно - политических процессов в глобальном масштабе. Почему Нигерия, а не ЮАР или какая-либо другая африканская страна получит голос в составе Совета Безопасности ООН? По какому критерию происходит "естественный отбор" в Совет Безопасности?
Эти и многие другие вопросы лишь подтверждают известный тезис о том, что практически безвластная, раздираемая хорошо организованными скандалами ООН, в ближайшие годы либо перестает быть реальным субъектом международного права, либо трансформируется в "резиновую печать", одобряющую агрессию против очередной "страны-изгоя". Других вариантов развития ООН не просматривается. Причём, если трансформированная ООН действительно преобразуется в орган, безропотно санкционирующий агрессию против отдельных суверенных стран, то тогда это может стать косвенным подтверждением реального безвластия ООН. Или ООН будет легитимизировать агрессивные действия страны, победившей в Третьей мировой войне?
Представляется, что трансформация ООН должна на какое-то время создать иллюзию управляемости процессами в глобальном масштабе. 23 сентября 1960 года Н.С. Хрущёв в речи на Генеральной Ассамблее ООН предложил трансформировать ООН и заменить генерального секретаря ООН триумвиратом в следующем составе: один представитель от западных стран, один от социалистических и один от неприсоединившихся государств. Данное предложение не было принято, но оно обладало концептуальным смыслом, чего нельзя сказать о предстоящей трансформации ООН. Отсутствие нового международного договора и нового авторитетного органа, пришедшего на смену ООН, подтверждает, что Третья мировая война не завершена. А рассуждения на тему - "какая мировая война на дворе" - это эксклюзивное поле интеллектуалов - алармистов, и эту тему необходимо им оставить в безраздельное пользование.
1917 - 1991 - 2017?
Можно ли представить 74 года советской власти в виде "черного тоннеля"? Безусловно, можно. Данной точки зрения придерживается не только философ Игорь Чубайс, но и достаточно широкий круг российских экспертов. Нет необходимости заострять внимание на ошибочности данного тезиса. Известна шутка, что "Россия - это страна с непредсказуемым прошлым". Но историческая память человека устроена таким образом, что для него "новейшей историей являются все события, произошедшие в мире и в его стране со дня рождения его самого великовозрастного родственника". Поэтому, поместить в "черный тоннель" жизнь большинства еще живущих в России граждан невозможно. Актуальным становится вопрос: "Является ли революция 1991 года последней в России?". И когда можно ожидать новую российскую революцию?
Необходимо отметить, что начавшийся в странах, некогда входивших в СССР, парад "оранжевых" революций позволил четко отделить понятие социальная революция от понятия "оранжевая" революция. Революции 1917 и 1991 годов - это революции, в результате которых произошла смена социально - экономической формации. "Оранжевые" революции на постсоветском пространстве - это форма смены части элит в условиях неразвитости демократических институтов. Представляется, что на данном этапе мы можем говорить лишь о том, будет ли предшествовать социальная революция "оранжевой" революции в Москве или социальная революция произойдет естественным путем, в рамках абсолютно прогнозируемых действий российских властей.
Тема революции становится одной из самых модных тем в российском обществе. Портреты Че Гевары появляются повсюду, причём инициаторами появления портретов Че Гевары являются представители не бедствующих слоёв общества. Можно предположить, что в к 2007 - 2008 году в массовом сознании граждан России сформируется представление о сложившейся системе общественно - политических отношений, как о менее справедливой, по сравнению с той, которая была в нашей стране в конце 80-х годов прошлого века. Подтверждением этому является не столько гигантская диспропорция в распределении собственности в России, сколько отсутствие каких-либо социальных "лифтов", при помощи которых граждане могли бы перемещаться в более высокие страты общества, что удивительным образом напоминает ситуацию в России до 1917 года. Элита герметично закрыта. По мнению большинства западных экспертов, социальные потрясения в России наступят тогда, когда большинство граждан России осознают, что они и их дети окончательно "замурованы" в своих социальных ячейках, и выбраться из них невозможно. Отсутствие социальных перспектив для большинства граждан страны - это главный детонатор будущих потрясений в России. И все вместе взятые общероссийские партии не в состоянии отодвинуть осознание данной реальности на длительный период времени.
Трансформация политической системы страны после трагических событий в Беслане - это мощный катализатор будущей социальной революции. Партии в царской России не смогли выполнить возлагаемую на них социальную функцию. И надежды на то, что именно партии сыграют роль своеобразного "социального клея", практически нет. Искусственная "партизация" страны в состоянии лишь на некоторое время увлечь не далёкие региональные элиты. Но в целом искусственная "партизация" в состоянии эффективно выполнить лишь одну задачу: в кратчайшие сроки консолидировать властную элиту. Но эта консолидация приведет к тому, что народ в России станет единственной оппозицией власти. Другой смысловой нагрузки искусственная "партизация" страны не несет.
Было бы большой ошибкой считать, что отсутствие на сегодняшний день на политическом горизонте лидера будущей социальной революции является признаком того, что социальная революция в России не состоится. В России есть традиция, известная под названием "самозванство", причем в формат "самозванства" вписываются не только Степан Разин и Емельян Пугачев, но и Владимир Ульянов - Ленин. Нынешняя попытка федеральной властной элиты отслеживать мейнстрим общественно - политических настроений гарантированно приведет к провалу по той простой причине, что опираться на массовое сознание можно в период, далекий от революционных настроений. А повышенный градус революционности в состоянии в течение полутора - двух месяцев сделать практически неизвестного человека Мессией и народным заступником.
Большинство граждан России старшего поколения помнят, чему их учили в школе на уроках истории. Почему революция в России в 1917 году стала возможной? Россия была наиболее отсталой из всех капиталистических стран, и это было одним из условий победы социалистической революции в стране. В начале ХХI века Россия также не является передовой страной ни в плане развития эффективного рынка, ни в плане общественно - политических отношений. Безусловно, будущая социальная революция не будет означать возврат к социализму, но нусогенный кризис в стране с каждым днем повышает готовность граждан России воспринять любую революционную идею, ведущую к слому неэффективной и несправедливой политической системы, сложившейся в формате практически бездействующей Конституции 1993 года.
Парадокс ситуации заключается и в том, что в России не учитываются те проблемы, которые разрешались на Западе на протяжении всего ХХ века. Так Алвин Тоффлер отмечал, что "Все индустриальные страны уже сталкивались с конвергентными кризисами - кризисами всех жизненно важных систем - городского хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, транспорта, защиты окружающей среды. Современные политики одинаково реагируют на эти кризисы, проявляя лишь разные варианты старых подходов. Но возникающие проблемы могут быть неразрешимы при существующей форме общественного устройства, соответствующего массовому обществу". Необходимо отметить и то, что внутренняя стабильность российской Империи в преддверии 1917 года была подорвана и общемировым кризисом. А нынешняя стабильность в России, по мнению многих экспертов, может быть подорвана относительно продолжительным падением цен на нефть.
Тема революций не является эксклюзивно российской темой. Футуролог Патрик Диксон предрекает, что "следует ожидать очередной "большой идеи", коренным образом отличающейся от любой политической системы двадцатого столетия. Этот новый "изм" будет питаться энергией и стремлениями, накопленными в результате многочисленных революций двадцатого века...Чем позднее появится эта идея, тем продолжительнее будет вакуум, и тем быстрее новая идея овладеет миром". А в рамках российской реальности один из лидеров российских либералов Г. Явлинский заметил, что "революции в России происходят не оттого, что голод наступил, а наступают они тогда, когда разрыв между обществом и властью становится непреодолимым. Так было и в 1917, и 1991". И эта фраза является признаком того, что предощущение будущей революции заметно расширило свой ареал и достигло политической элиты.
Основной массой населения в дореволюционной царской России были крестьяне. Как писал В.И. Ленин: "Крестьянское малоземелье - это значит помещичье многоземелье" (Ленин, соч., т.11, стр.102). Но данный ленинский лозунг не соответствовал действительности. На долю помещичьей земли в России приходилось менее 20% пахотных земель, поэтому экспроприация земли у помещиков не решала проблем основной массы населения страны. Парадоксально, но факт, что российские власти до революции 1917 года, также как и российские власти в начале XXI века следовали, или даже можно сказать, подчинялись "мейнстриму" общественных ожиданий. Так, после того, как Германия в 1914 году объявила войну России, земли немецких колонистов в Саратовской губернии были изъяты и переданы под крестьянские наделы. "Огосударствление" ЮКОСа удивительным образом напоминает действия российских властей после объявления Германией войны России. В обоих случаях мы с вами можем констатировать, что действия властей не ведут ни к реальному улучшению жизни большинства граждан страны, ни к решению перезревших проблем. А "дело Ходорковского" не более чем отклик властей на неявно сформированный запрос на справедливость.
"Новые обездоленные" в России в начале ХХI века - это те же самые малоземельные крестьяне начала ХХ века. Что является итогом "ваучерной" приватизации по Чубайсу и "залоговых аукционов", в рамках которых была сформирована российская олигархия? В Российской Федерации более 80% граждан страны не имеют каких-либо дополнительных доходов, кроме дохода со своего основного вида трудовой деятельности или пенсий. Доходов в виде дивидендов с акций, долей собственности, рентных платежей. То есть граждане страны действительно являются "новыми обездоленными" по окончанию процесса массовой приватизации государственной собственности в стране. Более того, у них нет надежды на то, что собственность будет перераспределяться в пользу простых граждан. Необходимо также отметить и то, что в России отсутствует система мониторинга за ростом благосостояния народа в тех форматах, которые приняты в Европе.
При проведении сравнительного анализа между общественно - политической ситуацией, сложившейся в России до 1917 года, и общественно - политической ситуацией, сложившейся в РФ в начале ХХI века, настораживают даже цифровые совпадения. В царской России в 1914 году насчитывалось 139,3 миллиона граждан. Подавляющее большинство граждан страны были малоземельные крестьяне. По переписи 17.12.1926 года в СССР было чуть более 147 миллионов граждан. Из них менее 20% проживали в городах. По переписи населения 2002 года в Российской Федерации проживает 144 миллиона граждан. Практически полное совпадение цифр вызывает ощущение исторического дежавю, а действия российских властей в начале ХХI века, направленные на укрепление собственной власти и одновременно на распад страны, делают эти совпадения действительно пугающими. И именно это позволяет предположить, что в ХХI веке в нашей стране будет новый 17-й год.
Антиимперский шаг Сталина и китайские острова на Амуре
В истории СССР существует поразительный факт, в известной степени разрушающий миф о Сталине. Это история с безвозмездной передачей Китаю Чанчуньской железной дороги. Расширение советской Империи после второй мировой войны, помощь СССР молодой Китайской народной республике вылились в беспрецедентные акции, приведшие к передаче собственности и имущества СССР Китаю в размере 600 000 000 долларов в денежном исчислении того времени. Чем был вызван данный шаг И.В. Сталина?
1 октября 1949 г. на массовом митинге на центральной пекинской площади Тяньаньмэнь было провозглашено создание Китайской Народной Республики. В начале 1949 года советским руководством было принято решение: в случае установления в Китае власти КПК аннулировать советско-китайский договор в части, касающейся военно-морской базы Порт-Артур, и вывести советские войска с Ляодунского полуострова. В переговорах же с Мао Цзэдуном Сталин проявил беспрецедентную в международных отношениях уступчивость и встал на путь отказа от всего, что СССР получил по договору 1945 года и по предыдущим соглашениям, начиная с русско-китайского договора 1896 года. На переговорах конца 1949 - начала 1950 года Сталин, по своей инициативе, решил отказаться от тех территориальных и имущественных прав, весьма важных стратегических позиций, которые вытекали из советско-китайских соглашений 1945 года. Китайское руководство настойчиво внушало Сталину мысль о том, что коммунисты, придя к власти, установят "вечную и нерушимую" дружбу между СССР и Китаем.
14 февраля 1950 года в Кремле состоялось подписание Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи, а также соглашения о Китайской Чанчуньской железной дороге, Порт - Артуре и Дальнем. В состав безвозмездно переданного Советским правительством имущества дороги вошли железнодорожные магистрали, идущие от ст. Маньчжурия до ст. Суйфынхэ (Пограничная) и от Харбина до Дальнего и Порт-Артура с землями, подвижным составом (паровозами, грузовыми и пассажирскими вагонами), паровозоремонтными заводами, электростанциями, телеграфными и телефонными станциями, служебно-техническими и гражданскими зданиями, подсобными предприятиями, школами, клубами. По заключительному балансу все принадлежащее СССР безвозмездно переданное имущество оценивалось по тогдашнему курсу в 600 миллионов долларов.