Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:42, лабораторная работа
1.Расскажите о нормах употребления однородных членов предложения.
2. Перечислите основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм построения предложений с однородными членами.
3. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Лабораторная работа №14
Нормы построения
предложений с однородными
Вопросы
1.Подчеркните
однородные члены предложения,
выделите союзы, соединяющие их
Смотришь на березу и слышишь хороводные песни, переливчатые звуки гармоники, балалаечные вариации.
Поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова.
Жаворонок смотрел вниз и видел, что на всех полях поднялись уже посевы: и ячмень, и овес, и лен, и пшеница, и гречиха.
Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон.
Если могут в отрицании сосуществовать Иисус Христос и Понтий Пилат, духовность и практицизм, честность и бесчестие, мечта и трезвость, красота и уродство, то отношение к ним, мудро сложившееся веками, и есть нравственность, которая исторически изменялась, но осталась незыблемой в главном – в человеколюбии.
Картины природы в стихах Пушкина просты и совершенны.
2.Вставьте
на месте пропусков однородные
члены, данные в скобках,
Онегин с первого взгляда на Татьяну сумел понять____________ и___________ ее внутреннего мира, _____________ и __________________ ее души.
(глубину, значительность, красоту, поэтичность)
В.Г.Белинский писал, что пушкинский стих _____________и_______, как волна ,______________и ____________, как смола, _________________и _______, как кристалл,________ и_____, как весна,________и___, как удар меча в руке богатыря.
( благовонен, густ, душист, крепок, могуч, мягок, нежен, прозрачен, тягуч, чист).
3.Вставьте в предложения на месте одного из пропусков первую часть союзов, указанных в скобках.
Скульптору
А.Аникейчику и архитектору Л.Левину__________
языком символики __________ удалось___________передать____
(не только… но и).
На площади_________
устраивались____________шумные ярмарки, на
которых можно было___________купить_________
(не только…. но и).
___________за дивный золотой убор ________деревьев, то ли за то, как гласит легенда, «жители собрали монет золотых горку на строительство храма», назвали этот район Золотой горкой,
(то ли… то ли).
Так он размышлял почти весь день ,________улаляясь в прошлое, то, словно, опомнившись, вбегая в недалекое будущее.
(то…то).
По ряду позиций
мы__________вернулись_________
(не только…но и)
4.
Отметьте предложения, в
Когда-то они не только жили в одном доме, но и на одной лестничной клетке.
Я хотел бы рассказать не столько о производстве, сколько об опыте самоорганизации.
______________________________
До войны то ли был там ипподром, то ли стадион.
Весьма важным является выбор писателем как объекта изображения, так и его отношение к этому объекту.
Я не только стал учить белорусский язык, но и польский, и немецкий.
5.
Отметьте предложения, в
Штаб будет корректировать и управлять действиями спасателей.
Профессия писателя трудна, ответственна и благородная.
Пограничник не только готов защищать родную страну, но и уже несет трудную, ответственную службу днем и ночью.
В разговорах с друзьями все чаще звучали названия вузов, профессий и других учебных заведений.
В фондах музея и экспозиционных залах собраны документы, фотографии, оружие, предметы снаряжения, награды, которые рассказывают о героизме и мужестве нашего народа в борьбе с фашизмом.
6. Определите вид грамматической ошибки.
С памятника стоит и смотрит солдат.
На Брестчине текут Припять, Горынь, Западный Буг, Случь, Днепровско – Бугский канал, Агинский канал, Беловежская пуща.
Ох уж те славные школьные времена, когда он был любимчиком фортунф, одноклассниц и девчонок!
Василий Петрович прохаживался то по комнатам, от садился в кресло, то снова начинал ходить.
Конверт был неподписанный и не заклеен.
О подвигах воинов рассказано в прозаических произведениях, романах, поэмах.
Цель этого урока – актуализировать знания учащихся о жанрах речи и формирование понятия о жанре отзыва.
В самом А.Пушкине можно заметить разные качества: и ироничность Онегина, и восторженная пылкость Ленского, и глубина чувств Татьяны.
Действие романа «Евгений Онегин» происходит в разных городах России: в Петербурге, в Москве, в деревне, в Крыму.
7.Отредактируйте
предложения в соответствии с
синтаксическими нормами
Сюзан Рид не только изучила такой знакомый для эпохи журнал, как «Декоративное искусство СССР», но и периодические издания от «Вопросов философии» до «Нового мира» и «Крокодила».
В памятные
дни у могил Владимира
Янка Брыль всегда любил и помогал молодым писателям.
Машина не завелась: из-за февральской оттепели то ли разладилось зажигание, то ли еще что-то.
В двадцатом столетии, будучи художественным летописцем, литература заставила нас восхищаться и партизаном-революционером Левинсоном, и печалиться над судьбами героев, сражавшихся в белой гвардии.
Мы растерялись в своих ориентирах, потому что, согласитесь, в двадцатом веке в них было трудно не только разобраться, но и выстроить а логическую цепь.
Наташа ежедневно забирала малышку из садика, кормила ее, гуляла, водила в цирк, кино, зоопарк.
Достойное место «в поэзии» занимает послевоенная эпоха, судьбоносная не только в истории белорусского, но и народов Европы.
Стихи, посвященные матери, отцу, сыну, - это страничка не только в биографии автора, но и лирическая хроника белорусской семьи, истории, народа.
8.
Отметьте правильно
Архитектурный облик проспекта, как и самого города, характеризуется в основном сочетанием нескольких стилей: классицизма, неоклассицизма, эклектики с элементами модерна.
Если отбросить экзотику: пальмовые рощи, круторогих волов и священных ибисов, Нил напоминает Волгу в июльский полдень.
Если бы удалось реализовать эту программу, облик всей России: и деревень, и сел – был бы иным.
Российское руководство признает и уважительно относится к такой позиции Беларуси.
На те книги хотелось не только смотреть, а читать.
9.Отметьте
предложения, в которых
В первых главах романа «Евгений Онегин» герои юны и совсем наивны, автор шутлив, говорлив и почти беспечный.
На столе лежали печенье и стакан горячего чая.
Пушкин характеризует Онегина противоречивыми, на первый взгляд, определениями: «денди лондонский» и «проказник», «ученый малый» и «порядка враг и расточитель», «педант и повеса пылкий», «филосов в осьмнадцать лет» и «отступник бурных наслаждений».
Ваша задача – характеристика Татьяны Лариной и описать отношение к ней А.Пушкина.
Колледж рассчитывает получить деньги от продажи изделий, изготовленных руками учащихся, и спонсоров.
10. Отредактируйте
предложения, исправив ошибки
в употреблении однородных
1. При обнаружении повышенного
уровня радиации в рабочих
помещениях приостановить
2. Различного рода вывески
и реклама арендаторов должны
быть согласованы с
3. Арендаторы с их персоналом обязаны соблюдать санитарные и противопожарные требования.
4. Если вы хотите, чтобы
ваше торжество, отдых
5. Для малоимущих, инвалидов и неторгующих организаций предусмотрены скидки.
6. Последнее означает
не только вежливость с
11. Устраните ошибки в конструкциях с однородными членами. Обратите внимание на то, чем выражены однородные члены в предложениях.
1. Если в период гарантийной
эксплуатации обнаружатся
2. Следует четко определить задачи поставленные автором в данной работе, и какие методы использовались для достижения этой цели.
3. Мы были бы рады, если бы Вы оплатили банковским векселем, либо открыв безотзывный аккредитив в нашу пользу.
4. Перед сдачей объекта
под охрану нужно проверить,
что в охраняемом помещении
в нерабочее время не
5. Стороны освобождаются
от ответственности, если невыполнение
обязательств явилось
6. Когда было принято
решение о переносе
12. Составьте текст гарантийного письма - запроса, используя конструкции предложений с однородными членами.
Информация о работе Нормы построения предложений с однородными членами в деловой письменной речи