Нормы построения предложений с однородными членами в деловой письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:42, лабораторная работа

Краткое описание

1.Расскажите о нормах употребления однородных членов предложения.
2. Перечислите основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм построения предложений с однородными членами.
3. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Вложенные файлы: 17 файлов

практ. раб.17.docx

— 23.76 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.14.docx

— 20.84 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.8.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

                      Лабораторная работа №8

          Нормы употребления имен существительных в деловой речи.

1.От данных слов образуйте  формы именительного падежа множественного  числа.

    Доктор, директор, профессор, ректор, скульптор, снайпер, бухгалтер, мастер, сторож, инженер, шофёр, торт, госпиталь, фронт, нос, ярус, катер, номер, отпуск, месяц, якорь, курица,  бок, порт,  адрес, веер, купол, мастер, обшлаг, отпуск,  паспорт,  возраст, выговор, выпуск, герб,  диспетчер, договор,  контейнер, крем, лектор,   офицер, очередь, полис,  почерк, прибыль, слог, столяр, токарь,  ворох, гроздь, дядя, шурин, инспектор, инструктор, крейсер, плинтус, прожектор, пудель, свитер, сектор, слесарь, тополь, трактор,  флигель, цех, штабель, штемпель, шторм.

2. Запишите существительные  в указанных формах.

 

Р.п., ед.ч.

(нет чего?)

П.п., ед.ч.

(о чём?)

Смех

   

Клей

   

Вид

   

Суп

   

Шоколад

   

Бал

   

Снег

   

Шкаф

   

 

  3. Допишите окончания  предложного падежа единственного  числа.

      Рассказывал  о лес.. – был в лес…,  о   детском сад…- в детском сад..,

щекочет в нос..-  родинка  на нос…,  говорили о снег..-   рисунок на снег.. –лежать на снег.., об общественном  стро..-  маршировать в стро..,  спросил о стол..-  стоял на стол..

  4.  Образуйте форму  родительного падежа множественного  числа следующих существительных:

       а) валенки,  кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

       б) антресоли, бубны, джинсы, кальсоны, консервы., лыжи, макароны, очки, панталоны, шаровары, шахматы, шорты, ясли;

       в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины,  помидоры, яблоки;

       г) амперы, ватты, гектары, граммы;

       д) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты;

       е) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты,  цыгане;                                                    

     ж) брызги, вафли,  клешни, кухни, ноздри, свечи, сопли;

      з) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца. 

  5. Составьте словосочетания  с каждой из приведенных ниже  форм слов.

     Адреса –  адресы,  века – веки, года –  годы, колена – колени,  корпусы- корпуса, крендели- кренделя, меха – мехи,  мужья – мужи,  образы- образа, ордены- ордена, пропуска – пропуски, рода – роды,  счеты- счета, сыновья – сыны, тоны- тона,  учители- учителя, хлеб - хлеба.                    

            

6. Выберите существительные,  употребляющиеся только в форме  единственного числа.

     Золото, серебро, щавель, пух, молодежь, студент, студенчество, мысль, ивняк, ива, свист, электорат, печенье, пряник.

      Белизна, свинина, смородина, яблоня, помощь, азарт, слава, картофель, картофелина, картошка, малина, малинка.

 

7. Выберите существительные,  имеющие только формы множественного  числа.

     Макароны, рельсы, недра, качели, кудри, кудряшки, кавычки, перила, перильца, погоны, чернила, румяна, туфли, брюки.

Тапки, инициалы, гастроли, консервы, промтовары, шахматы, бакенбарды, грабли, шпалы, опилки.

 

8. Поставьте приведенные  ниже слова в форму единственного  числа. 

      В тех  случаях, где  это возможно, укажите два варианта.

      Изящные жирафы, русские идиомы, ужасные неряхи,  распахнутые ставни, красные георгины, удобные стулья, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты, черные пожарища, высокие ботфорты, крахмальные простыни, серые домины, детские коленки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, кудрявые бакенбарды, ранние овощи, дешевые плацкарты, веселые запевалы, противные ябеды.

 

9. Образуйте, если это  возможно, форму именительного падежа  единственного числа приведенных  ниже имен существительных. Есть  ли здесь слова с колебаниями  в формах рода?

       А. Битки, зразы, вафли, галеты, гренки, клецки, куры, лангеты, меренги, оладьи, пельмени, тефтели, шпроты.

        Б. ботинки, босоножки, гамаши, гетры, кеды, котурны, кроссовки, сандалеты, сандалии, тапки, тапочки, туфли, чешки, шлепанцы.

 

10. Определите род следующих  существительных.

         Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль, ретушь, фальшь, мозоль, рояль, вуаль, сажень, толь, шампунь, ваниль.

     11. Разделите  существительные на три группы:

        1) существительные  женского рода;

        2) существительные  мужского рода;

        3) существительные  общего рода.

        Балда, бездарь, брюзга, визави, воротила, врач, голова, громила, денди, жадина, жертва, забияка, зазнайка, заправила, змея, импресарио, инкогнито, какаду, колибри, конферансье, крупье, маэстро, недотрога, повеса, портье, протеже, простофиля, свинья, сластёна, слуга, сорвиголова, староста, судья, тамада, травести, умница, шимпанзе, ябеда.

 

12.  Укажите род имен  существительных.

Депо, интервью, атташе, импресарио, маэстро, мадемуазель, авеню, кольраби, какаду, пони, шоу, алиби, амплуа, ватерполо, дзюдо, казино, караоке, карате, кашне, кашпо, колье, купе, кюри.

Барбекю, евро, болеро, зебу, иваси, цеце, сулугуни, айкидо, бунгало, варьете.

Гран-при, боа (удав), боа (шарф), альма-матер, дабл-ю, комвзвода, замглавврача.

 

13. Подчеркните неизменяемые  существительные:

     АЗС, алиби, альма-матер, пальто, пальтецо, кофе, сено, СКВ, жалюзи, ясли, пони, кепи, кепка, конфетти, конфеты, Чили, Черненко, рагу, мисс, Сергей Черных, Игорь Кравчук, Раиса Кирейчук.

14.  Используя ниже приведённые  слова, составьте словосочетания  «существительное + прилагательное».  Прилагательное подберите самостоятельно. Образец: дорогое боа, огромное  шимпанзе.                                              

      Авеню, аэрозоль, бандероль, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, инженю, какаду, кольраби, контральто, кофе, леди, лосось, меню, мозоль, мокко, моль, пемоксоль, пенальти, пони, портмоне, салями, травести, тюль, фламинго, фойе, фрау, цеце, шампунь.

15. Определите род аббревиатур.

      ООН, США, РУВД, ГЭС, ЖЭК, СПбГУ, СНГ, БДТ, ФИФА,  ВГТРК, ЦКБ, ГИБДД, МРОТ, ВВП, ЛДПР, МВФ, АСУ, АЭС, ВТУЗ, ВЦ, ГЭК,  ДПС, ДТП, ЕЭС, МКАД, ЖКХ, ЗАГС.

 

16. Для следующих слов  образуйте, где это допустимо,  соответствующие существительные  женского рода:

          учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор,  доцент, инженер. 

17. Проявите свои знания  по географии, распределив имена   собственные  в соответствии  с тем, какой географический  объект  они  обозначают. В скобках    укажите  род данных существительных:

Дели, Замбези, Калахари, Гоби, Килиманджаро, Киото, Мак-Кинли, Мехико, Нагасаки, Онтарио, Ориноко, Сан-Франциско, Саппоро,  Сулавеси, Хоккайдо, Чикаго, Эри.

Города:

Острова:

Озера:

Реки:

Пустыни:

Горы:

 

18. Подчеркните ту часть,  по которой определяется род  данных слов. Укажите род имен  существительных:

Автомобиль-мастерская, платье-халат, балет-оратория, балка-настил, библиотека-хранилище, альфа-активность, альфа-распад, вакуум-камера, дом-усадьба, вышивка-панно.

Каноэ-двойка,  листовка-воззвание, музей-панорама, магазин-ателье, плащ-палатка, письмо-заявка, платье-костюм, ракета-перехватчик, роман-эпопея, тележка-прицеп.   

 

19. Допишите окончания  прилагательных и причастий:

Приехавш..  автомобиль-цистерна,  прекрас..  балет-симфония, стеклянн.. галерея-переход, нов.. гамма-дозиметр,  работающ..  бета-детектор,  кирпичн..  дом-дача,  необходим..  письмо-рекомендация,  заводск..  кафе-столовая,  уютн.. кафе-ресторан,  интересн..  новелла-очерк,  старинн.. крепость-монастырь.

      

                                     

20. Поставьте имена и   фамилии, данные в скобках, в необходимой падежной форме.

  

1  . Романы  (Жюль ) Верна, собрание сочинений (Марк) Твена, книга ( Пьер – Анри) Симона ,  общественно – политические взгляды (Жан – Жак) Руссо, вечер памяти (Жан – Ришар) Блока,  студенту (Ремчук), студентке (Ремчук), у Адама (Мицкевич), у Марии (Мицкевич), с Августом (Шлегель), с Каролиной (Шлегель), труды (Шамбинаго), построить дом для (Дубяго), роман (Седых), прийти к (Долгих), книги (Дурного), Генрих и Томас (Манн), отец и сын (Ойстрах), Тамара и Ирина (Пресс), Урсула и Вольфганс (Ульрих), Франклин и Элеонора (Рузвельт), господин и госпожа (Райнер), муж и жена (Эстрем), брат и сестра (Ниринг), супруги (Найк), оба аспиранта (Ивановы),  две (Жуковских).             

 

21. Раскройте скобки, правильно  склоняя имена и фамилии художников, скульпторов  и писателей.

      « Амур  и Психея» (Антонио Канова), «Саламбо» (Гюстав Флобер), «Апостолы Петр и Павел» (Доменико Эль Греко),  « Лот с дочерьми»               ( Франсуа де Труа),  «Музыка» (Анри Матисс),  «Одиссей и Навзикая»              ( Сальватор Роза),  «Сага о Форсайте» (Джон Голсуорси), «Автопортрет» (Антонис Ван Дейк),  « Поклонение младенцу Христу» (Филиппино Липпи),

«Прощание Амбеляра и Элоизы» ( Анжелика Кауфман), « Танкред и Эрминия» (Никола Пуссен), «Флора» (Этьен Морис Фальконе), «Юнона у Эола» (Жан Ресту), «явление Христа Марии Магдалине» (Пьеро да Кортона), «Мадам Доротея» (Сингрид Унсет), « Нана» ( Эмиль Золя), «Мопра» (Жорж Санд).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


практ. раб.4.docx

— 22.66 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.15.docx

— 18.04 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.6.docx

— 15.82 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.9.docx

— 19.12 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.3.docx

— 19.19 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.5.docx

— 19.42 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.2.docx

— 19.59 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.12.docx

— 16.79 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.13.docx

— 16.96 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.11.docx

— 17.81 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.1.docx

— 18.25 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.16.docx

— 15.58 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.10.docx

— 16.41 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практ. раб.7.docx

— 16.51 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Нормы построения предложений с однородными членами в деловой письменной речи