Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
пальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая ра-
бота осуществляется вне служебной деятельности;
2) членство военнослужащих,
сотрудников
дей в политических партиях,
их выступления в поддержку какой-
ской партии;
3) создание политических
партий на религиозной,
следование религиозными объединениями политических целей;
4) создание объединениями
граждан военизированных
5) деятельность политических партий, общественных и религиозных объе-
динений, их представительств и филиалов, преследующих политические цели,
действия которых направлены на насильственное изменение конституционного
строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой,
межнациональной, межэтнической и религиозной вражды.
Более подробно основные принципы деятельности политических партий
описываются в Уставе партии. В большинстве случаев, в Уставах партии опре-
деляется то, что партия строит свою деятельность на основе следующих прин-
ципов:
• добровольности членства в партии;
• выборности основных партийных органов;
• гласности деятельности партийных организаций и их органов;
• внутрипартийного плюрализма мнений;
Политические партии Кыргызстана
37
• гарантии прав меньшинства.
Как мы видим, в Уставах партии отражены принципы: добровольности, рав-
ноправия, самоуправления, законности, гласности. Так, к примеру, некоторые
партии отмечают, что члены партии имеют право создавать также фракции. Для
создания фракции необходимо наличие программных документов и регистра-
ция членов. Если количество членов фракции составляет не менее 1/5 части от
общего числа членов партийной организации, то фракция регистрируется вы-
шестоящим руководящим органом соответствующей организации.
Фракции имеют следующие права:
• выражать и распространять свою позицию через партийные средства
массовой информации;
• выступать с содокладом на всех партийных собраниях.
Основным механизмом выявления, сравнения и согласования мнений чле-
нов партии и выработки единого решения является внутрипартийная дискус-
сия. Дискуссии проводятся по инициативе республиканских органов партии
или фракций. В уставе другой партии принцип свободы действий, добровольно-
сти участия, равноправия членов и гласности, отражен в следующей формули-
ровке: «Выборность всех органов партии снизу доверху при свободном выдви-
жении и самовыдвижении кандидатов. Выборы проводятся открытым или тай-
ным голосованием по решению собрания, конференции, съезда. Полная глас-
ность в работе партийных организаций и выборных органов всех уровней».
Внутрипартийный плюрализм мнений партии характеризируется следую-
щей формулировкой: «Основным постоянным механизмом выявления, сопо-
ставления, сближения мнений членов партии и выработки согласованных реше-
ний являются внутрипартийные дискуссии, которые могут проводиться по ини-
циативе Политсовета или
любой областной партийной
Организационная структура политических партий. Структура партий
достаточно разнообразна и зависит от целого ряда факторов, в числе которых
первостепенное значение имеют специфика самих партий, их исторические
особенности и национальные традиции.
Существуют два основных метода построения партий, которые получи-
ли почти всеобщее распространение. Соответственно им по организационной
структуре принято различать:
- организационно оформленные;
- организационно неоформленные партии.
Организационно оформленные партии имеют централизованный партий-
ный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рас-
сматривающих свою политическую деятельность как профессию. В этих пар-
тиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член пар-
тии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется
Политические партии Кыргызстана
38
всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.
Партии, относящиеся к данной группе, представляют собой, как правило, отно-
сительно небольшие по численности организации, обладающие четкой струк-
турой («кадровые партии»). Они строятся на принципах бюрократического цен-
трализма. Как правило, в этих партиях огромные полномочия принадлежат об-
щенациональному руководству и непосредственно лидеру. Указанные партии
могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается
как органическое дополнение к членству индивидуальному. К числу таких пар-
тий (по данным на 1989 г.) можно
было отнести либерально-
партию Японии, Христианско-демократический союз ФРГ, Австрийскую на-
родную партию, партию центра Швеции, ИНК и некоторые другие.
Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них
отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами
партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не
платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина.
Отсутствие официального членства в партиях этого типа компенсируется нали-
чием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, ко-
торый представляет собой основное орудие осуществления партийной полити-
ки. Деятельность таких партий сводится, прежде всего, к избирательной борь-
бе, к «улавливанию голосов избирателей». Основная задача данных партий - до-
биться победы на выборах. Типичным примером организационно неоформлен-
ных партий являются главные политические партии США - республиканская и
демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические
организации с довольно слабым центральным руководством. Формально чле-
нами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предше-
ствующих выборах за список соответствующей партии. Организационной свя-
зи между партией и ее членами не существует. Организационная структура ап-
паратов республиканской и демократической партий весьма сложна и хаотич-
на. В целом она приспособлена прежде всего к нуждам избирательной борьбы.
Общая тенденция к бюрократизации и централизации, свойственная поли-
тическим партиям, находит свое выражение в том, что количество организаци-
онно неоформленных партий неуклонно сокращается.
Организационно оформленное членство с обязательной уплатой партийных
взносов и обязанностью подчиняться партийной дисциплине становится обяза-
тельным атрибутом организационной структуры политических партий.
В России же, структура партии строится по примерно одинаковой системе
на трёх уровнях: партия — региональные отделения — местные отделения. На
уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует по-
стоянно руководящие органы, на уровне региона — собрание (конференция) и
руководящие органы регионального отделения.
Политические партии Кыргызстана
39
Местные и региональные отделения партии. Самым главным звеном,
«фундаментом» партии являются местные и региональные отделения партии
(первичные отделения, базовые партийные ячейки).
В Кыргызстане структура политической партии, порядок формирования,
компетенция и сроки полномочия
ее руководящих органов
вом партии.
В большинстве случаев, в Кыргызстане, основу партии составляют первич-
ные организации, и партии строятся в основном по территориальному принци-
пу. В некоторых случаях вокруг партии объединяются по профессиональному,
функциональному и другим признакам, не противоречащим законодательству.
Также могут создаваться Региональные отделения партии, как в виде учрежде-
ний с правами юридического лица действующего на основе положения утверж-
денного Политсоветом партии, так и в виде филиалов и представительств без
образования юридического лица, а в некоторых регионах, определенных По-
литсоветом партии, в виде структурных подразделений с прямым подчинением
центральным руководящим органом партии.
Как определяют уставы партий, члены партии в количестве не менее 3-х че-
ловек могут создавать первичную организацию.
Высшим органом первичной организации является Общее собрание, а меж-
ду ними руководство осуществляется
выборными исполнительными
Структуру и порядок образования исполнительных органов определяет Об-
щее собрание.
Первичные организации имеют следующие права:
- определять и изменять свои руководящие органы;
- выдвигать и поддерживать
кандидатов в депутаты
нов, а также предлагать кандидатур в местные органы государственного управ-
ления и местного самоуправления;
- самостоятельно распоряжаться
своими средствами за
переданной в центральный бюджет партии;
- создавать и руководить информационными органами;
- распускать первичную организацию.
Для координации своей деятельности первичные организации объединяют-
ся в территориальные организации (районные, городские, областные, межреги-
ональные, республиканские). Собрание представителей (конференция) или чле-
нов партии определяет и избирает
руководящий орган
зации и заслушивает их отчет.
Деятельность первичных
организаций может
ложений, регулирующих порядок их деятельности, не противоречащих Уста-
ву партии.
Политические партии Кыргызстана
40
Высший орган партии. Согласно уставам политических партий Кыргыз-
стана, высшим органом партии является съезд партии. Съезд партии созывается
по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в пять лет. По ре-
шению председателя партии, политсовета или по требованию большинства ре-
гиональных органов может быть созван внеочередной или чрезвычайный съезд.
В большинстве случаев, решение о созыве очередного съезда партии принима-
ется председателем партии, и это решение принимается не позднее одного ме-
сяца до начало съезда.
Как правило, решения съезда
принимаются простым
и решения съезда считаются правомочными, если в его работе приняли участие
не менее половины участников съезда. В некоторых случаях, решения о приня-
тии Устава, внесения изменений и дополнений в них, о роспуске партии при-
нимаются не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на голосова-
нии. Иногда избрание и освобождение председателя партии также принимает-
ся не менее 2/3 голосов от общего числа участников съезда. Порядок голосова-
ния определяется съездом. Практически всегда, решения съезда партии явля-
ются обязательными для руководящих органов партии. В большинстве, поря-
док выборов делегатов определяет совет или политсовет партии. У всех партий,
каждой региональной организации
и фракции гарантируется
квота. Иногда делегаты на съезд партии избираются областными и районными
партийными организациями и партийной организацией городов согласно квоте,
устанавливаемой политсоветом партии.
В большинстве случаев, съезд партии как высший орган партии:
• принимает Устав и Программу партии, вносит в них изменения и до-
полнения;
• избирает председателя партии, членов политсовета, членов конферен-
ции и ревизионной комиссии;
• определяет политику партии по основным вопросам общественной жизни;
• принимает решения о досрочном освобождении председателя партии, его
заместителей, членов политсовета, членов конференции и ревизионной комиссии.
Также только съезд принимает решение о реорганизации или ликвидации
партии. В период выборных кампаний съезд партии:
• выдвигает кандидата в Президенты Кыргызской Республики;
• выдвигает кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Респу-
блики, утверждает партийный список.
В некоторых случаях съезд партии:
• заслушивает председателя партии и ревизионную комиссию;
• решает вопросы досрочных
перевыборов состава
партии;
Политические партии Кыргызстана
41
• распускает партийные организации за нарушение Устава партии и рас-
сматривает жалобы о роспуске.
Органы коллективного руководства партией (совет или политсовет). Ор-
ганами коллективного руководства партией являются: совет или политсовет пар-
тии. В период между съездами текущую работу партии организуют и осущест-
вляют: совет или политсовет, являющимися ее высшими коллегиальными руко-
водящими органами. В большинстве случаев, заседание совета или политсовета
партии правомочно при условии присутствия не менее половины его состава. Как
правило, решения принимаются простым большинством голосов. Практически
всегда совет или политсовет партии как коллегиальный орган партии:
• принимает решения по стратегическим и тактическим вопросам партии;
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика