Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
политических партий в Кыргызской Республике
Законодательной основой организации и деятельности политических пар-
тий в Кыргызстане являются Конституция Кыргызской Республики, Закон Кыр-
гызской Республики «О политических партиях» и другие нормативные право-
вые акты Кыргызской Республики.
В Конституции Кыргызской Республики заложены основные принципы соз-
дания и существования политических партий, это - свободное волеизъявление,
общность интересов граждан
и признание политического
гласно статьи 4 раздела 1 Конституции Кыргызской Республики, в Кыргызской
Республике признается политическое многообразие и многопартийность. Поми-
мо этого политические партии, профессиональные союзы и другие обществен-
ные объединения могут создаваться гражданами на основе свободного волеизъяв-
ления и общности интересов для реализации и защиты своих прав и свобод, удо-
влетворения политических, экономических, социальных, трудовых, культурных и
иных интересов. Политические партии также содействуют выражению политиче-
ского волеизъявления граждан, принимают участие в выборах депутатов Жогорку
Кенеша, Президента и органов местного самоуправления.
В то же время существуют определенные ограничения в деятельности поли-
тических партий. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 раздела 1 Конституции
Политические партии Кыргызстана
Кыргызской Республики, в Кыргызской Республике запрещается:
1) слияние государственных,
муниципальных и партийных
разование и деятельность
партийных организаций в
пальных учреждениях и организациях; осуществление государственными и му-
ниципальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда та-
кая работа осуществляется вне служебной деятельности;
2) членство военнослужащих,
сотрудников
политических партиях, их
выступления в поддержку какой-
3) создание политических
партий на религиозной,
дование религиозными объединениями политических целей;
4) создание объединениями
граждан военизированных
5) деятельность политических партий, общественных и религиозных объе-
динений, их представительств и филиалов, преследующих политические цели,
действия которых направлены на насильственное изменение конституционно-
го строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой,
межнациональной, межэтнической и религиозной вражды20.
Согласно Закону Кыргызской Республики «О политических партиях» от
1999 года под политической
партией подразумевается
ние граждан Кыргызской Республики,
которые имеют общие
и задачи, способствующие осуществлению политической воли определенной ча-
сти населения, и принимают
участие через своих
делами государства21.
Однако до 1999 года политико-правовой статус политической партии не регу-
лировался отдельным нормативно-правовым документом. Некоторые положения
о политико-правовом статусе политических партий определялись в целом Зако-
ном Республики Кыргызстан «Об общественных объединениях»22. Так соглас-
но этому закону, определяющим правовое положение, в том числе и политиче-
ских партий, общественным объединением являлось: «добровольное формиро-
вание, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан Республики
Кыргызстан, объединившихся на основе общности интересов, цели и принципов
деятельности»23.
Общественными объединениями, помимо массовых движений, професси-
ональных союзов, женских, ветеранских организаций, организаций инвали-
20 Конституция Кыргызской Республики (введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года).
Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года.
21 Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» от 12 июня 1999 года N 50.
22 Введен в действие
постановлением Верховного
ля 1991 года N 360-XII, опубликован в "Ведомостях Верховного Совета Республики Кыргызстан" в
1991 г., N 3, с.111 (В редакции Закона КР от 19 ноября 1997 года N 79, пункты, касающиеся созда-
ния и деятельности политических партий, утратили силу в соответствии с Законом КР от 12 июня
1999 года N 50).
23 Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» от 12 июня 1999 года.
Политические партии Кыргызстана
дов, молодежных и детских организаций, научных, технических, культурно-
просветительских, физкультурно-спортивных и иных добровольных обществ,
творческих союзов, землячеств, фондов, ассоциаций и других объединений граж-
дан, также признавались - политические партии241.
Следует отметить, что изначально
в указанном документе
спублика ориентировалась на нормы и процедуры, закрепленные в междуна-
родной правовой системе. Так, в рассматриваемом нами документе была ссыл-
ка на «Всеобщую декларацию прав человека» в частности, в котором утверж-
далось, что «право на объединение является неотъемлемым правом человека и
гражданина, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека и закре-
пленным в Конституции Республики Кыргызстан и Конституции СССР. Респу-
блика Кыргызстан, заинтересованная в развитии творческой инициативы, соци-
альной и политической активности граждан, их участии в управлении государ-
ством и обществом, гарантирует гражданам Республики Кыргызстан свободу
создания общественных объединений»252.
Рассматривая Закон «Об общественных объединениях», хотелось бы так-
же отметить, что данный документ был документом переходного периода от
советско-коммунистической партийной системы к созданию правовых усло-
вий для функционирования и развития политических партий в независимом
Кыргызстане. Как мы видим, помимо международных норм и прав в указанном
нами документе была и ссылка на Основной закон СССР – Конституцию. Такие
ссылки были отмечены в статьях 4, 9 и 17, в которых регулировались принципы
создания и деятельность общественных объединений, членство в обществен-
ных объединениях и собственность общественных объединений соответствен-
но. Помимо этого сравнительно с Законом «О политических партиях» 1999 года
было много недочетов, неточностей и обобщенных моментов.
Так, в статье 3 Закона «Об общественных объединениях» в определении це-
лей общественных объединений было очень много направлений, не соответ-
ствующих целям политических партий. В частности в законе утверждалось,
что общественные объединения создаются в целях:
• реализации и защиты гражданских, политических, экономических, со-
циальных и культурных прав и свобод;
• развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управ-
лении государственными и общественными делами;
• удовлетворения профессиональных и любительских интересов; разви-
тия научного, технического и художественного творчества;
• охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельно-
сти; проведения культурно-просветительной,
физкультурно-оздоровительной
спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры;
24 Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» от 12 июня 1999 года.
25 Там же.
Политические партии Кыргызстана
• патриотического и гуманистического воспитания;
• расширения международных связей, укрепления мира и дружбы между
народами;
• осуществления иной деятельности, не запрещенной законом26.
В то же время следует отметить, что были отдельные статьи, которые непо-
средственно регулировали политико-правовой статус политических партий неза-
висимого Кыргызстана. Так, в статье 5 «Государство и общественные объедине-
ния» определялась деятельность организаций политических партий и утвержда-
лось, что деятельность организаций политических и других общественных объ-
единений осуществляется в нерабочее время их членов (участников) и за счет
средств этих объединений. Помимо этого, указанная статья конкретно регулиро-
вала и запрещала вопросы финансирования государством деятельности именно
политических партий и массовых общественных движений, преследующих поли-
тические цели, за исключением случаев финансирования избирательных кампа-
ний в соответствии с законодательством о выборах народных депутатов.
Касаясь вопроса создания, действия и членства политических партий, мы хоте-
ли бы отметить, что в документе также были статьи, регламентирующие указанные
моменты. В статье 6 отмечалось,
что к республиканским
ниям относятся такие объединения, деятельность которых в соответствии с устав-
ными задачами распространяется на территорию всей республики или большин-
ства районов и городов. При этом республиканские политические партии или про-
фессиональные союзы должны иметь своими членами не менее пятисот граждан
Республики Кыргызстан. В то же время «для создания других аналогичных обще-
ственных объединений требовалось лишь участие не менее 10 граждан»27.
Изначально в документе, определяющем политико-правовой статус полити-
ческих партий независимого Кыргызстана, было запрещено членство иностран-
ных граждан, лиц без гражданства и коллективных членов: трудовых коллективов
предприятий, учреждений, организаций, объединения граждан. По возрастному
пределу членства в политических партиях был определен барьер четырнадцати-
летнего возраста. Также указанный закон строго ограничивал вопросы финанси-
рования и получения материальной помощи от иностранных государств, органи-
заций и граждан. Помимо этого, в финансовых вопросах политические партии со-
блюдали строгую ежегодную отчетность, путем публикации своих бюджетов для
всеобщего сведения28.
Хотя в указанном документе на заре независимости не было дано конкрет-
ного определения политической партии, мы хотим отметить, что впервые была
предпринята попытка выявления
политико-правового статуса
тии, выделяющего ее от других общественных объединений в независимом го-
26 Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» от 12 июня 1999 года.
27 Там же, статья 8.
28 Там же, статьи 9, 17.
Политические партии Кыргызстана
31
сударстве, а также были даны ее основные характеристики и задачи. Так, в ста-
тье 16 отмечалось, что «партии, выражая политическую волю своих членов, ста-
вят основными задачами участие в формировании органов государственной вла-
сти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей,
избранных в Советы народных депутатов. Партии имеют программные докумен-
ты, публикуемые для всеобщего сведения. Партии равны перед законом. Партии
имеют право выдвигать кандидатов в народные депутаты, в том числе единым
списком, вести предвыборную агитацию, оформлять группы своих сторонников-
депутатов в соответствующих Советах народных депутатов. Массовые обще-
ственные движения преследуют политические или иные цели и не имеют фикси-
рованного членства. Военнослужащие и лица, занимающие должности в правоо-
хранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются требо-
ваниями законов и не связаны решениями политических партий и массовых об-
щественных движений, преследующих политические цели»293.
Иные условия были созданы для политических партий введением в 1999
году в действие Закона «Кодекс о выборах в Кыргызской Республике», в котором
также увеличивалась роль политических партий Кыргызстана в общественно-
политических процессах, в частности в формировании избирательных комиссий
и в выдвижении списков кандидатов в Законодательное собрание Жогорку Кене-
ша Кыргызской Республики304. Согласно Кодексу о выборах от 1999 года, избира-
тельные комиссии формировались следующим образом: треть членов могли со-
ставлять представители политических партий, остальные две трети выдвигались
общественными объединениями и собраниями избирателей. Государственные и
муниципальные служащие не могли составлять более одной трети от общего чис-
ла членов избирательной комиссии.
Такой же принцип соблюдался и при проведении референдумов. Так, соглас-
но статьи 22 Закона «О референдуме в Республике Кыргызстан», пункту 7 ста-
тьи 11 Кодекса «О выборах в Кыргызской Республике», участковые комиссии ре-
ферендума формировались на основе предложений политических партий, обще-
ственных объединений и собраний избирателей.
По процедуре кандидатуры в состав участковых комиссий выборов и рефе-
рендума должны были выдвигаться на собрании или конференции политической
партии, либо ее регионального отделения, а также на собраниях общественных
объединений и собраниях избирателей. Предложения в состав участковых комис-
сий референдума от политических партий, общественных объединений, собра-
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика