Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• определяет позицию партии по вопросам внутренней и внешней поли-
тики государства, рассматривает и решает любые вопросы деятельности пар-
тии, кроме тех, которые отнесены к компетенции съезда;
• осуществляет координацию работы партийных организаций в период
между съездами партии, обеспечивает реализацию решений съездов партии;
• выдвигает кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Респу-
блики и в местные кенеши разных уровней на досрочных выборах;
• выдвигает кандидатов на выборные должности органов местного само-
управления;
• вместо выбывших членов совета или политсовета партии и членов ре-
визионной комиссии избирает новых членов совета или политсовета партии и
членов ревизионной комиссии большинством голосов от общего числа присут-
ствующих на голосовании;
• представляет партию в отношениях с другими партиями и обществен-
ными организациями, организует проведение предвыборных кампаний;
• утверждают заместителей председателя партии из состава политсове-
та, создают и упраздняют хозяйственные, издательские и другие предприятия
для выполнения уставных и программных целей;
• распоряжаются финансами партии.
В целом, решения совета или политсовета партии не могут изменять поли-
тическую линию партии, определенную съездом. В то же время, решения сове-
та или политсовета партии носят обязательный характер для исполнения пар-
тийными организациями. В большинстве случаев, заседания совета или полит-
совета партии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два
месяца. Практически всегда все решения совета или политсовета партии при-
нимаются простым большинством голосов, при этом необходимо присутствие
на заседании большинства членов совета или политсовета партии, которые и
определяют порядок и форму голосования.
Политические партии Кыргызстана
42
В некоторых случаях, совет или политсовет партии не менее 2/3 голосов
от общего числа членов совета или политсовета партии может приостановить
решение председателя партии, противоречащее программным документам пар-
тии. Также этот коллегиальный орган имеет право учреждения наград партии.
Численный состав совета или политсовета партии определяется съездом.
Иногда, председатель партии и его заместители осуществляют координацию
работы совета или политсовета партии, ведут оперативный анализ его работы,
осуществляют организацию подготовки отчета совету или политсовету партии
к очередному съезду партии. В целом, совет или политсовет партии рассматри-
вает и принимает решения по всем политическим, организационным и хозяй-
ственным вопросам деятельности партии, за исключением вопросов, относя-
щихся к компетенции съезда.
Постоянные руководящие органы партии (председатель, сопредседате-
ли). Согласно уставам политических партий Кыргызстана, председатель пар-
тии, в большинстве случаев, выступает как высший представитель партии в от-
ношениях с государственными
и другими общественно-
зациями и является лидером партии. Помимо прочих, отнесенных к компетен-
ции съезда и органам коллективного руководства партией, председатель партии
имеет следующие полномочия:
• выдвигает кандидатов в члены избирательной комиссии всех уровней,
а также наблюдателей в избирательных участках и комиссиях;
• созывает очередные и внеочередные съезды партии;
• назначает и отзывает региональных координаторов партии;
• руководит деятельностью совета или политсовета партии;
• отчитывается перед
съездом и советом или
• создает исполнительные органы и контролирует их деятельность, а так-
же принимает решения по организационным и финансово- хозяйственным во-
просам;
• награждает партийными наградами членов партии;
• предлагает на утверждение совета или политсовета партии кандидату-
ры своих заместителей;
• может временно передать свои полномочия одному из своих заместителей.
В целом, помимо указанных полномочий, председатель партии: осуществля-
ет общее руководство деятельностью партии и определяет обязанности членов
совета или политсовета партии, утверждает структуру, штатное расписание и
фонд заработной платы аппарата, выступает без доверенности от имени пар-
тии в судах, ведет переговоры и представляет партию в отношениях с третьими
лицами, имеет право подписи финансовых документов, заключает договоры и
контракты, выдает доверенности, открывает расчетные и иные счета в банков-
ских учреждениях, распоряжается средствами партии.
Политические партии Кыргызстана
43
Также в партийной системе существует институт сопредседателей партии.
Как показывает анализ уставов партий Кыргызстана, сопредседателями партии
могут быть избраны члены партии, которые избираются съездом, советом, или
политсовет партии по представлению председателя партии. К компетенции со-
председателей партии в основном относятся следующие функции:
• руководят и осуществляют контроль над деятельностью структур пар-
тии, возложенных им политсоветом;
• по доверенности и решению политсовета партии представляют партию
в высших органах государственной власти, судах, во взаимоотношениях с руко-
водством страны, общественностью,
зарубежными политическими
ями;
• проводят заседания политического совета в отсутствие председателя
партии;
• в отсутствие председателя партии один из сопредседателей выполняет
все функции председателя, кроме подписи финансовых документов;
• вносят в повестку дня заседаний съезда и политического совета партии
любые вопросы для достижения уставных целей и задач партии;
• рекомендуют политическому совету партии кандидатуры председате-
лей региональных отделений партии.
Досрочное прекращение полномочий сопредседателей может быть как на
добровольной основе, а также в случаях действий, наносящих моральный и ма-
териальный ущерб партии, нарушений устава партии.
Фракция партии. Фракция (нем. Fraktion) — группа политических деяте-
лей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой
организации. Депутатская фракция в Кыргызстане - это объединение депутатов
Жогорку Кенеша, сформированное из числа депутатов, избранных в Жогорку
Кенеш по списку политической партии (т.е. на партийной основе). Депутатская
фракция создается за день до начала работы нового состава Жогорку Кенеша
либо в первый день его работы. Письменное уведомление о создании вместе со
списочным составом заявленной
депутатской фракции
гие депутатские фракции для сведения.
Фракцию возглавляет избранный членами депутатской фракции лидер.
Лидер депутатской фракции проводит политику партии в Жогорку Кенеше, ор-
ганизует и координирует работу депутатской фракции, предлагает кандидатуры
в руководящие органы Жогорку Кенеша, выступает от имени депутатской фрак-
ции в прениях, контролирует исполнение ее решений, поддерживает связь с ру-
ководством Жогорку Кенеша и различных ветвей государственной власти, под-
писывает все документы, принятые депутатской фракцией, осуществляет об-
щее руководство отделом (сектором) депутатской фракции. Депутатские фрак-
ции информируют Торага Жогорку Кенеша о своих решениях. При необходи-
Политические партии Кыргызстана
44
мости депутатская фракция принимает решения об обязательном или свобод-
ном голосовании.
Деятельность депутатской фракции организуется ею самостоятельно в со-
ответствии с Регламентом Жогорку Кенеша. Депутатские фракции имеют пра-
во вносить предложения:
• по повестке дня заседаний Жогорку Кенеша;
• по назначению, избранию в состав или отзыву своих представителей из со-
става комитетов и комиссий Жогорку Кенеша, а также парламентских делегаций с
учетом их пропорционального представительства в Жогорку Кенеше;
• по проектам постановлений Жогорку Кенеша по вопросам, отнесенным
к ведению Жогорку Кенеша, включая вопросы политического характера;
• по образованию комиссий, а также рабочих групп и групп экспертов по
различным областям деятельности;
• по инициированию парламентских слушаний;
• по иным предложениям,
установленным Регламентом
Депутатским фракциям предоставляются помещения для работы, оргтех-
ника, канцелярские принадлежности и оказываются услуги, необходимые для
их эффективной работы.
Каждая депутатская фракция
(сектором), структура и штатная численность которого определяются Торага
Жогорку Кенеша.
Членство в политических партиях. В разных странах существуют разные
подходы к организации работы политических партий. К примеру, в России и
многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в
США фиксированного членства в партиях нет.
В соответствии с законодательством, политические партии Кыргызстана
имеют фиксированное и/или нефиксированное членство. Членами политиче-
ских партий могут быть дееспособные граждане Кыргызской Республики, до-
стигшие 18-летнего возраста, добровольно вступившие в партию, признающие
ее устав и программу.
Гражданин Кыргызской Республики может быть членом только одной поли-
тической партии. Государственные служащие вправе осуществлять партийную
деятельность вне связи со своей служебной деятельностью.
Права членов политической партии определяются ее уставом и не могут
противоречить Конституции Кыргызской Республики и законам Кыргызской
Республики, международным правовым актам о правах и свободах личности,
ратифицированным Кыргызской Республикой.
В большинстве случаев, права и ограничения членов политической партии в
одинаковой форме определены в уставных документах политической партии. В
частности, ограничения членов партии оговорены в следующей формулировке:
Политические партии Кыргызстана
45
«Членство в партии несовместимо:
- с членством в другой политической партии;
- с пропагандой тоталитаризма, национального и социального превосход-
ства, религиозной и идеологической вражды, насилия».
Также в уставах партий оговариваются условия приема в члены партии. В
большинстве случаев, в уставах
партии оговариваются условия
го или нефиксированного членства. В случае фиксированного членства, в члены
партии принимаются на основе личного заявления граждан руководящим орга-
ном или общим собранием первичной организации.
В случае нефиксированного членства отмечается, что «в деятельности пар-
тии могут участвовать как члены партии, так и зарегистрированные сторонни-
ки партии».
В большинстве уставах партий Кыргызстана также подробно оговорены
права членов партии. Так, к примеру, члены партии имеют право:
- создавать с другими
членами партии первичные
нения, фракции;
- переходить из одной
первичной организации в
-участвовать в выработке стратегических и тактических направлений дея-
тельности партии;
- вносить предложения по деятельности партии, свободно обсуждать их,
иметь и оставаться на своей позиции по тому или иному решению партии;
- не участвовать в мероприятиях партии, против которых они голосовали
или которые противоречат их взглядам;
- получать от руководящих органов партии информацию о деятельности пар-
тии и распространять ее;
- избирать и быть избранными в выборные органы партии;
- участвовать с правом
совещательного голоса на
ганизаций, в которых они не состоят на учете;
- критиковать деятельность органов партии и отдельных ее членов;
- участвовать в работе любого партийного органа, на котором рассматрива-
ется их деятельность, поведение, предложение, заявления;
- участвовать в деятельности
общественных организаций и
тельность и принципы которых не противоречат основным положениям Устава
партии и Программы партии;
-обращаться в вышестоящие
органы партии в случае
- приостановить или прекратить членство в партии, уведомив об этом пер-
вичную организацию, в которой они состоят на учете.
Также в уставах партий
оговариваются обязанности
Политические партии Кыргызстана
46
ном эти обязанности следующего характера:
- состоять на учете в первичной организации и участвовать в ее деятельности;
- придерживаться положений
Устава, основных программных
- поддерживать и распространять идеи партии;
- способствовать победе
на выборах кандидатов от
- выполнять решения, за которые они голосовали;
- не препятствовать другим членам партии исполнять свои обязанности;
- информировать членов
партии о самостоятельных
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика