Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

2.2 Повышение уровня и качества  жизни населения является главной  целью государственной социальной  политики. Оно основывается на  усилении трудовой и хозяйственной  активности населения, предоставление  каждому трудоспособному человеку  условий, позволяющих своим трудом  и предприимчивостью обеспечить  благосостояние семьи, формирование  сбережений и их эффективное  инвестирование.

2.3 Этапы социальной политики:

  1 этап – принятие социальной  доктрины общества, определение  социальных целей (долгосрочных, среднесрочных и сегодняшних). Выявление  на этой основе минимальных  гарантий социальной безопасности (защиты генофонда, стабилизация  жизненного уровня, стимулирования  социальной активности и механизмов  зарабатывания на социальные  нужды, мер социальной защиты  «групп риска», улучшение системы  пенсионного обеспечения, системы  образования и профессиональной  подготовки, искоренение алкоголизма  и наркомании).

2 этап. В рамках каждого из  указанных направлений выделяются  приоритеты. Например, в области  сохранения генофонда нации определяются  критерии улучшения качества  питания, медицинского обслуживания. На этой основе разрабатываются  комплексные целевые программы,  как на государственном, так  и на региональном уровне, в  рамках которых устанавливаются  сроки решения проблем, изыскиваются  необходимые ресурсы.

3 этап. Все целевые программы  по всем направлениям составляются  государством и общественными  институтами, осуществляется их  системный анализ, вновь уточняются  приоритеты с учетом реально  имеющихся материально-финансовых  возможностей. Через юридические  нормы, бюджетный процесс, налоговые  и кредитные механизмы всех

направлений государственной политики задаются социальные ориентиры, устанавливаются  сроки, выделяются ресурсы, определяются ответственность и пути реализации уточненных программ.

2.4 Субъекты социальной политики  государства: законодательные, исполнительные, судебные органы власти, формирующие  цели, задачи, опираясь на созданную  нормативно - правовую базу с участием  всех общественных институтов, граждан,  отчитываются перед обществом  по временным периодам об эффективности  решения  социальных программ.

Поэтому социальная политика не сводится только к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В ее выработке и реализации принимают  участие все гражданские институты  власти, перед которыми власть отчитывается по результатам социальной деятельности. Формами такого контроля является конституционное право, референдумы, выборы, отчеты депутатов, общественное мнение, письма граждан. В выработке и реализации социальной политики участвуют не только три ветви властей: законодательная, исполнительная, судебная, но и общество.

2.5 Функции социального менеджмента  дифференцируют по трем уровням:

I уровень - государство разрабатывает  социальные стандарты и нормативы,  которые гарантируют населению  минимальный прожиточный  уровень,  доступ к образованию, медицинскому  обслуживанию, обеспеченность продуктами  питания, что закрепляется в  определенных правовых нормах.

II уровень – регионам делегируются  ресурсы и властные полномочия  для гарантирования населению  социальных благ (потребительская  корзина, душевой и семейный  доход, которые они используют  в соответствии с имеющимися  социально-экономическими возможностями,  постепенно наращивают средства  на социальные нужды, улучшают  качество жизни своих членов, представляя им возможности для  зарабатывания средств на удовлетворение). Это делает необходимой разработку  социальной политики на региональном  уровне;

IIIуровень – муниципальные сообщества, органы местного самоуправления

14.Государственная молодежная  политика:цели,задачи,программа

Молодежная политика как отдельное  направление политики современных  государств выделяется в 60-е гг. 20в. Молодежная политика – это система  социально экономических, политических, организационных и правовых лет, направленных на поддержку молодых  людей. Её цель разрешение молодежных проблем, социальное становление и  развитие молодежи, раскрытие и использование  её потенциала в интересах общества. Необходимость проведения молодежной политики объясняется следующим:

Молодежь – это главный ресурс общества, ценности и взгляды которого оказывают все большее влияние  на общество и происходящие в нем  процессы. Как демографическая группа (Юнеско – люди 15-30 лет) молодежь испытывает всё большие трудности в жизни, легче поддается манипулированию. Среди молодежи широкое распространение  получают антисоциальные настроения, что создает угрозу стабильности в обществе. В нашей стране молодежная политика осуществляется на правовой основе. в настоящее время осуществляется программа «Молодежь Беларуси», которая принимается каждые 3 года. Главную роль в осуществлении  молодежной политики играет Департамент  по делам молодежи Министерства образования.

 Основными направлениями молодежной политики являются.

 Профориентация. Трудоустройство  молодежи. Поддержка молодой семье  и развитие центров содействия  семьи в решении возникающих  проблем. Государственная поддержка  наиболее одаренной учащийся  и студенческой молодежи, которая  выражается в назначении повышенных  стипендий, выплат денежных премий  в том числе и победителям олимпиад государственного и международного уровней. Работа, со стороны государства и общественных организаций, направленная на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией. Содействие медицинским обслуживанием для сохранения репродуктивных функций женщин. Развитие системы физкультуры и спорта. Религиозные конфесии.

 

Государственная молодежная политика призвана обеспечить:

· стратегическую преемственность  поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного  отношения к историческому и  культурному наследию народов России;

· становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы  личности, использующих возможности  правовой системы, обладающих высокой  государственностью и проявляющих  национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

· формирование культуры мира и межличностных  отношений, неприятия силовых методов  разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

· разностороннее и своевременное  развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

· формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических  отношений;

· становление у молодых граждан  положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного  владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения  на рынке труда;

· освоение молодыми людьми разнообразных  социальных навыков и ролей, ответственности  за собственное благосостояние и  состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

· граждан Российском Федерации, включая  лиц с двойным гражданством в  возрасте от 14 до 30 лет;

· иностранных граждан, лиц без  гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации  влечет за собой соответствующие  обязанности федеральных государственных  органов;

· молодых семей - семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения  продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего  возраста, а также неполных семей  с детьми, в которых мать или  отец не достигли 30-летнего возраста;

· молодежных объединений.

I. Цели и задачи государственной  молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

· создания правовых, социально-экономических  условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления  выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального  становления, самореализации и участия  молодых граждан в общественной деятельности;

· воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

· реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

· содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

· недопущение дискриминации молодых  граждан по мотивам возраста;

· создание условий для более  полного включения молодежи в  социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

· расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

· реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного  развития и развития самой молодежи.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех (уровнях  государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые  соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации направлена на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений  и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий  жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.

15.этническая политика в Республики Беларусь

В РБ проживает более 130 этносов, что  обуславливает важность проведения этнической политики. Она направлена на урегулирование взаимоотношений  между этническими группами, а  также на возрастание роли государства  в этом процессе. Основой её осуществления  является нормативные акты: о гражданстве, о национальном меньшинстве, об образовании. Этническая политика ориентирована  на обеспечение каждому человеку независимо от этнической принадлежности всех прав, закрепленных в Конституции  в том числе право на обучение на родном языке, сохранение и развитие национальной культуры и традиции. Особое значение имеет работа по укреплению связей с белорусами, проживающими за рубежом.

16.Религия и её институты  в Республике Беларусь

Верующие люди составляют подавляющее  большинство населения нашей  планеты. Многообразие их религиозной  жизни, если брать только её внешнюю  сторону, проявляется в сложнейшей системе исторически сложившихся  традиционных религий и нетрадиционных вероучений, в разнообразии форм религиозных  организаций и объединений.

Верующими себя считают около половины опрошенных. Количество неверующих колеблется в районе 14-20 %.

По официальным данным, сегодня  общая численность религиозных  общин в республике, представляющих 25 конфессий, церквей, религиозных направлений  и деноминаций, составляет 2953. В числе  зарегистрированных религиозных общин  православными являются 1399, старообрядческими-33, Римско-католической церкви принадлежит 440, Евангельским христианам-баптистам - 267, Адвентистам седьмого дня - 74, Христианам веры евангельской - 493. В Беларуси насчитывается 13 греко-католических общин, новоапостольских - 21, Свидетелей Иеговы - 26, лютеранских - 27, иудейских - 29, исламских - 24, бахай - 5, мормонов -4, кришнаитов -6, первых христиан - 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться.

Па территории Беларуси имеется 1175 православных церквей, 435 костелов, 8 синагог, 6 мечетей и другие культовые сооружения. Всего насчитывается 2063 культовые  помещения.

В настоящее время строится 245 новых  культовых зданий, втом числе православных - 172, католических-45, протестантских-25, многие культовые сооружения ремонтируются и находятся па реставрации.

В республике со своими уставами действуют 150 религиозных организаций, имеющих  общеконфессиональное значение. Имеются такие религиозные организации, как православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища. Кадры служителей культа готовятся в одном высшем учебном заведении Евангельских христиан-баптистов и в двух - Христиан веры евангельской. В Беларуси функционируют 27 православных п 8 католических монастырей, 24 протестантские миссионерские организации, 45 религиозных центров и управлений (республиканских и областных). Среди них 11 православных и 4 католические епархии. С их учетом численность религиозных организаций достигла 3 103.

В религиозных организациях работают 2860 служителей культа, в том числе 1438 православных священников и 381 католический ксендз (192 из них являются иностранными гражданами).

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру  общественной жизни и развиваются  под влиянием социально-экономических  и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в

обществе в целом, ее внедрение  в ту или иную общественную сферу  напрямую связаны с политикой  и идеологией государства.

Религиозная жизнь как составная  часть общественной жизни, с одной  стороны, является совокупностью универсальных  общебелорусских, с другой стороны, - специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного взаимообогащающего существования, в других - вступают в противоречие, приводят к отчуждению и разграничению в религиозной среде.

Специфика современной религиозной  ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте  религиозных организаций; выделяется религиозная многоговариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиопальное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина