Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат
Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.
господствующим классом и
Даже за негативного отношения к марксизму придется признать в силу его очевидности классовый характер, например рабовладельческой и феодальной, государства. Так же нельзя не видеть, что основной объем деятельности современного демократического государства составляет выполнения именно всеобщих, а не чисто классовых задач (что, однако, не означает ее надкласового характера). Выражения государством тех или иных социальных интересов в решающей степени зависит от соотношения в обществе классовых сил. Сосредоточение в руках меньшинства основных средств производства само по себе не делает ее политическое господствующей, поскольку в современном обществе существуют массовые и влиятельные политические партии и общественно-политические организации наемных работников и демократические механизмы, которые позволяют этим организациям оказывать ощутимое, иногда и решающее влияние на осуществление государственной власти.
Главный смысл разновидностей психологической
концепции происхождения
Очевидно, что каждая из перечисленных
концепций происхождения
В современной науке выделяют в основном такие основные причины возникновения государства.
Во-первых, развитие производства и общественного разделения труда, усложнение общественной организации и как следствие - выделение управленческой деятельности в самостоятельный вид труда, появление особой группы людей, осуществляющим управленческие функции. Государство возникает в период разложения родоплеменного строя, государственная власть формируется из догосударственных форм - власти старейшин родов, жрецов, вождей племен или союзов племен и т.п., выполняющие управленческие функции в первобытных сообществах.
Во-вторых, имущественная дифференциация
населения, возникновение частной
собственности, классов образования
и становления способа
В-третьих, военно-территориальная экспансия, завоевания одних народов другими, что создавало условия для социального неравенства разных народов, реальные возможности для открытого присвоения продуктов чужого труда и требовало создания и укрепления институтов насилия и управления для поддержания такого способа существования.
По-четвертых, демографические причины, заключающиеся в переходе от кочевого к оседлому образу жизни и увеличении плотности населения, что требовало создания механизмов регулирования и решения территориальных проблем.
9.Формы правления и
формы государственного
Немаловажное значение для уяснения политических процессов и конкретной политики имеет вопрос о формах государства, под которыми понимается та или иная совокупность внешних признаков и проявлений государства, определяемых характером и содержанием деятельности этого института. Существуют две основные формы государства:
а) форма правления (способ организации
верховной государственной
б) форма государственного устройства
(национально-территориальная
Формы правления
С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.
Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по
наследству (в порядке престолонаследия). Различают монархии - абсолютные (неограниченные) и конституционные.
В условиях абсолютной монархии никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.
В странах, где удалось достичь
компромисса между дворянством
и буржуазией, установились конституционные
монархии, подразделяемые на два вида:
парламентские и
В условиях дуалистической (двойственной)
монархии государь независим от парламента
в сфере исполнительной власти (сам
формирует и контролирует правительство),
обладает правом вето на законодательные
инициативы парламента, который может
распустить в любое время. Часть
депутатов назначается
В парламентских монархиях
Наиболее типичной для этой формы правления является парламентская монархия в Великобритании. С формально-юридической точки зрения, высшим органом исполнительной власти является действующий при монархе (королеве) Тайный совет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот Совет выполняет лишь церемониальные функции, тогда как решения принимает сам кабинет министров. К тому же, все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство.
Наиболее значимое лицо в политической жизни страны - премьер-министр. Формально его выбирает монарх, хотя фактически на эту должность назначается лидер партии, получившей большинство мест в нижней палате парламента - Палате общин. Занимая исключительное место в системе центральных органов государственной власти, премьер-министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны жизни общества. Он подбирает членов правительства, руководит их деятельностью, обладает рядом важнейших полномочий по отношению к парламенту (созыв, фактическое право роспуска нижней палаты и т. д.).
Законодательная власть принадлежит
парламенту, состоящему из двух палат:
- Палаты общин и Палаты лордов. В
настоящее время парламент
Встречаются и такие формы монархического
правления, которые не укладываются
в принятую классификацию. Например,
Малайзия. Согласно конституции 1957 г.,
Малазийская Федерация
В ОАЭ действует коллегиальный монарх: эмиры всех семи составных частей страны, образуют Высший Совет эмиров, который является законодательным органом. Он решает по существу большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства.
Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах - членах Британского содружества. Значительная часть стран содружества является республиками и имеет собственного главу государства - президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства английскую королеву.
Преимущества монархической
Республика - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.
Современная государственная организация знает следующие виды республик:
а) Президентские (классический пример - США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно народом, одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.
При президентской республике законодательная
и исполнительная ветви власти жестко
разделены и обладают значительной
самостоятельностью. Парламент не может
вынести вотум недоверия
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.
б) Парламентские республики. Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум
недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.
В отличие от президентской, в парламентской
республике членство в правительстве
совместимо с парламентским мандатом.
Хотя руководитель правительства (премьер-министр,
канцлер) официально и не является главой
государства, реально он первое лицо
в политической иерархии. Президент
же как глава государства
в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.
Формы государственного устройства
По этому признаку различают
унитарные, федеральные и конфедеративные
государства. Выбор той или иной
формы государственного устройства
всегда обусловлен социальными, политическими,
экономическими, историческими, национальными,
культурными, географическими условиями
страны. Чем разнообразнее эти
условия, тем больше вероятность
установления не унитарной, а федеральной
или конфедеративной формы
Унитарное государство - характеризуется
высокой степенью централизации
политической власти и имеет наибольшее
распространение в мире. В унитарном
государстве действует единая конституция,
нормы которой применяются на
всей территории страны; централизованная
судебная система; единая система высших
органов государственной
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина