Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

господствующим классом и приобретает  таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного  класса». В. И. Ленин писал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать  в повиновении одному классу другие подчиненные классы». Указывая на классовый  характер государства, К. Маркс и  Ф. Энгельс в то же время отмечали, что она является и формой организации  всего общества, выполняет в нем  ряд необходимых функций по управлению общественными делами, согласования социальных интересов "Ореанда" - курорт на Азовском море (г. Бердянск).

Даже за негативного отношения  к марксизму придется признать в  силу его очевидности классовый  характер, например рабовладельческой  и феодальной, государства. Так же нельзя не видеть, что основной объем  деятельности современного демократического государства составляет выполнения именно всеобщих, а не чисто классовых  задач (что, однако, не означает ее надкласового характера). Выражения государством тех или иных социальных интересов в решающей степени зависит от соотношения в обществе классовых сил. Сосредоточение в руках меньшинства основных средств производства само по себе не делает ее политическое господствующей, поскольку в современном обществе существуют массовые и влиятельные политические партии и общественно-политические организации наемных работников и демократические механизмы, которые позволяют этим организациям оказывать ощутимое, иногда и решающее влияние на осуществление государственной власти.

Главный смысл разновидностей психологической  концепции происхождения государства  составляет обоснование ее возникновения  и существования психологическими причинами. Речь идет, в частности, о  том, что по своим психическим  складом люди делятся на склонных к власти, способных брать ответственность  не только за себя, но и за других, и тех, кто избегает ответственности и склонен переложить ее на других, делегировав им определенные права на управление общественной жизнью.

Очевидно, что каждая из перечисленных  концепций происхождения государства  имеет право на существование  как такая, что раскрывает некую  особенность, сторону возникновения  и функционирования этого общественного  института. Даже далекая от науки  теологическая концепция имеет  определенный смысл хотя бы потому, что обосновывает необходимость  сильной государственной власти.

В современной науке выделяют в  основном такие основные причины  возникновения государства.

Во-первых, развитие производства и  общественного разделения труда, усложнение общественной организации и как  следствие - выделение управленческой деятельности в самостоятельный  вид труда, появление особой группы людей, осуществляющим управленческие функции. Государство возникает  в период разложения родоплеменного строя, государственная власть формируется  из догосударственных форм - власти старейшин родов, жрецов, вождей племен или союзов племен и т.п., выполняющие управленческие функции в первобытных сообществах.

Во-вторых, имущественная дифференциация населения, возникновение частной  собственности, классов образования  и становления способа производства, основанного на позаекономічному принуждении к труду и эксплуатации. Это требовало создания государства как орудия принуждения и подавления сопротивления класса порабощенных. Так возникла, например, рабовладельческое государство.

В-третьих, военно-территориальная  экспансия, завоевания одних народов  другими, что создавало условия  для социального неравенства  разных народов, реальные возможности  для открытого присвоения продуктов  чужого труда и требовало создания и укрепления институтов насилия  и управления для поддержания  такого способа существования.

По-четвертых, демографические причины, заключающиеся в переходе от кочевого к оседлому образу жизни и увеличении плотности населения, что требовало создания механизмов регулирования и решения территориальных проблем.

9.Формы правления и  формы государственного устройства

Немаловажное значение для уяснения политических процессов и конкретной политики имеет вопрос о формах государства, под которыми понимается та или иная совокупность внешних признаков  и проявлений государства, определяемых характером и содержанием деятельности этого института. Существуют две  основные формы государства:

а) форма правления (способ организации  верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в  их формировании и контроле деятельности)

б) форма государственного устройства (национально-территориальная организация  государства и характер взаимоотношений  между центральными и региональными  органами власти).

 

Формы правления

С точки зрения формы правления  различают две основные разновидности  государства: монархию и республику.

Монархия - форма правления, при  которой верховная власть в государстве  полностью или частично сосредоточена  в руках одного человека, занимающего  свою должность по

наследству (в порядке престолонаследия). Различают монархии - абсолютные (неограниченные) и конституционные.

В условиях абсолютной монархии никем  и ничем не ограниченная власть сосредоточена  в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В  наши дни этот тип монархи сохраняется  в ограниченном числе стран Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

В странах, где удалось достичь  компромисса между дворянством  и буржуазией, установились конституционные  монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам  формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные  инициативы парламента, который может  распустить в любое время. Часть  депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая  форма правления существует в  Иордании, Марокко, Кувейте и др.

В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских  общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем  правит. Чаще всего он лишен возможности  действовать по своему усмотрению. Монарх назначает премьер- министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, победившей на парламентских выборах, т. е. завоевавшей большинство мест в нижней палате парламента. Формально  правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности  перед ним не несет. Правительство  не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Наиболее типичной для этой формы  правления является парламентская  монархия в Великобритании. С формально-юридической  точки зрения, высшим органом исполнительной власти является действующий при  монархе (королеве) Тайный совет, включающий около трехсот человек. В его  состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот Совет выполняет лишь церемониальные функции, тогда как решения принимает сам кабинет министров. К тому же, все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство.

Наиболее значимое лицо в политической жизни страны - премьер-министр. Формально  его выбирает монарх, хотя фактически на эту должность назначается  лидер партии, получившей большинство  мест в нижней палате парламента - Палате общин. Занимая исключительное место  в системе центральных органов  государственной власти, премьер-министр  обладает огромной компетенцией, позволяющей  ему влиять на все стороны жизни  общества. Он подбирает членов правительства, руководит их деятельностью, обладает рядом важнейших полномочий по отношению  к парламенту (созыв, фактическое  право роспуска нижней палаты и т. д.).

Законодательная власть принадлежит  парламенту, состоящему из двух палат: - Палаты общин и Палаты лордов. В  настоящее время парламент фактически утратил свою прежнюю самостоятельность, поскольку большинство полномочий осуществляется под руководством и  контролем кабинета министров через  механизм партийного контроля парламентариев - членов победившей на выборах партии (консерваторов или лейбористов).

Встречаются и такие формы монархического правления, которые не укладываются в принятую классификацию. Например, Малайзия. Согласно конституции 1957 г., Малазийская Федерация представляет собой редкую разновидность конституционной  монархии - выборную (или избирательную), когда монарх, называемый Янг ди-Пертуан Агонг, избирается на 5 лет. Он должен быть правителем одного из 9 монархических государств, составляющих Федерацию. Его выборы осуществляются Советом правителей. У Янга ди-Пертуан Агонга те же права, что и у монарха парламентской монархии.

В ОАЭ действует коллегиальный  монарх: эмиры всех семи составных  частей страны, образуют Высший Совет  эмиров, который является законодательным  органом. Он решает по существу большинство  вопросов, входящих в компетенцию  главы государства.

Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах - членах Британского  содружества. Значительная часть стран  содружества является республиками и имеет собственного главу государства - президента (Кения, Индия, Гайана и  др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства  английскую королеву.

Преимущества монархической формы  правления (в виде парламентской  монархии) заключаются в том, что  в ней органически совмещаются  политические институты зрелой демократии и объединяющее их национальное начало. Монарх мало зависим от политических пристрастий, ибо он практически  несменяем; в то же время из-за четко  очерченных пределов его политического  вмешательства он не может впасть в деспотизм.

Республика - форма правления, при  которой высшая государственная  власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем  мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые  республики, правление дожей в  Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они  получили в новое и новейшее время.

Современная государственная организация  знает следующие виды республик:

а) Президентские (классический пример - США, в которых президентская  республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно  народом, одновременно выступает и  главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней  политикой, является верховным главнокомандующим  вооруженных сил. Президент назначает  членов кабинета министров, которые  ответственны перед ним, а не перед  парламентом.

При президентской республике законодательная  и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может  вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных  антиконституционных действий или  преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти.

Отношения между парламентом и  президентом основываются на системе  сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов  и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

б) Парламентские республики. Правительство  формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед  парламентом. В случае необходимости  последний может выразить правительству  вотум

недоверия, что влечет за собой  либо его отставку, либо роспуск  парламента и проведение досрочных  выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной  инициативой, а также правом ходатайства  перед президентом о роспуске парламента.

В отличие от президентской, в парламентской  республике членство в правительстве  совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии. Президент  же как глава государства выполняет  чаще всего только представительские  функции (Италия, Германия и др.).

в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.

 

Формы государственного устройства

По этому признаку различают  унитарные, федеральные и конфедеративные  государства. Выбор той или иной формы государственного устройства всегда обусловлен социальными, политическими, экономическими, историческими, национальными, культурными, географическими условиями  страны. Чем разнообразнее эти  условия, тем больше вероятность  установления не унитарной, а федеральной  или конфедеративной формы государства.

Унитарное государство - характеризуется  высокой степенью централизации  политической власти и имеет наибольшее распространение в мире. В унитарном  государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство и единая система  права. Территория унитарного государства  подразделяется на административно-территориальные  единицы (департаменты, области, районы и т. д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина