Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат
Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.
В то же время в ряде унитарных государств (Бельгия, Дания, Испания, Португалия и др.) существуют различные модели административной автономии, в той или иной мере
учитывающие этнические, исторические,
географические и другие особенности.
Такие территории пользуются большей
самостоятельностью и правами по
отношению к центральной
Свойственная унитаризму централизация
проявляется в разнообразных
формах и в разной степени. В ряде
стран руководство местными делами
осуществляется назначаемым представителем
центральной власти (губернатором,
комиссаром, префектом и т. д.). Такая
система означает прямое государственное
правление на местах. В других странах
местные самоуправленческие органы
избираются населением (муниципальные
и коммунальные советы, управы и
т. д.). Они обладают некоторой самостоятельностью
по отношению к центральной
Во многих государствах возникают смешанные системы управления на местах, сочетающие элементы прямого государственного и местного самоуправления. Различия в степени и формах контроля со стороны центральной власти над местными (муниципальными) органами самоуправления являются критерием для деления унитарных государств на два типа: централизованные (Франция, Турция, Япония и др.) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия и др.).
Федерация представляет собой союзное
государство, состоящее из государственных
образований, обладающих определенной
юридической и политической самостоятельностью.
Объединяющими началами федерации
выступают единое социально-экономическое
пространство, единая денежная система,
федеральное гражданство, федеральная
конституция, федеральные органы власти
и управления. Наряду с ними в
отдельных субъектах федерации (республиках,
штатах, провинциях, землях и т. д.) существуют
собственные конституции и
Конфедерация - постоянный союз суверенных
государств, создаваемый для достижения
каких-либо общих, преимущественно
внешнеполитических целей. Каждый член
конфедерации, сохраняя государственную
самостоятельность и
входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.
Конфедеративное устройство государства обычно недолговечно и при достижении поставленных целей (или в силу ее неэффективности) конфедеративный союз государств чаще всего либо распадается, либо превращается в федерацию. Так, к примеру, Объединенная Арабская Республика, которую создали на конфедеративных началах Египет и Сирия в 1958 г., прекратила свое существование в 1961 г. А объединение Танганьики и Занзибара в апреле 1964 г. переросло в Объединенную Республику Танзания.
10.Понятие и характеристика политического режима
1. Понятие политический режим
Термин «Политический режим» появился
в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в
юридической литературе появились
издания в которых этот термин
употребляется, (например Денисов) и
разрабатывается его понятие, (например
Петров) – эти авторы подробно разрабатывали
и развивали тему сущности и формы
государства, хотя их точки зрения по
вопросу о «Политическом
Так Денисов А.И. в своей
работе подробно
В разделе: «Форма
Политический режим он к
«Форме государства» не
Спустя несколько лет
«Под формой государства
понимают организацию
Понимая так форму
• Форма государственного
устройства – это
• Политический режим –
это конкретное проявление
Эта точка зрения стала
ведущей в теории государства
и права, но не единственной.
Понимание политического
«Политический режим» в узком смысле
– это система методов, способов
и средств осуществления
Вместе с тем понятие
Политический режим
степень участия народа в формировании политической власти;
гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
положение политических партий, движений,
общественных объединений граждан
в политической системе; функционирование
системы социального
политическое и юридическое
положение и роль в обществе силовых
структур государства (армии, полиции,
органов государственной
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
наличие механизмов политической и
юридической ответственности
Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.
11. правовое государство и его основные принципы
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Для правового государства
1) наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и
гражданина, создание для личности
режима правового
2) наиболее последовательное "связывание"
государственной власти правом,
формирование для
Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение
гарантировать каждому гражданину
возможность всестороннего
Второй основной принцип правового
государства воплощается в
– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;
– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
– взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Можно выделить и другие принципы
правового государства, которые
в той или иной мере вытекают из
вышеприведенных и создают для
них обеспечивающий фон: высокий
уровень правосознания и
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый
(социальный, показывающий
(фор-мально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.
12.Государственная политика и управление: сущность, функции
13.Социальная политика Республики Беларусь
1. На протяжении 2001-2004 наметилась,
вследствие правильной
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина