Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

В то же время в ряде унитарных  государств (Бельгия, Дания, Испания, Португалия и др.) существуют различные модели административной автономии, в той  или иной мере

учитывающие этнические, исторические, географические и другие особенности. Такие территории пользуются большей  самостоятельностью и правами по отношению к центральной власти, чем обычная административнотерриториальная единица, хотя объем полномочий у них меньше, чем у субъектов федерации.

Свойственная унитаризму централизация  проявляется в разнообразных  формах и в разной степени. В ряде стран руководство местными делами осуществляется назначаемым представителем центральной власти (губернатором, комиссаром, префектом и т. д.). Такая  система означает прямое государственное  правление на местах. В других странах  местные самоуправленческие органы избираются населением (муниципальные  и коммунальные советы, управы и  т. д.). Они обладают некоторой самостоятельностью по отношению к центральной власти.

Во многих государствах возникают  смешанные системы управления на местах, сочетающие элементы прямого  государственного и местного самоуправления. Различия в степени и формах контроля со стороны центральной власти над  местными (муниципальными) органами самоуправления являются критерием для деления  унитарных государств на два типа: централизованные (Франция, Турция, Япония и др.) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия и др.).

Федерация представляет собой союзное  государство, состоящее из государственных  образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Объединяющими началами федерации  выступают единое социально-экономическое  пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная  конституция, федеральные органы власти и управления. Наряду с ними в  отдельных субъектах федерации (республиках, штатах, провинциях, землях и т. д.) существуют собственные конституции и законодательство, собственные законодательные и  исполнительные органы власти. Между  федерацией и ее субъектами устанавливаются  особые отношения, при которых действует  принцип верховенства конституции  и законов федерации. Субъекты федерации  имеют прямое представительство  в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (Сенат  в США, Бундесрат в Германии, Совет  Федерации в России и т. д.).

Конфедерация - постоянный союз суверенных государств, создаваемый для достижения каких-либо общих, преимущественно  внешнеполитических целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную  самостоятельность и объединяясь  с другими государствами, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной  политики и координации своей  деятельности государства,

входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных  органов и должностных постов. Решения принимаются на основании  консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и  правовая системы. Конфедеративный  договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.

Конфедеративное устройство государства  обычно недолговечно и при достижении поставленных целей (или в силу ее неэффективности) конфедеративный  союз государств чаще всего либо распадается, либо превращается в федерацию. Так, к примеру, Объединенная Арабская Республика, которую создали на конфедеративных  началах Египет и Сирия в 1958 г., прекратила свое существование в 1961 г. А объединение Танганьики и  Занзибара в апреле 1964 г. переросло  в Объединенную Республику Танзания.

10.Понятие и характеристика  политического режима

1. Понятие политический режим

Термин «Политический режим» появился в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в  юридической литературе появились  издания в которых этот термин употребляется, (например Денисов) и  разрабатывается его понятие, (например Петров) – эти авторы подробно разрабатывали  и развивали тему сущности и формы  государства, хотя их точки зрения по вопросу о «Политическом режиме»  не совпадали.

 Так Денисов А.И. в своей  работе подробно останавливается  на вопросах типы государства,  сущность государства. Рассматривает  точки зрения на государство  с глубокой древности до современных  дней.

 В разделе: «Форма государства»  он дает определение форме  государства: «Под формой государства  понимается в широком смысле  образ правления и государственное  устройство, а в узком смысле  – только форма правления»1.

 Политический режим он к  «Форме государства» не относит.  О нем Денисов пишет следующее:  «От формы правления государственного  устройства отличается политический  режим. Термин политический режим  в теории государства и права,  применяется для обозначения  любой классовой сущности государства,  и в этом смысле он тождественен  термину диктатура, либо того  или иного метода осуществления  классового господства»2.

 Спустя несколько лет появляется  работа Петрова, в которой он  уделяет много места вопросам  методологии и объяснению основных  категорий государства с точки  зрения философии. Петров вводит  термин политический режим в  триаду формы государства. 

 «Под формой государства  понимают организацию политической  власти в государстве, взятию  в единстве ее трех основных  элементов (или сторон) – формы  правления, формы государственного  устройства и политического режима»3.

 Понимая так форму государства,  он дает определение ее трех  элементов: «Форма правления –  это организация верховной власти  в государстве, характеризующаяся  ее источником и принципами  взаимоотношения органов власти  между собой и с населением.

 • Форма государственного  устройства – это административно  территориальная и национально  государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи  составных частей государства  и их органов между собой  и с государством в целом. 

 • Политический режим –  это конкретное проявление государственной  организации, выражающаяся в состоянии  и характере демократии и политической  свободы в обществе»4.

 Эта точка зрения стала  ведущей в теории государства  и права, но не единственной. Понимание политического режима  в кругах теоретиков государства  и права, как бы образовало  два лагеря: один из них придерживается  мнения, что политический режим  относится к форме государства,  и в этом близок к Петрову,  а другой – относит политический  режим к сущности государства,  и в этом схож с Денисовым.

 

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане  это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями  форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного  режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо  шире второго, поскольку включает в  себя методы и способы осуществления  политической власти не только со стороны  государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них  важнейшими являются:

степень участия народа в формировании политической власти;

гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;

степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

реальное соотношение между  законодательной, исполнительной и  судебной властями;

положение политических партий, движений, общественных объединений граждан  в политической системе; функционирование системы социального представительства;

политическое и юридическое  положение и роль в обществе силовых  структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при  осуществлении политической власти;

учет интересов меньшинства  при принятии политических решений;

наличие механизмов политической и  юридической ответственности должностных  лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности  выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

11. правовое государство  и его основные принципы

Правовое государство – это  организация политической власти, создающая  условия для наиболее полного  обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью  права в целях недопущения  злоупотреблений. Прообраз идеи правового  государства возник как противоядие  от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны  сущности):

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное "связывание" государственной власти правом, формирование для государственных  структур правового режима ограничения  (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление  в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что "человек, его  права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство  должно последовательно исполнять  свое главное предназначение

гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе  социальных действий, при которой  права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время  как возможность осуществления  функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые  содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных  актах.

Второй основной принцип правового  государства воплощается в жизнь  с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью  исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет  горизонтальное разделение власти еще  и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при  строгом соблюдении всех конституционных  процедур, не может быть отменен, изменен  или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства  и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон: высокий  уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением  законов всеми субъектами права.

Идея правового государства  есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового  государства два из них все  равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый

(социальный, показывающий привлекательность,  ценность идеи правовой государственности,  ее самоцель) без второго

(фор-мально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

 

12.Государственная политика  и управление: сущность, функции

13.Социальная политика  Республики Беларусь

1. На протяжении 2001-2004 наметилась, вследствие правильной социальной  политики в Беларуси, тенденция  к сокращению в составе населения  удельного веса малообеспеченных  семей. Доля лиц с доходами  ниже прожиточного минимума составляет  в 1999году - 4,6 млн. человек или  46,8%, в 2000 году - 4 млн. человек   или 41,9%, а в 2001 году – 2,9 млн.  человек или 28,9% от общей численности  населения. В программе социально-экономического  развития на 2001-2005 годы указывается  на увеличение доходов за счет  экономической активности населения  в сфере производственно - трудовой деятельности, повышения мотивирующей роли труда в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и стимулирующей функции заработной платы, экономически обоснованное и социально-справедливое распределение доходов между различными социальными группами и отдельными людьми. Рассмотрено эффективное государственное регулирование всех воспроизводственных процессов, также воспроизводство, в том числе рабочей силы, в органической взаимосвязи с регулированием заработной платы и распределением доходов, т.к. 68,6% населения Беларуси считают основным источником доходов – заработную плату.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина