Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных  организаций и объединений в  борьбе за влияние на население и  пополнение своей паствы; религиозные  организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных  органов выполняют свои функции  в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного  престижа и реальной роли религии, религиозных  организаций в общественных процессах  республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первой половине 1990-х годов.

Современный религиозный мир пашей  страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое  количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с определенной конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающихся в отдельных случаях в антиобщественные проявления. Отсюда - нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находили отражение в нормотворческих замыслах и проектах.

Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в  последние годы, нередко используют формы социальной активности, находящиеся  на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия  социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых  религиозных организаций, формируют  негативное общественное мнение по отношению  к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности  в обществе, чреватой тяжелейшими  социальными последствиями.

В целом в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению демократических представлений  о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках «своей» религии) тенденция. А ряд гак называемых новых  религиозных движений, преимущественно  тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни  белорусов, объективно содействует  развитию нетерпимости в обществе. Трудно в настоящее время говорить о последствиях деятельности в Беларуси этих религиозных организаций и  их представителей. Но, бесспорно, это  нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся  этноконфессиональный баланс.

Для последних восемнадцати лет  характерны бурный рост количества религиозных  организаций и серьезные изменения  в их организационной структуре, определенные новые тенденции в  распределении сфер влияния между  конфессиями. Популярность и степень  воздействия на сознание и поведение  людей зависят от экономической  мощи религиозной организации и авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями.

Борьба всех религиозных организаций  за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, т. е. уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных  конфессий. Можно выделить два направления, но которым проходит конкурентная борьба: организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; традиционные религии вместе выступают  против повышения влияния «новых религий».

О состоянии конкуренции между  традиционными религиями можно  сказать следующее. Опыт совместного  сосуществования на территории поликонфессионального государства делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, по это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для Беларуси. Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и но вопросам вероучений, и но проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с «новыми религиями» пока не получается.

Все представители традиционных для  Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению  к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации  поддерживают общественные объединения, которые противостоят новым религиозным  движениям, поскольку государство  занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами новых религиозных движений становятся молодые люди.

Ведущим религиозным объединением в Республике Беларусь является Белорусская  православная церковь. Современные  социологические исследования показывают, что с православием себя отождествляют  около 80% верующих. На рубеже 1980-1990-х  гг. модернизируется структура православной церкви в Беларуси. До 1989 г. на территории БССР действовала единая Минско-Белорусская епархия, объединявшая 399 приходов и 395 храмов. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епископии, в 1990 г. восстановлена Гомельская и учреждена Брестская кафедры, в 1991 г. учреждена Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. - Туровская и Витебская епархии. В 2005 г. образована Бобруйская кафедра. Все 11 православных епархий на территории Беларуси входят в состав Белорусского Экзархата Московского Патриархата, образованного решением Архиерейского собора Русской православной церкви 16 октября 1989 г. Другое официальное название Белорусского Экзархата - Белорусская православная церковь (БПЦ). Белорусская православная церковь находится в каноническом подчинении Московского Патриархата, но обладает административной самостоятельностью. Управляется Синодом, возглавляемым Митрополитом Минским, и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Патриарший Экзарх всея Беларуси (с 1989 г. - Филарет, в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев, р. 21.03.1935 г.) является непосредственным главой БПЦ, Председателем ее Синода и епархиальным архиереем Минской епархии.

В епархиях БПЦ действуют 1248 храмов и другие культовые здания, 28 монастырей, старейшие из которых - Полоцкий Спасо-Евфросиньевский (1128), Жировичский Свято-Успенский (1470), Пинский Свято-Варваринский (1521), Кутеинский Свято-Богоявленский (1620), Могилевский Свято-Никольский (1636). Государство передало церкви более 800 культовых и других зданий под богослужебные цели. На пожертвования граждан и организаций построено более 180 храмов, более 200 отреставрировано, 155 храмов находятся в процессе строительства.

Организационному строительству  БПЦ свойственна устойчивая положительная  динамика развития. Если в 1986 г. насчитывалось 369 церковных приходов, то в 1990 г. - 609, в 1994 г. - 902, в 1998 г. - 1081, в 2005 г. - 1315, на 1 января 2008 г. - 1431. Наибольшее число общин  действует в Брестской (350) и Минской, включая Минск (355), областях, менее  всего общин (107) в Могилевской  области. В структурах церкви заняты ныне 1472 служителя культа, но этого  недостаточно для обслуживания всех приходов. Подготовку священнослужителей осуществляет ряд религиозных учебных  заведений. Старейшее из них - восстановленная  в 1989 г. Минская высшая духовная семинария, действующая при Жировичском Свято-Успенском монастыре. При епархиальных управлениях в Минске, Витебске и Слониме созданы духовные училища, при четырех епархиях - школы катехизаторов. В Минске работают иконописные школы и школа звонарей, при БГУ действует Институт теологии им. св. Мефодия и Кирилла. В 1993 г. решением Синода БПЦ учреждена Минская Духовная Академия, в 1996 г. она приняла первых слушателей. При церковных приходах и епархиальных управлениях функционируют более 300 воскресных школ, 14 братств и 9 сестричеств. Ведется активная издательская деятельность. Действует издательство БПЦ. Публикуются журналы - «Весшк Беларускага Экзархата», «Праваслауе» и др., информационные бюллетени, более 10 газет, среди которых «Ведомости» епархий, «Преображение», «Царкоунае слова». Издаются церковные календари и другая религиозная литература. При взаимодействии с научными и высшими учебными учреждениями республики проводятся научно-богословские чтения и конференции. Значительному повышению статуса БПЦ способствует «Соглашение о сотрудничестве», подписанное в 2003 г. между церковью и Республикой Беларусь на основе действующего Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (2002).

Православие в современной Беларуси наряду с БПЦ представлено старообрядчеством. Имеются организации как беспоповского (поморское согласие и др.), так и поповского (общины белокриницкой церкви и единоверцы) направлений. Общины размещены преимущественно в Браславском и Миорском районах Витебской области, а также в Бобруйском районе Могилевской области. До 1999 г. отмечался рост старообрядческих общин (с 22 в 1988 г. до 36 в 1998 г.). На 1 января 2008 г. действовали 32 организации старообрядцев, 27 культовых зданий. Большинство общин, прежде всего поморского согласия, входят в состав Древлеправославного религиозного объединения.

Вторым религиозным объединением в республике по влиянию и численности  приверженцев является Римско-католическая церковь (РКЦ). К католицизму себя относит около 10 % (по другим данным - до 15 %) верующих. Около 42 % католиков  составляют поляки, образуя тем самым  наиболее значительную в Беларуси этноконфессиональную группу. Новое возрождение РКЦ происходит с рубежа 1980- 1990-х гг. В 1989 г. был создан единый для республики католический Минский диоцез, Апостольским администратором которого указом Иоанна Павла II назначен епископ Тадэуш Кондрусевич. В 1991 г. учреждены Гродненский и Пинский диоцезы и Минско-Могилевский архидиоцез, или митрополия, главой которой был назначен епископ (с 1994 г. - кардинал) Казимир Свёнтэк. В 1999 г. образован четвертый диоцез - Витебский, тогда же в Беларуси была создана Конференция католических епископов. После отставки в июне 2006 г. главы РКЦ в Беларуси кардинала К. Свёнтэка Апостольским администратором Минско-Могилевским назначен Антоний Демьянко. В сентябре 2007 г. указом Бенедикта XVI главой РКЦ в Беларуси вновь был назначен Т. Кондрусевич - Архиепископ Митрополит Минско-Могилевского архидиоцеза.

РКЦ Беларуси находится в подчинении Ватикана, тесно взаимодействует  с польским епископатом. Становление  организационных структур католицизма  выявило острый дефицит священнослужителей. Нехватка местных ксендзов компенсируется приглашением священников из Польши. В 2007 г. из 398 ксендзов 180 являлись иностранцами. В костелах работает и более 100 польских монашек, прибывающих в республику по частным приглашениям. С 1990 г. в  Гродно действует высшая духовная католическая семинария с обучением на польском языке и польским преподавательским  составом, с 2001 г. - Пинская семинария. В Гродно и Барановичах работают курсы по подготовке наставников катехизиса. Открыто около 300 воскресных школ. Учебная деятельность ведется в основном на польском языке, учебная литература также преимущественно польская.

Результатом активной миссионерской  деятельности стало существенное увеличение числа общин РКЦ. Если в 1986 г. их насчитывалось 112, то в 1991 г. - 278, в 1998 г. - 399, в 2004 г. - 433, а  на 1 января 2008 г. - 457. Наибольшее распространение  римо-католицизм получил в западном регионе Беларуси. Наибольшее число общин (170, или 37 %) действует на Гродненщине, в местах компактного проживания поляков. Действуют 8 женских монастырей, благотворительные фонды «Матери Божьей Фатимской» и «Каритас», монашеские и миссионерские ордены. Богослужения проводятся в 450 костелах, 219 из которых находятся в Гродненской области. Государство передало РКЦ под богослужебные цели более 290 культовых зданий. Ведется строительство 37 костелов. Публикуются журналы «Наша вера», «Дыялог», «AveMaria», бюллетени, газеты «Слова жыцця», «Каталіцкія навіны». «Odkupiciel» и другие издания. С момента возникновения РКЦ на землях Беларуси с ее деятельностью был тесно связан процесс полонизации отечественного этноса. Сохраняется данная тенденция и в последнее время. Отмечается существующая в костеле напряженность между его польским и национальным течениями.

Наряду с общинами РКЦ в Беларуси действует приход «латинского обряда», представляющий более ортодоксальное течение католицизма. В начале 1990-х  гг., после длительного перерыва традиции, в Беларуси вновь возникают  униатские (греко-католические) общины, получившие официальное признание  со стороны Папы Римского и поддержку  римско-католического клира. Общины образовывались главным образом  той частью интеллигенции, которая  склонна рассматривать униатство  национальным вероисповеданием белорусского народа. Униаты имеют периодические  издания - «Унія» (1990-1995), «Царква», «Шлях да Хрыста», «Наша вера». Широкое распространение униатство не получило. В 1992 г. действовало 9 общин, в 1993 г. - 11, на 1 января 2008 г. насчитывалось 14, главным образом малочисленных, греко-католических организаций.

Имеется пять культовых зданий. Общины объединены в деканат, который курируется ватиканской Конгрегацией восточных церквей.

Из направлений классического  протестантизма традиционной для Беларуси религией признано лютеранство. На 1 января 2008 г. насчитывалось 27 общин Евангелическо-лютеранской  церкви, которые действуют во всех регионах республики, кроме Брестской  области.

С конца 1980-х гг. наблюдается возрождение  иудаизма, еврейской национально-культурной жизни. Действуют 22 воскресные школы, еврейские  классы в средних школах, ряд учебных  учреждений - Высший заочный ешибот и Высший иудейский духовный колледж. Работает также Открытый университет Израиля, Еврейский народный университет и другие заведения. Многие образовательные и иные программы финансируются Всемирным еврейским фондом «Джойнт». Публикуется газета «Берега» и ряд других изданий. Растет число культурно-просветительских учреждений и общин иудаизма. Если в 1988 г. действовала одна община, то в 1992 г. - 7, в 1996 г. - 16, в 2000 г. - 32, на 1 января 2008 г. - 46 общий, из которых 29 относятся к «ортодоксальному» и 17 - к «прогрессивному» иудаизму. В 1993 г. создано Иудейское религиозное объединение Беларуси, с 2001 г. религиозное объединение имеют и общины «прогрессивного» иудаизма. Доля иудейских общин в конфессиональной структуре Беларуси выросла с 0,1 % в 1988 г. до 1,5 % в 2007 г. Действуют семь культовых зданий, одно строится.

С конца 1980-х гг. возродилась и  мусульманская религия (ислам). Ее этническую основу составляют белорусские татары, но растет активность мигрантов из Азербайджана. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского  направления. В начале 1990-х гг. действовала  единственная мечеть в городском  поселке Ивье в Гродненской области, в последующее десятилетие возведены пять мечетей, еще одна находится в стадии строительства. В 1994 г. было создано Мусульманское религиозное объединение, или Муфтиат Беларуси. Канонически он подчиняется Центральному Духовному Управлению мусульман России и СНГ. Если в 1988 г. в Беларуси действовала одна община мусульман, то в 1992 г. - 8, в 1996 г. - 22, на 1 января 2008 г. - 24. Большинство их находится в Гродненской и Минской областях. Доля мусульманских общин в конфессиональной структуре Беларуси выросла с 0,1 % в 1988 г. до 0,8 % в 2007 г. Действует около 10 воскресных мусульманских школ, издаются религиозные журналы - «Бай- рам», «Аль-Ислам», газеты «Жизнь», «Мусульманский вестник».

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина