Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат
Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.
Для современной религиозной
Современный религиозный мир пашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с определенной конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающихся в отдельных случаях в антиобщественные проявления. Отсюда - нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находили отражение в нормотворческих замыслах и проектах.
Отдельные религиозные организации,
появившиеся в нашей стране в
последние годы, нередко используют
формы социальной активности, находящиеся
на грани правовой нормы. Кроме того,
антигражданские установки, ревизия
социокультурной памяти их последователей,
активная финансово-политическая помощь
из-за рубежа и другие обстоятельства,
сопровождающие деятельность некоторых
религиозных организаций, формируют
негативное общественное мнение по отношению
к ним, что может стать источником
межконфессиональной
В целом в области межрелигиозных
отношений в Республике Беларусь
имеет место действие двух процессов,
противоположным образом
Для последних восемнадцати лет
характерны бурный рост количества религиозных
организаций и серьезные
Борьба всех религиозных организаций
за влияние на умы верующих проходит
в специфических условиях постсоветского
общества, для которого характерен
низкий уровень религиозной культуры,
т. е. уровень знания и исполнения
обрядов институционально оформленных
конфессий. Можно выделить два направления,
но которым проходит конкурентная борьба:
организации традиционных для Беларуси
религий конкурируют между
О состоянии конкуренции между традиционными религиями можно сказать следующее. Опыт совместного сосуществования на территории поликонфессионального государства делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, по это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для Беларуси. Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и но вопросам вероучений, и но проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с «новыми религиями» пока не получается.
Все представители традиционных для Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации поддерживают общественные объединения, которые противостоят новым религиозным движениям, поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами новых религиозных движений становятся молодые люди.
Ведущим религиозным объединением
в Республике Беларусь является Белорусская
православная церковь. Современные
социологические исследования показывают,
что с православием себя отождествляют
около 80% верующих. На рубеже 1980-1990-х
гг. модернизируется структура
В епархиях БПЦ действуют 1248 храмов и другие культовые здания, 28 монастырей, старейшие из которых - Полоцкий Спасо-Евфросиньевский (1128), Жировичский Свято-Успенский (1470), Пинский Свято-Варваринский (1521), Кутеинский Свято-Богоявленский (1620), Могилевский Свято-Никольский (1636). Государство передало церкви более 800 культовых и других зданий под богослужебные цели. На пожертвования граждан и организаций построено более 180 храмов, более 200 отреставрировано, 155 храмов находятся в процессе строительства.
Организационному
Православие в современной Беларуси
наряду с БПЦ представлено старообрядчеством.
Имеются организации как
Вторым религиозным
РКЦ Беларуси находится в подчинении Ватикана, тесно взаимодействует с польским епископатом. Становление организационных структур католицизма выявило острый дефицит священнослужителей. Нехватка местных ксендзов компенсируется приглашением священников из Польши. В 2007 г. из 398 ксендзов 180 являлись иностранцами. В костелах работает и более 100 польских монашек, прибывающих в республику по частным приглашениям. С 1990 г. в Гродно действует высшая духовная католическая семинария с обучением на польском языке и польским преподавательским составом, с 2001 г. - Пинская семинария. В Гродно и Барановичах работают курсы по подготовке наставников катехизиса. Открыто около 300 воскресных школ. Учебная деятельность ведется в основном на польском языке, учебная литература также преимущественно польская.
Результатом активной миссионерской деятельности стало существенное увеличение числа общин РКЦ. Если в 1986 г. их насчитывалось 112, то в 1991 г. - 278, в 1998 г. - 399, в 2004 г. - 433, а на 1 января 2008 г. - 457. Наибольшее распространение римо-католицизм получил в западном регионе Беларуси. Наибольшее число общин (170, или 37 %) действует на Гродненщине, в местах компактного проживания поляков. Действуют 8 женских монастырей, благотворительные фонды «Матери Божьей Фатимской» и «Каритас», монашеские и миссионерские ордены. Богослужения проводятся в 450 костелах, 219 из которых находятся в Гродненской области. Государство передало РКЦ под богослужебные цели более 290 культовых зданий. Ведется строительство 37 костелов. Публикуются журналы «Наша вера», «Дыялог», «AveMaria», бюллетени, газеты «Слова жыцця», «Каталіцкія навіны». «Odkupiciel» и другие издания. С момента возникновения РКЦ на землях Беларуси с ее деятельностью был тесно связан процесс полонизации отечественного этноса. Сохраняется данная тенденция и в последнее время. Отмечается существующая в костеле напряженность между его польским и национальным течениями.
Наряду с общинами РКЦ в Беларуси
действует приход «латинского обряда»,
представляющий более ортодоксальное
течение католицизма. В начале 1990-х
гг., после длительного перерыва
традиции, в Беларуси вновь возникают
униатские (греко-католические) общины,
получившие официальное признание
со стороны Папы Римского и поддержку
римско-католического клира. Общины
образовывались главным образом
той частью интеллигенции, которая
склонна рассматривать
Имеется пять культовых зданий. Общины объединены в деканат, который курируется ватиканской Конгрегацией восточных церквей.
Из направлений классического
протестантизма традиционной для Беларуси
религией признано лютеранство. На 1 января
2008 г. насчитывалось 27 общин Евангелическо-
С конца 1980-х гг. наблюдается возрождение
иудаизма, еврейской национально-
С конца 1980-х гг. возродилась и мусульманская религия (ислам). Ее этническую основу составляют белорусские татары, но растет активность мигрантов из Азербайджана. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. В начале 1990-х гг. действовала единственная мечеть в городском поселке Ивье в Гродненской области, в последующее десятилетие возведены пять мечетей, еще одна находится в стадии строительства. В 1994 г. было создано Мусульманское религиозное объединение, или Муфтиат Беларуси. Канонически он подчиняется Центральному Духовному Управлению мусульман России и СНГ. Если в 1988 г. в Беларуси действовала одна община мусульман, то в 1992 г. - 8, в 1996 г. - 22, на 1 января 2008 г. - 24. Большинство их находится в Гродненской и Минской областях. Доля мусульманских общин в конфессиональной структуре Беларуси выросла с 0,1 % в 1988 г. до 0,8 % в 2007 г. Действует около 10 воскресных мусульманских школ, издаются религиозные журналы - «Бай- рам», «Аль-Ислам», газеты «Жизнь», «Мусульманский вестник».
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина