Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

Тезисом психологической концепции  является ее вывод о том, что люди по сути своей неодинаковы и их можно разделить на две группы: предрасположенных или склонных к управлению, руководству, и склонных к подчинению. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера или ее психическую энергию вообще. Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.

Реляционистская концепция рассматривает власть как отношения между двумя партнерами, агентами, при которых один из них с помощью определенных средств воздействует на другого, контролируя его деятельность.

В системной концепции власть рассматривается, как систематизирующее отношение  в политической системе общества. Т.е. власть – способность системы  обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей.

Структурно-функциональная теория рассматривает  общество как сложную структуру, предполагающую определенный элемент  согласия. Своеобразным посредником  в достижении такого согласия является власть, которая призвана осуществлять регулирование взаимоотношений  между индивидом и обществом  в целом, между различными группами людей. Подобные функции может принять  на себя только власть.

Таковы наиболее распространенные концепции власти.

6.субъекты, объекты и основные функции политической власти

7.политическая система  общества, ее структура и функции

Понятие «политической системы» является одним из основных в политологии. Его использование позволяет  выделить политическую жизнь из основной части общественной жизни. Понятие  «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует  политическая область.

Понятие «политическая система» стало  разрабатываться с середины 20 века, благодаря вышедшей в 1953 г. работе американского  политолога Истона «Политическая система».

Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это, прежде всего, институты и органы управления, руководства и координации политической жизни.

Центральным институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство.

Большой вклад в изучение политической системы внесли также учёные Алмонд, Дюверже, и др.

По Истону и Алманду политическая система представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, подсистем, способных к восприятию, хранению, переработке информации и обмена ею.

Политическая система является открытой системой, потому что в  процессе её функционирования происходит также обмен информации с окружающей средой.

Политическая система включает в себя:

1) парламент;

2) правительство;

3) органы местного самоуправления;

4) политические партии;

5) общественные организации. 

Политическая система существует в политическом пространстве, имеющем  территориальное измерение (границы  страны) и функциональное измерение (в конституции, в законах).

Элементы структуры политической системы:

1) институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений 

(государство и его учреждения, политические партии, общественные  движения, организации, органы демократии);

2) функциональный, складывающийся  из совокупности тех функций,  которые осуществляются социально-политическими  институтами и их группами

(формы и направления политической  деятельности, способы и методы  осуществления власти, средства  воздействия на общественную  жизнь);

3) регулятивный, выступающий как  совокупность политико-правовых  норм и других культурных средств  регулирования взаимосвязей между  субъектами политической системы  (обычаи, традиции, политические принципы, взгляды);

4) коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы

(т.е. отношения по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением  политики);

5) идеологический, включающий в себя совокупность политических идей и теорий

(политическое сознание, политическая  и правовая культура, политическая  социализация).

Политическая система – это  ценностная, упорядоченная совокупность политических институтов, отношений, процессов, принципов политической организации  общества, базирующихся на определённых политических и правовых нормах, ценностях  и традициях политической культуры.

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимость  от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти –  на англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, а также тоталитарную.

Существует множество и других, в том числе более сложных  типологий политических систем. Самой  распространенной классификацией является деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические, т.е. по типу политического режима. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, контроль за гражданами со стороны государства. Авторитарная политическая система отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Демократическая характеризуется контролем общества (большинства) над властью.  

Основные функции политической системы:

1.      Интеграционная – объединение всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов.

2.      Целеполагающая – определение целей и задач развития общества.

3.      Организаторская  – мобилизация людских, материальных  и духовных ресурсов для выполнения  целей и задач общества.

4.      Регулятивная – обеспечение общественного признания политики и власти.

5.      Контролирующая – контроль конфликтов между социальными группами; контроль социальной целостности общества.

8.Основные концепции происхождения  государства

Понимание сущности государства, ее социального  назначения и функций в значительной мере зависит от того, с какой  концепции происхождения государства  выходить. Основными концепциями  является теологическая, патриархальная, договорная, завоевания, классовая и психологическая. Одна из древнейших среди них - теологическая (от греч. тэо - бог и логос - учение). В ней появление государства связана с предоставлением некими божественными силами представителям определенного рода или социальной группы, например жрецов, права управлять другими. Такая власть есть «от Бога» и должна осуществлять его волю на Земле. Подобные взгляды на происхождение и назначение государства представлены в древних религиях и призваны освящать существующие порядки: поскольку власть от Бога, то она имеет право на существование и является незыблемой. В философии теологическую концепцию происхождения государства создал один из виднейших идеологов христианской церкви Аврелий Августин.

Согласно патриархальной концепции  происхождения государства, у истоков  которой стояли еще Конфуций и  Аристотель, государство является результатом  развития семьи. Так, Аристотель рассматривал возникновения государства как  естественный процесс развития и  усложнения форм общения людей: сначала  люди объединяются в семьи, затем  несколько семей образуют поселения, а на завершающей стадии этого  процесса возникает государство. Она  является формой общения людей, которые  пользуются определенным политическим строем и подчиняются власти закона.

За Аристотелем, человек по природе  своей политической существом. У  всех людей природа вселила стремление к государственному общения, и первый, кто это общение организовал, сделал для человечества большое благо. Человек, которая нашла свое завершение в государстве, - совершеннейшая среди живых существ, а та, что живет вне государством и законом, - худшая из всех.

Конфуций считал, что государство - это большая семья, и отношения  в ней должны строиться по аналогии с семейными. Власть правителя в государстве есть такой, как власть отца в семье, а отношения правителей и подданных напоминают семейные отношения, где младшие зависят от старших; подданные должны слушаться правителя, как дети родителей, а правители должны заботиться о подданных, как родители о детях.

Большую роль в развитии политической мысли и демократической государственности  сыграла договорная, или конвенциональная, теория происхождения государства, создателями которой были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Же. Руссо и др. По этой теории государство возникло в результате сознательной и добровольной сделки людей, которые ранее находились в естественном, додержавному состоянии, а затем для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государство. Главной задачей государства является забота об общем благе. Наделив государство властными полномочиями, люди сознательно пошли на самоограничение своей свободы в пользу общих интересов.

Договорная теория происхождения  государства в значительной мере способствовала формированию современных  демократических государств и по сей день оказывает глубокое влияние  на политические представления их граждан. На основе этой теории во второй половине XVIII в. в Западной Европе и Северной Америке была начата практика сознательного  создания государства, целенаправленного  определения форм государства и  принципов ее взаимоотношений с  гражданами. В этот период были приняты  первые конституции (США 1787 г., Франция - 1791 г.), которые стали правовой форме общественного договора.

В XIX в. получили распространение концепции  происхождения государства, которые  связывали ее возникновения с  насилием, завоеванием. Идейную основу таких концепций составила модная тогда теория социального дарвинизма, которой присуще возведение закономерностей  развития общества к закономерностей биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных качестве определяющих факторов общественной жизни. Представители теории завоевания - Есть. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутський и другие доказывали, что государства возникли в результате завоевания одних народов другими.

Так, самый известный представитель  теории завоевания польско - австрийский социолог и юрист Людвик Гумплович (1838-1909) исходил из того, что движущей силой общественного развития является борьба человеческих сообществ, которые он называл «расами», за существование. Столкновения между расами приводит к подчинения слабых сильными. Господство одной расы над другой мало быть определенным образом

организованное. Такой организацией является государство. Она основана на неровности и является организацией господства меньшинства - «высшей расы»  над большинством - «низшей расой». Насилие выступает не только причиной возникновения государства, но и  важнейшим фактором ее существования. Войны между государствами неизбежны, поскольку является результатом  извечных биологических законов. Государство  должно решительно использовать силу и внутри страны, подавляя революционные  движения.

Класс, или социально-экономическую  теорию происхождения и сущности государства создал марксизм. Она  изложена, в частности, в работах  «Происхождение семьи, частной собственности  и государства» Ф. Энгельса, «Государство и революция». И. Ленина и является одной из наиболее научно обоснованных. По этой теории государство существовало не всегда. Она является результатом  исторического развития общества, его  закономерной дифференциации на классы под влиянием развития производительных сил, который сопровождался выделением различных видов труда и появлением частной собственности.

За первобытнообщинного строя  характерными чертами жизни людей  были коллективная собственность и  совместная работа членов общины, уравнительное  распределение продуктов, отсутствие публичной власти, отделенной от основной массы людей. Община действовала  на основе полного самоуправления. Такое общество не нуждалось государства  как специального института управления и регулирования человеческих отношений.

Со временем примитивные орудия труда были заменены более совершенными, которые давали возможность отдельным  семьям приобретать экономической  самостоятельности. На основе нового степени  развития материального производства произошло разделение труда в  форме выделения земледелия от скотоводства. Одним из последствий такого разделения стал переход к родительского права собственности, наследования детьми родительского имущества и появление частной собственности. Первоначальная община превратилась в крестьянскую, основанную уже не на коллективной, а на частной семейной собственности на средства производства.

Частная собственность обусловила экономическое неравенство семей  и усиление власти вождей и военачальников. Появились зачатки наследственной власти. Общество раскололось на противоположные  социальные группы - классы имущих и  неимущих, и возникла необходимость  в организации, которая бы подавляла  сопротивление неимущих и малоимущих и закрепила право власти. Такой  организацией и стала государство.

Используя органы родового строя, класс  собственников средств производства создал специальный аппарат для  управления всем обществом в собственных  интересах. Благодаря государству  экономически господствующий класс  становится политическое господствующим классом. И как бы в дальнейшем менялась государство, главной ее функцией является защита интересов господствующего  класса. Ф. Энгельс отмечал, что государство  «по общему правилу, является государством самого мощного, экономически господствующего  класса, который с помощью государства  становится также политическое

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина