Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занятых работников». По численности работающих, по объему
производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг.
законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого
предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,
способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка
товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя
собственников и предпринимателей.
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и
критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,
пути решения.
выручки. Это экономически невыгодно организациям бытового обслуживания и
розничной торговли, чье число значительно (например торговые предприятия
составляют 55 %) - 56 % от общего числа субъектов малого предпринимательства
по данным 1998 года.
Кроме простоты и удобства применения упрощенной системы налогообложения она
имеет ряд существенных недостатков. Одним из них является то, что упрощенная
система налогообложения может быть применена предприятием с предельным
уровнем среднесписочного состава до 15 человек и размером совокупной валовой
выручки не превышающим сумму
100-тысячекратного МРОТ, установленного законодательством. Эти условия
значительно сужают круг малых предприятий, использующих систему упрощенного
налогообложения.
Непростой вопрос возникает с НДС. При отсутствии уплаты НДС субъектами малого
бизнеса, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, субъекты малого
предпринимательства, являющиеся потребителями продукции указанной категории
субъектов, при прочих равных условиях, должны не только уплачивать в бюджет
НДС в большей сумме, но и увеличить отпускную цену собственного продукта. При
проблеме сбыта своего товара на рынке, последних должен идти на снижение в
значительной мере своей прибыли.
Небольшое количество предприятий, перешедших на упрощенную систему
налогообложения объясняется ограничениями по численности и по выручке. К тому
же во многих, если не сказать в
большинстве предприятий
внештатная) колеблется. Такая же тенденция и у объемов производства, и у
выручки.
Изменение показателей численности и суммы совокупного дохода приводит к
обязанности в любой момент возвратиться к общепринятой системе
налогообложения и учета. Поэтому предприятия и организации по существу
вынуждены кроме упрощенного учета вести обычный учет.
Слабой стороной закона является ущемление предприятий, перешедших на нее, в
пользовании льготами. В частности,
из системы общих льгот
предоставляемые предприятиям, основной контингент работников которых является
инвалидами. Упрощенная система налогообложения приобретает большое
преимущество перед
что резко сократит документооборот и бухгалтерский учет.
Упрощенная система налогооблож
проблемы корпоративных
Пока будут существовать предельно высокие индивидуальные налоги упрощенная
система не даст ожидаемого эффекта. [25]
Кроме того, известно, что в соответствии с Федеральным законом о поддержке
малого бизнеса малые
амортизационных начислений в виде ускоренной амортизации. Однако,
соответствующего механизма в этом плане для предприятий, перешедших на
упрощенную систему
Но даже при устранении всех вышеперечисленных недостатков действующая в
настоящее время упрощенная система
налогообложения субъектов
предпринимательства не обеспечивает в должной мере учет объектов
налогообложения индивидуальных предпринимателей и части малых предприятий,
поскольку сохраняются условия для ухода от уплаты налогов, например, работа с
наличными деньгами, без кассовых аппаратов и т.д. Особенно это касается
розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного
обслуживания населения.
В этом отношении наиболее эффективными
и целенаправленными
определенные положения
едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Принципиальное отличие нового закона от действующих норм в том, что база
налогообложения определяется не по отчетности предприятий (которая не
отражает реального положения вещей), а на основе установленной расчетным
путем доходности различных видов
бизнеса в соответствующих
других условиях.
Объектом обложения упрощенным подоходным налогом является оценочный доход,
который рассчитывается по типовым показателям, утвержденным Правительством
РФ. Этот оценочный доход вменяется субъектам малого предпринимательства в
качестве налогооблагаемой базы (вмененный доход).
Законом установлена ставка упрощенного подоходного налога на оценочный доход
в федеральный бюджет 7 %, а в бюджеты
субъектов Федерации в
не более 13 % от оценочного дохода.
Таким образом, общая ставка вмененного дохода не превышает 20 %. Сегодня
совокупная предельная ставка для субъектов малого предпринимательства,
переведенных на упрощенную систему налогообложения, составляет 30 %.
Новая система налогообложения не решает множества проблем малого
предпринимательства. К тому же она имеет ряд существенных недостатков, какие
затрудняют ее реализацию среди малого предпринимательства. Основным ее
недостатком является ограничение сферы применения только десятью секторами
предпринимательской деятельности. А именно, законом предусматривается уплата
вмененного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли, общественного
питания, бытового и транспортного обслуживания, выполнения строительных и
ремонтных работ, а также оказания иных платных услуг для населения в том
числе, если налоговый контроль за величиной реально полученных ими доходов
затруднен, а расчеты за товары (работы, услуги) осуществляются за наличный
расчет.
Если Федеральным законом от 29 декабря 1995 года № 222 «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
предполагается добровольный выбор этой системы налогоплательщиками, то
Законом № 148 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности» введена обязательность исполнения предприятиями и
индивидуальными предпринимателями положений закона.
При этом нельзя не отметить, что техника расчета вмененного дохода изначально
предполагает субъективный подход к проблеме, поскольку он рассчитывается с
учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода на
основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе налоговых
проверок, а также оценки независимых экспертов. На практике это означает, что
при силовом введении такой системы
налогообложения
завысили их предполагаемый доход автоматически должны разориться. В то же
время предполагается для избежания таких событий установление ставки ниже
расчетной путем введения поправочных коэффициентов, которые будут назначать
чиновники, общаясь с каждым предпринимателем. Понятно, что это еще один путь
развития и процветания
Сохраняется принцип авансового характера платежей через приобретение патента,
что чревато негативными
начинающих. Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления
авансового платежа в размере 100 % суммы единого налога - это лишает
соответствующие предприятия льготы, предусматриваемой для малых предприятий
по авансовым платежам. Нет льгот и для предприятий, применяющих труд
инвалидов.
Увеличивается номенклатура налогов до 9 позиций. Кроме всего сохраняется
сложный нормативный порядок исчисления сумм единого налога и вводятся новые
понятия, а именно: вмененный доход, базовая доходность, повышающие (
понижающие) коэффициенты базовой доходности, которые определяются в
зависимости от доходности различных факторов.
Размер вмененного дохода и значение иных составляющих усложненных формул
расчета единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами
законодательных органов государственной власти РФ в административном порядке.
Наряду со сложностью новой системы необходимо отметить тот факт, что
региональные власти в значительной мере будут использовать указанный механизм
для увеличения налоговой нагрузки на малые предприятия, так как до 75 % всех
налогов идут в местный бюджет. Можно предположить, что это вызовет или
дальнейшее сокращение численности малых предприятий, или рост цен на
продукцию предпринимателей, или уход значительной части предпринимателей в
теневую экономику.
Таким образом, существующие системы налогообложения малого
предпринимательства не только не стимулируют эту сферу экономики, но и
искажают сам принцип
Совершенно очевидно, что для малого бизнеса нужна действительно упрощенная
система налогообложения, которая базировалась бы на реальных легко
просчитываемых показателях.
Таким показателем для каждого предприятия может являться его оборот с
соблюдением того, что ставка налога должна быть посильной большинству
предпринимателей.
Упрощенная система
предпринимательства, предлагаемая нами, должна применяться наряду с принятой
ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной
законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, учета и
отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее
системе должен предоставляться субъектам малого предпринимательства на
добровольной основе в установленном порядке. Это особенно важно потому, что
позволяет сохранить предприятия с низкой или временно низкой рентабельностью.
Применение этой системы упрощенного налогообложения организациями
предусматривает замену совокупности
установленных
федеральных, региональных и местных налогов и сборов (а для индивидуального
предпринимателя - подоходного налога на доход, полученный от
предпринимательской деятельности) уплатой единого налога, взимаемого с
валовой выручки, представляемой собой сумму от реализации товаров (работ,
услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и
внереализационных доходов при соответствующей ставке налога. При этом
основным принципиальным фактором, на наш взгляд, является величина ставки. С
этой целью проведем анализ величины реализации продукции малых предприятий
Тукаевского района за 1998 год, равной 314 884 тыс.рублей. Имея данные по
налогам и платежам в 8 349 тыс.рублей, определим долю этих платежей в объеме
реализованной продукции. Она составляет 2,6 %. При допущении ставки единого
налога в 5 % объем поступлений налогов и платежей в бюджет Тукаевского района
от субъектов малого предпринимательства составил бы 15 724,15 тыс.рублей, то
есть на 11 549,65 тыс.рублей больше.
Кроме того, необходимо, чтобы все платежи во внебюджетные социальные фонды
изымались с изымались с подоходного дохода работника предприятия, а не с
предприятия. Затраты по ведению бизнеса (госпошлина, таможенные платежи и
т.д.) и материальные затраты (оплата труда, аренда) должны рассчитываться в
счет обязательств по уплате единого налога.
Для организаций и предпринимателей
применяющих эти системы
налогообложения, учета и отчетности должно быть предоставлено право
оформления первичных
учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения
способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований.
Понятно, что данный анализ дает условное представление о возможно сложившейся
ситуации, так как данное предложение приемлемо лишь в том случае, если
система единого налога со ставкой 10 % была бы распространена на все субъекты
малого предпринимательства. Но при снятии ограничений принятия предприятиями
упрощенной системы
приемлемых условиях налогообложения, учета и отчетности такая ситуация может
реализоваться естественным образом, то есть путем некоторых уступок возможно
расширение налогооблагаемой базы и как следствие пополнение бюджетов всех
уровней налоговыми поступлениями.
Таким образом, при объекте налогообложения - валовой выручке и
соответствующей ставке налоговых платежей, принцип единого налога может стать
реальностью. Безусловно, при этом может иметь место некоторая дифференциация
рентабельности отдельных видов деятельности и продукции малых предприятий, но
в целом преимущества введения единого налога предпочтительны.
Введение одного налога взамен нескольких существующих, простота расчета
налога по результатам хозяйственной деятельности, охват большей части малых
предприятий упрощенным налогообложением, значительное сокращение операций
бухгалтерского учета позволит не только установить сокращение численности
малых предприятий, но и стать стимулирующим фактором для развития малого
бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать основные выводы, ради которых проводилось