Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занятых работников». По численности работающих, по объему
производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг.
законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого
предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,
способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка
товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя
собственников и предпринимателей.
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и
критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,
пути решения.
начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих
предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого
предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой
предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц.
Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и
объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе
поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы
финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других
актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого
предпринимательства.
Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным
и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства
экономическую свободу, права, гарантии,
дозволяющие осознанно
разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными
актами устанавливаются
предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами,
потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в
установленные сроки и в полном объеме обязательств.
Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития
малого предпринимательства, начиная
с момента регистрации
предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая
процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием
для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что
законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации
органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов
(инструкций, приказов, писем, указаний),
которые систематически изменяю
уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться
предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике
руководствоваться ими. [32]
Важное значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в
действие закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от
25 декабря 1990 г., который после введения в действие первой части ГК РФ
утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В данном законе впервые четко были
сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им
со стороны органов
С 1 января 1995 г. введена в действие первая часть ГК РФ, который с
определенными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ
устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (к сожалению,
ГК РФ не разрешено далее создавать индивидуальные (семейные) частные
предприятия, но зато расширены права физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
Большую роль в развитии малого предпринимательства в стране сыграло
постановление Правительства РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по
поддержке малых предприятий в РСФСР», в котором были определены критерии
отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по
отдельным отраслям экономики), впервые было предусмотрено применение для
малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки
за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной
амортизации основных фондов, принадлежащих малым предприятиям. [1]
Основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства в стране
были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах
по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446. В данном нормативном акте
сформулировано важнейшее
малого предпринимательства. [2]
Постановлением Правительства РФ утвержден комплекс первоочередных мер по
развитию и государственной поддержке малого предпринимательства, определены
задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы.
Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и
государственной поддержке малого
предпринимательства в
сыграло положительную роль, в эти годы резко увеличилось во всех отраслях
экономики число малых предприятий.
Следует особо подчеркнуть значение для развития малого предпринимательства в
стране Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых
изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных
уровней» и постановления Правительства РФ «О мерах по государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994- 1995
гг.» от 29 апреля 1994 г. № 409. Эти два нормативных акта направлены на
планомерную и длительную поддержку малого предпринимательства в стране. Так,
в Указе Президента РФ в целях стимулирования развития малого
предпринимательства установлено, что первые два года работы не уплачивают
налог на прибыль вновь созданные малые предприятия (включая созданные до 1
января 1994 г.), осуществляющие производство и переработку
сельскохозяйственной
товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и
изделий медицинского назначения, технических средств профилактики
инвалидности и реабилитации инвалидов, а также строительство объектов
жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения
(включая ремонтно-
указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации
ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и четвертый год
работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от
основной ставки, если выручка от
перечисленных видов
свыше 90% общей суммы выручки реализации ими продукции (работ, услуг).
Данная льгота действует, если малые предприятия функционируют не менее 5 лет
со дня их государственной регистрации
в соответствующей
правовой форме. Этим Указом Президента РФ уменьшены в 2 раза налоговые ставки
для банков и страховых организаций,
если они преимущественно
малые предприятия, занимающиеся отдельными видами деятельности. Освобождена
от налогообложения прибыль, направляемая в качестве добровольных взносов в
Фонд поддержки
соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. № 268. В
соответствии с Указом малые предприятия освобождены от внесения авансовых
взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,
освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.
Для развития малого предпринимательства особое значение имеет безусловная
реализация Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88ФЗ. Важной
является ст. 1 Федерального закона, устанавливающая принципы организации
законодательства РФ о государственной поддержке малого предпринимательства.
Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» направлен
на комплексное решение
поддержки малого предпринимательства от установления критериев отнесения
хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства до создания
ими некоммерческих организаций.
Во исполнение вышеназванного Федерального закона приняты и реализуются ряд
законодательных и нормативных
актов о государственной
малого предпринимательства, в частности Федеральный закон РФ «Об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства» от 29 декабря № 222ФЗ. Приняты федеральные законы о
внесении изменений и
организаций, о подоходном налоге с физических лиц и в другие федеральные
законы. Приняты Указы Президента «О Государственном комитете Российской
Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня 1995
г. № 563, «О первоочередных мерах государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491.
Правовая база регулирования и поддержки малого предпринимательства не
исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое
место в механизме малого предпринимательства занимает налоговое, арбитражное,
трудовое, уголовное законодательство.
Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет
законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей
инфраструктуры.
Создание развитой инфраструктуры
поддержки и регулирования
субъектов малого предпринимательства имеет, на наш взгляд, важное значение,
что подтверждается практикой высокоразвитых стран. Например, в США в 1953 г.
создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), функции которой
охватывают весь комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса (финансовая
помощь, технические и консультационные услуги, содействие в получении
государственных заказов и др.). Структура АМБ включает три Уровня: штаб-
квартира в столице США, 10 региональных объединении и более 100 местных
отделений, расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с
местными органами государственной власти, колледжами, университетами,
предприятиями и общественными организациями. Поддержка малого бизнеса в США
осуществляется и другими
дел. Министерством жилищного
Национальным научным фондом. Администрацией по фермерскому хозяйству,
институтами и центрами развития мелкого бизнеса, торгово-промышленными
палатами, которых насчитывается более 2700, и т. д.
В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ
и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура на
федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и
поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в
особенности. На федеральном уровне проблемами развития и поддержки малого
предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о
федеральных министерствах и ведомствах занимаются такие министерства и
ведомства: Министерство экономики РФ, Министерство внешнеэкономических связей
РФ, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ,
Государственная налоговая служба РФ, Государственный комитет РФ по поддержке
и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере и др. Так, исполнителями Федеральной
программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ наряду с
вышеназванными федеральными ведомствами являются и следующие: МИД России,
Роскомторг, Роспатент, Минсотрудничество России, МЧС России, Росстрахнадзор
России, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Банк России, Рабочий центр
экономических реформ при правительстве РФ, Министерство культуры РФ,
Министерство общего и профессионального образования РФ и др.
Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-
промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в
регионах, Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его
региональные отделения, общественные объединения предпринимателей и др.
Определяющее значение в структуре
федеральных органов
малого предпринимательства
органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации,
Правительство РФ. Немаловажную роль в подготовке законодательных и нормативных
актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация Президента. Как видно,
одно перечисление федеральных министерств, комитетов, ведомств, оказывающих
влияние на развитие малого предпринимательства, весьма велико, поэтому для
координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ Указом Президента РФ создан Государственный
комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России).
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 утверждено