Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занятых работников». По численности работающих, по объему
производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг.
законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого
предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,
способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка
товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя
собственников и предпринимателей.
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и
критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,
пути решения.
предприятий в Тукаевском районе на конец 1998 года составило 679, по
сравнению с 1992 годом увеличилось на 256, о чем свидетельствуют данные
таблицы 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Число малых предприятий по отраслям
экономики в
Тукаевском районе г. Набережные Челны.
Вид деятельности
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1.Торговля и общественное
350
538
678
760
769
440
381
2.Строительство
23
24
30
43
47
150
150
3.Промышленность
28
34
40
50
52
53
53
4.Сельское хозяйство
19
21
23
33
33
11
11
5.Транспорт и связь
1
1
1
2
5
27
27
6.Другие отрасли
2
2
3
6
13
157
57
Общее число
423
620
775
894
918
838
679
Если с 1992 по 1996 год наблюдается рост числа малых предприятий, то в 1997 и
1998 годах их количество стало
уменьшаться. Уменьшение
предприятий, занятых в малом бизнесе, произошло в основном за счет снижения
числа предприятий торговли и общественного питания. Однако, устойчивыми
темпами развивается малое
стабильными темпами в промышленности. Также наблюдается увеличение количества
предприятий, предоставляющих услуги населению города, в том числе
транспортные, услуги связи. Несмотря на уменьшение за последние два года
торговых предприятий и
на их долю приходится около 56% от общего числа малых предприятий. В
строительстве, в предыдущем отчетном году было занято 150 предприятий, или
22% от общего числа, в
транспорта и связи составили 3% всех организаций. Распределение количества
предприятий по видам деятельности видно из гистограммы 2.2.1.
Рис.2.2.1
Структура малых предприятий Тукаевского района по видам деятельности на конец
1998г.
1.
Торговля и общественное
2.
Строительство.
Транспорт и связь.
3.
Промышленность.
отрасли.
Как уже было отмечено, малое предпринимательство способно решить множество
проблем в сегодняшней рыночной экономике. Это и создание условий для
трудоустройства рабочей силы, и ускорение научно-технического прогресса и
расширение производства потребительских товаров, а также обеспечение
стабильных поступлений
субъектах федерации налоги с субъектов малого предпринимательства достигают
половины доходов бюджета. При достаточно расширенной налоговой базе среди
малых предприятий можно добиться значительного наполнения бюджета, что
наглядно подтверждают данные Тукаевской налоговой инспекции. [5]
Например, в 1996 году бюджет Тукаевского района получил от малых предприятий
130 215 тыс. рублей, что составило 50% от общего числа налоговых поступлений.
Однако уменьшение числа малых предприятий и свертывание ими своей
деятельности в связи с
в бюджет до 21,2% от общего числа в 1998 году, что видно из ниже приведенных
данных таблицы 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Налоговые поступления в бюджет Тукаевского района
г. Набережные Челны.
1994
1995
1996
1997
1998
Поступление налогов и других платежей в бюджет Тукаевского района от субъектов малого предпринимательства
4670*
9000*
13021,5*
12572
8349
Удельный вес поступлений
46,7%
46%
50%
18,9%
21,2%
*- с учетом деноминации цен.
На уменьшение числа субъектов малого предпринимательства кроме выше
перечисленных факторов оказывает влияние и непомерно тяжелая налоговая
нагрузка.
2.3. Налоговая нагрузка на
пути решения.
Существуют различные подходы к расчету налоговой нагрузки. Например, известны
методологии определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки
населения, доли налогов в ВВП, определяющие налоговую нагрузку и ее динамику
во времени на макроуровне и исчисляемые на базе основных макроэкономических
показателей экономики страны.
Однако их применение вполне правомерно при анализе динамических рядов
налоговой нагрузки на макроуровне.
Например, применение используемой методики расчета налоговой нагрузки как
соотношение суммы всех налогов и платежей во внебюджетные страховые
социальные фонды с объемом реализации продукции имеет (при сопоставлении
полученных результатов) существенные недостатки. Во-первых, не учитывается
различие структуры затрат в
себестоимости продукции у
субъектов, поскольку налоговые
платежи соотносятся с
на производство продукции, которые
не имеют непосредственного
налоговой нагрузке. Во-вторых, и в делимое, и в делитель такого показателя
включается одна и та же величина - налоги, вносимые конкретным хозяйствующим
субъектом, что в значительной степени искажает действительную динамику этого
показателя, смягчая ее. Поэтому данную методику правильнее использовать в
целях исчисления так называемой динамики налогоемкости продукции за различные
отчетные периоды конкретного производства, поскольку она фактически
определяет долю всех налоговых отчислений в выручке от реализации продукции.
Методология исчисления налоговой нагрузки как доли налогов в объеме ВВП
достаточна проста, понятна и широко используется зарубежными странами. Вместе
с тем она не позволяет исследовать налоговую нагрузку на микроуровне при
сопоставлении ее для предприятий, относящихся к различным отраслям
производства и секторам экономики.
Поэтому для анализа была выбрана
методология определения
на хозяйствующие субъекты доцента, кандидата экономических наук Е.А. Кирова,
опубликованная в журнале «
Автором предлагается различать абсолютную
и относительную налоговую
Абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и страховые взносы, подлежащие
перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, то есть абсолютная величина
налоговых обязательств хозяйствующих субъектов.
Предлагается в расчет величины налоговой нагрузки не включать подоходный
налог и 1% от расходов на оплату труда в Пенсионный фонд, поскольку
плательщиками этих отчислений являются физические лица, а предприятия только
перечисляют их.
Косвенные налоги повышают налоговую нагрузку предприятий, хотя реальным
плательщиком их является конечный потребитель производимой продукции. Уплата
предприятиями косвенных налогов приводит к следующим последствиям.
Во-первых, на сумму этих налогов увеличиваются цены на продукцию. Во-вторых,
вызванный косвенными налогами рост цен на продукцию сокращает спрос на нее,
снижает объемы продаж и прибыль. В-третьих, у предприятий, с одной стороны,
отвлекаются оборотные средства, что создает серьезные финансовые затруднения,
с другой - сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница
между суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные
ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Следовательно, предприятиям возмещается сумма «входного» НДС. Поэтому сумма
НДС, подлежащая перечислению в бюджет, должна включаться в состав налоговых
платежей, учитываемых при расчете величины налоговой нагрузки .
Абсолютная налоговая нагрузка не отражает напряженность налоговых
обязательств. Этот показатель не соизмеряет величину налоговых платежей с
источником их уплаты. Поэтому мы предлагаем использовать термин относительной
налоговой нагрузки.
Под относительной налоговой
величины к вновь созданной стоимости, то есть доли налогов и страховых
взносов, включая недоимку во вновь созданной стоимости.
Достоинства данной методологии заключаются в том, что она позволяет
определить относительную
первых, налоговые платежи соотносятся только с вновь созданной стоимостью.
Главное - налоговое бремя определяется относительно источника уплаты налогов.
От доли налогов во вновь созданной стоимости зависит благополучие как самого
предприятия, так и его работников. Во-вторых, на формирование величины вновь
созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги. Налоговую нагрузку не
искажают такие факторы, как материалоемкость производства, численность
работников, сумма налогов в цене продукции. В-третьих, при исчислении
налоговой нагрузки учитываются налоги, которые уплачиваются непосредственно
предприятием. В-четвертых, данная методология достаточно удобна и проста,
позволяет осуществлять расчет налогового давления на конкретные предприятия.
Не представляется сложным также определить аналогичным образом налоговую
нагрузку для индивидуальных предпринимателей.
На уровне предприятия (отрасли, группы предприятий) вновь созданную стоимость
исчислим следующим образом:
ВСС = ОТ + СО + П +НП,
где ВСС - вновь созданная стоимость;
ОТ - оплата труда;
СО - оплата отчислений на социальные нужды;
П - прибыль предприятия (до налогообложения);
НП - налоговые платежи.
Относительную налоговую нагрузку можно определить по следующей формуле:
Дн = (НП + СО) / ВСС = (НП + СО) / (ОТ + СО + П + НП) * 100%,
где Дн - относительная налоговая нагрузка на хозяйствующего субъекта.
Нами выдвинут тезис о том, что при существующем финансовом положении
предприятий и ориентации на развитие
предпринимательской деятельнос
России наиболее приемлема относительная налоговая нагрузка на уровне 35-40 %
к вновь созданной стоимости.
Более высокое налоговое давление в ведущих секторах экономики не только
сдерживает развитие предпринимательской активности, но и ставит производство
на хрупкую грань выживания.
При этом максимальная относительная налоговая нагрузка на любого из
хозяйствующих субъектов не может превышать 50 %.
На основе вышеописанной методики расчета проанализируем относительную
налоговую нагрузку, рассчитанную на основе данных бухгалтерской отчетности
двух реально действующих
Тукаевской налоговой
Предприятие «А»: относится к малым предприятиям (объем валовой выручки в
1998г. - 5 879 214,00 руб., количество работающих – 21 чел.). Сфера
деятельности данного
налогообложению не имеет. Срок деятельности – 5 лет.
Предприятие «Б»:относится к малым предприятиям (объем валовой выручки в
1998г. - 6 587 698,00 руб., количество работающих - 36 чел.). Сфера
деятельности – строительно-
налогу на прибыль – освобождено от уплаты налога. Срок деятельности – 11
месяцев.
Расчет относительной
налоговой нагрузки по
Показатели
Ставки
Налогооблага-емая база
Сумма/руб.
Фонд оплаты труда (ФОТ) 144 000,00
Отчисления на социальные нужды (СО) 56 160,00
Совокупные налоговые платежи (НП) 756 555,90
Прибыль (до налогов) П 615 227,00
Относительная налоговая нагрузка (%)
51,70
Имущество 417 550,00
Валовой доход (выручка) 5 879 214,00
Затраты 5 263 987,00
Прибыль 615 227,00
Налог на имущество 2% от среднегод. стоимости 83 510,00
Дорожный фонд
1.8%
0.3%
от работ и услуг
от торгового оборота 105 825,85
Ветхое жилье 1.0% от выручки 58 792,14
Отчисления на содержание жилищной, социально-культурной сферы 1.5% от выручки 88 188,21
Налог на прибыль 35% от прибыли 215 329,45
Налог на содержание милиции 3.0% от МРОТ, кол-ва работников 25,05
Транспортный налог 1.0% ФОТ 1 440,00
Сбор на нужды образовательных учреждений 1.0% ФОТ 1 440,00
НИОКР 1.5% от затрат 78 959,81
НДС
20%
10%
от работ, услуг
прод.товары 123 045,40
Совокупные налоговые платежи (руб.) 756 555,90
Расчет относительной
налоговой нагрузки по
Показатели
Ставки
Налогооблага-емая база
Сумма/руб.
Фонд оплаты труда (ФОТ) 192 000.00
Отчисления на социальные нужды (СО) 74 880.00
Совокупные налоговые платежи (НП) 619 246.98
Прибыль (до налогов) П 487 333.00
Относительная налоговая нагрузка (%)
50.54
Имущество 715 569.00
Валовой доход (выручка) 6 587 698.00