Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занятых работников». По численности работающих, по объему
производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг.
законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого
предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,
способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка
товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя
собственников и предпринимателей.
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и
критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,
пути решения.
Положение о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и механизм
деятельности ГКРП России, его
права и обязанности,
Так, задачами ГКРП России являются: разработка предложений и реализация
государственной политики и области развития и поддержки малого
предпринимательства, разработка предложении по устранению правовых,
административных, экономических и организационных препятствий в вопросах
создания и развития субъектов малого предпринимательства, обеспечение
формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства,
защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений
субъектов малого предпринимательства и др.
Важная роль в инфраструктуре малого
предпринимательства
Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует
свои функции в соответствии с уставом, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. Фонд является некоммерческой
организацией в форме
федеральной политики в области
государственной поддержки
предпринимательства в РФ. В уставе сформулированы цель и основные направления
деятельности Фонда, источники формирования имущества Фонда, управление
Фондом и др.
Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение
Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства,
участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также
проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого
предпринимательства, включая мероприятия, проводимые ГКРП России.
В целях государственной
деятельности в научно-
февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере. Этим постановлением Правительства РФ утверждено
Положение о Фонде и Персональный состав наблюдательного совета Фонда. Фонд
содействия развитию малых форм
предприятии в научно-
образован для развития малого предпринимательства в научно-технической
сфере (создание малых наукоемких фирм-инкубаторов бизнеса, инновационных,
инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-
технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным
наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. [15]
К инфраструктуре малого предпринимательства следует отнести Российское
агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российскую ассоциацию
маркетинга. Международный фонд поддержки инновационных предприятий
«Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики,
общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.
Однако, на наш взгляд, ведущая роль в инфраструктуре малого
предпринимательства принадлежит органам исполнительной и законодательной
власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки и
развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с
которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они
могут все мероприятия по поддержке проводить более адресно с учетом
приоритетных направлений
Набережные Челны
более эффективно, она менее бюрократична
и ближе к рядовым
Инфраструктура малого предпринимательства включает также лизинговые фирмы и
компании, технопарки, бизнес-инкубаторы,
производственно-
центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и другие организации,
оказывающие различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого
предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого
предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с
привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами
государственных и муниципальных программ поддержки малого
предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а
также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального
имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов
физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и
размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов,
выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют
следующие мероприятия по финансированию субъектов малого
предпринимательства:
предоставление субъектам
беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на
банковскую деятельность;
предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при
осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в
целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с
действующим законодательством;
выполнение функций
предприятий;
долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов,
обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных
консультационных организаций и информационных систем поддержки малого
предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы
и сертификации товаров и услуг;
финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических
структур, защите прав потребителей;
финансирование научных
симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью
фондов.
В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491
предусмотрено выделение финансовых средств на поддержку малого
предпринимательства, в том числе
выделение государственных
инвестиционных кредитов, для формирования и предоставления гарантий
федерального Фонда на получение кредитов субъектам малого
предпринимательства, на предоставление государственных гарантий иностранным
кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого
предпринимательства, и др.
В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого
предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией
соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов
поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать
кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при
кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого
предпринимательства.
Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает
производственно-
субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в
собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных
помещений, иного имущества, находящихся
в государственной или
собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и
органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании
сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет успешно
функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая субъектам
малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг. [10]
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства»
(ассоциаций) субъектов малого
содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами
связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и
создаваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также для
проведения организационных
малого предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
В мировой практике считается нормой
государственное поощрение
в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в
том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные
ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы
создать правовые и экономические условия для их выживания, способности
расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира - в Европе,
Японии, США, Азии и латиноамериканского континента - идет мощная волна
поддержки развития МП. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной
экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в
государственной поддержке МП.
В странах ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) 99%
всех фирм - это малые и средние предприятия, которые являются источником
рабочих мест (от 40% до 80% занятости) и обеспечивают 30%-70% ВВП. Из 1552
программ государственной
«программ промышленных субсидий» 359 были направлены на поддержку малого и
среднего бизнеса. В 12 странах Европейского Союза в 1990 г. насчитывалось
15,8 млн. несельскохозяйственных частных предприятий. Из них 14,7 млн. были
микропредприятиями, почти 1 млн. малыми, примерно 70000 насчитывали от 100
до 500 работников и лишь 13000 имели свыше 500 сотрудников. На долю
микропредприятий приходилось 31,8% от общего числа занятых вне
сельскохозяйственного сектора, малых - 24,9% и средних - 15,1%.
Малый бизнес является базовой конструкцией в экономиках большинства стран.
В 1993 г. почти все 15,7 млн. предприятий частного сектора ЕС представляли
собой предприятия малого и среднего бизнеса. Наиболее типичным для бизнеса в
странах ЕС является микропредприятие (1-9 человек). Здесь их насчитывается
14,5 млн.
В 1989-1992 гг. произошло заметное увеличение таких предприятий, в первую
очередь, за счет МП. Предприятия малого и среднего бизнеса обеспечили 70%
рабочих мест, внеся значительный вклад в процветание ЕС.
Возросшая роль малого бизнеса в странах ЕС и на уровне ОЭСР привела к тому,
что в большинстве развитых стран была признана необходимость разработки
специальной политики, основными целями которой стали:
• развитие международной
• создание новых рабочих мест;
• экономический рост малых предприятий;
• привлечение иностранных
• инновационная деятельность;
• трансферт технологий.
В большинстве стран - членов ЕС формулировка политики в отношении малого и
среднего бизнеса является прерогативой федеральных властей, а конкретные
мероприятия реализуются на уровне региональной власти.
Приведем обобщенный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
в странах ЕС по отдельным областям политики.
1. Создание малого предприятия. Исходя из всего сказанного, можно вести речь
о прямой заинтересованности государства в увеличении числа и расширении сфер
деятельности малых
граждане узнают о возможности стать предпринимателем еще в школе. С какими
трудностями встретится начинающий предприниматель на своем пути? Они
типичны: недостаток финансовых средств, отсутствие четкого бизнес-плана,
незнание законов и рыночной ситуации.
С учетом этого во всех странах ЕС в той или иной мере реализуются различные
программы для поощрения людей, имеющих собственное дело. Им оказывается
финансовая, информационная и консультационная помощь, организуется обучение
и т.п. Например, Дания ввела в действие Схему начинающих предпринимателей,
предназначенную для безработных, пожелавших открыть собственное дело. Такие
люди получают половину своего пособия, пока занимаются собственным делом, с
максимальным сроком выплат до 3,5 лет.
2. Субподряды. Вместе с тем, все
более отчетливо
формирования более стабильных отношений между потребителями и поставщиками,
среди которых множество малых предприятий. Субподряд выгоден малым
предприятиям, получающим таким образом доступ к технологическим и
коммерческим «ноу-хау» больших фирм. Действуя как поставщик, малое