Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занятых работников». По численности работающих, по объему
производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг.
законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого
предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,
способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка
товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя
собственников и предпринимателей.

Содержание

1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и
критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,
пути решения.

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

предпринимательской деятельности, заключающейся  в систематическом получении

прибыли. Это мотив и цель деятельности субъектов малого предпринимательства.

Юридические лица, являющиеся коммерческими  организациями, могут создаваться  в

форме хозяйственных товариществ  и обществ, производственных кооперативов,

государственных и муниципальных унитарных предприятии. Основными

организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются

хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в раз­личных отраслях

экономики. Так, на начало 1998г. в промышленности действовало 14,7% всех

малых предприятии страны; в строительстве - 16,6; на транспорта и связи -

2,3; в торговле и общественном  питании, материально-техническом  снабжении и

заготовках - 44,8; в общей коммерческой деятельности по обеспечению

функционирования рынка - 4,8; в жилищно-коммунальном хозяйстве,

непроизводственных видах бытового обслуживания населения - 1,8; в науке  и

научном обслуживании - 5,6; в других отраслях экономики - 9,4%. [11]

Основными организационно-правовыми  формами субъектов малого

предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества: полные

товарищества, товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной

ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

Ниже приводится краткая характеристика отдельных организационно-правовых форм

коммерческих организации как  субъектов предпринимательской  деятельности.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные

товарищи) в соответствии с заключенным  между ними договором занимаются

предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут

ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК

РФ). Участниками полного товарищества могут быть физические лица,

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или

юридические лица как коммерческие организации. Однако одно лицо может  быть

участником только одного полного  товарищества.

Управление полным товариществом  осуществляется по общему согласию всех его

участников; каждый участник полного  товарищества имеет один голос Важной

особенностью полного товарищества является положение о том, что  его участники

солидарно несут субсидиарную ответственность  своим имуществом по

обязательствам товарищества, а  участник полного товарищества, не являющийся

его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам,

возникшим до его вступления в полное товарищество. Полученные полным

товариществом прибыль и убытки распределяются между его участниками

пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено

учредительным договором или иным соглашением участников; не допускается

соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия  в

прибыли или в убытках.

Полное товарищество не играет существенной роли в экономике. По данным

Госкомстата РФ, на 1 января 1998 г. функционировало  всего 2899 полных

товариществ, что составляет 0,32% всех хозяйственных товариществ и  обществ.

[32]

Товариществом на вере (коммандитным) признается товарищество, в котором

наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества

предпринимательскую деятельность и  отвечающими по обязательствам товарищества

своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников

вкладчиков (коммандитистов), которые  несут риск убытков, связанных с

деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не

принимают участия в осуществлении  товариществом предпринимательской

деятельности.

Главной особенностью коммандитного  товарищества является статус полных

товарищей, участвующих в деятельности товарищества. Положение полных

товарищей определяется правилами  ГК РФ о полном товариществе, то есть все

права и обязанности полных товарищей  вытекают из законодательства о полном

товариществе. Так, все полные товарищи подписывают учредительный договор  о

создании товарищества на вере, управляют  им, несут ответственность по его

обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики же не вправе участвовать  в

управлении и ведении дел  товарищества на вере, не вправе оспаривать действия

полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. Однако в

соответствии с ГК РФ и учредительным  договором вкладчики несут обязанности  и

имеют права, как и полные товарищи в товариществе на вере.

Участниками товарищества на вере могут  быть в качестве полных товарищей

индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве

вкладчиков - граждане и юридические  лица. Государственные органы и органы

местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере,

если иное не предусмотрено законом, однако финансируемые собственниками

учреждения могут быть вкладчиками  в товариществе на вере с разрешения

собственника, если иное не установлено  законом.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним

или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли

определенных учредительными документами  размеров; участники общества с

ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и  несут риск

убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости внесенных

ими вкладов. Участники общества, внесшие  вклады не полностью, несут

солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости

неоплаченной части вклада каждого  из участников.

Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут быть

граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного

самоуправления не вправе выступать  участниками ООО, если иное не

установлено законом.

Учредительными документами ООО  являются учредительный договор, подписанный

его учредителями, и утвержденный ими устав. Если ООО учреждается  одним лицом,

его учредительным документом является утвержденный им устав.

Важное значение для успешного  функционирования ООО имеет формирование

уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников;

он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы

кредиторов. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной

законодательством.

Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный

капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих

обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению  к

обществу. АО может быть создано  путем учреждения вновь и путем  реорганизации

существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения,

выделения, преобразования) в соответствии с Федеральным законом «Об

акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208ФЗ и ГК РФ.

Учредителями акционерного общества могут быть граждане (физические лица) и

(или) юридические лица, принявшие  решение о его учреждении. Решение  об

учреждении АО принимается учредительным  собранием. Число учредителей

открытого АО не ограничено, а закрытого  АО не может превышать 50 чел.

Акционерное общество может быть создано  одним лицом, которое принимает

решение о создании АО единолично. Однако АО не может быть учреждено  другим

хозяйственным обществом, которое  состоит из одного лица. Решение  об

учреждении АО принимается учредителями единогласно.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать

учредителями АО, если иное не предусмотрено  федеральными законами.

В соответствии с законодательством  акционерное общество может быть открытым и

закрытым, что должно отражаться в  уставе АО и фирменном наименовании.

Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие  им

акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое АО имеет право

проводить открытую подписку на выпускаемые  им акции и осуществлять их

свободную продажу в соответствии с Федеральным законом РФ об АО, ГК РФ (ст.

99) и иными  нормативными актами РФ. Закрытым  акционерным обществом признается

общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или

иного, заранее  определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить

открытую  подписку на выпускаемые ими акции  или иным образом предлагать их для

приобретения  неограниченному числу лиц.

Акционерное общество имеет право выпускать  обыкновенные, а также один или

несколько типов привилегированных акций, номинальная стоимость последних не

должна  превышать 25% уставного капитала АО. При учреждении акционерного

общества  его акции должны быть размещены  среди учредителей. Все акции

общества  являются именными. К моменту государственной  регистрации не менее

50% уставного  капитала общества должно быть оплачено.

Акционерное общество в соответствии с уставом  и законодательством РФ о ценных

бумагах может  размещать облигации и иные ценные бумаги. Номинальная стоимость

всех выпускаемых  обществом облигаций не должна превышать  уставный капитал АО

либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели

выпуска облигаций. Облигации могут быть именными или  на предъявителя.

Высшим  органом управления акционерного общества является общее собрание

акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание

акционеров).

Анализируя  гражданское законодательство и  практику функционирования субъектов

рыночной  экономики в отдельных развитых странах, можно привести следующие

организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства

(табл. 1.3.1).

                                                                                                         

                              Таблица 1.3.1                             

     Основные организационные  формы субъектов малого бизнеса.

    

Страна 

Организационно-правовые формы предприятий

Великобритания индивидуальное предприятие ассоциированные владельцы компании с ограниченной ответственностью

Франция индивидуальное предприятие акционерная компания товарищество с ограниченной ответственностью

США единоличное владение товарищество корпорация

Германия индивидуальная трудовая деятельность партнерство (общее и ограниченное) малые акционерные общества

 

 

Как видно из таблицы, наиболее распространенной организационной формой малого

предпринимательства является индивидуальное предприятие. С введением в

действие первой части ГК. РФ индивидуальные (семейные) частные предприятия

(ИЧП) в России не создаются.

Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой формы

коммерческих организаций являются:

-полная самостоятельность, свобода  и оперативность действий, не требующая для

принятия решений получения  согласия партнеров;

-максимум побудительных мотивов.  Все доходы поступают к единому  владельцу

предприятия, поэтому он заинтересован  в упорной работе, в тщательном

собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, увеличении

объемов продаж;

-конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах  бизнеса

производственные секреты и  специальная технология являются главным  капиталом

фирмы, а единоличное владение дает возможность сохранить в тайне секрет

предприятия.

Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны  и

недостатки, к которым относятся:

-ограниченность привлечения значительных  финансовых средств;

-неограниченная (полная) имущественная  ответственность за долги в случае

банкротства;

-недоверие со стороны государственных  учреждений и крупных предприятий;

-слабость управления. Обычно владелец  является управляющим по всем  вопросам:

экономическим, финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и  др. Как

правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта менеджмента;

-трудность в получении кредита;

-высокий уровень банкротства  (в США ежегодно разоряются  около 50% из вновь

созданных фирм).

По данным Госкомстата РФ, число  индивидуальных (семейных) частных предприятии

с использованием наемного труда составляло (на 1 января) в 1995г. - 242 036,

а в 1996 г. - 268 103 предприятия, причем в 1996 г. ИЧП составили 14,5% всей

численности коммерческих организаций  и 11,9% всего числа предприятий  и

организаций, функционирующих в экономике

страны. [12]

1.4  Система государственной  поддержки и регулирования малого

предпринимательства.

Как показывает мировая и отечественная  практика, малое и среднее

предпринимательство, учитывая его  характерные особенности, нуждается в

постоянном внимании и поддержке  со стороны органов государственной  власти и

местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую

правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс

Информация о работе Малое предпринимательство