Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

по станку А - 100000 ден. ед. : 2 года : 1000 ед. товара=50 ден. ед.;

по станку Б - 100000 ден. ед. : 4 года : 1000 ед. товара=40 ден. ед.;

по станкам А и  Б вместе - 90 ден. ед.

Конечно же, этот показатель представляет собой амортизацию, но здесь мы сознательно стараемся не употреблять этот термин. Ибо амортизация - это понятие, применяемое по отношению к уже существующему у предпринимателя оборудованию и другим техническим элементам производства. Мы же в данном случае пытаемся анализировать действия предпринимателя на подготовительном этапе, т.е. в период, когда он еще только готовится к принятию решения о начале производства Или об отказе от предпринимательской идеи. Естественно при этом стремление предпринимателя сократить эту долю собственных расходов на производство товара. Как он может достичь этого? Путем рационализации производства. В данном случае она сводится к следующему: необходимо найти оборудование более производительное (при помощи которого можно изготовить, скажем, не 1000, а 2000 товарных единиц) или с большим нормативным сроком службы (не 3, а, скажем, 5 лет). Цена этого оборудования будет более высокой, но повышение цены должно отставать от роста производительности или увеличения нормативного срока службы нового оборудования по сравнению с имеющимся.

Возможны такие варианты:

  • цена нового станка превышает цену имеющегося на 60%, но его производительность выше на 100% при том же самом нормативном сроке службы;
  • цена нового станка равна цене имеющегося, его производительность та же самая, что и у имеющегося, но нормативный срок его службы - не 3, а 5 лет;
  • цена нового станка та же, что и цена имеющегося, нормативные сроки их службы равны, но производительность нового станка выше на 10%.

Вывод. Предприниматель, стремящийся к повышению прибыльности своего производства, не может не учитывать величину стоимости основных средств производства, приходящуюся на единицу товарной продукции, и не вести поиск конкретных путей ее сокращения. Для этого необходимо постоянное и детальное изучение деловых предложений относительно приобретения нового оборудования, предложений по эксплуатации уже имеющегося оборудования и других технических элементов производства.

 

4. Общее понятие о предпринимательской  идее

и жизненном цикле товара

А. Еще раз  о предпринимательской идее

 

Осуществление предпринимательской  деятельности всегда основано на какой-то конкретной идее. Предпринимательская идея, в основе которой - продуманная во всех деталях инновационная инициатива предпринимателя, может охватывать как процесс производства в целом, так и один или несколько его отдельных фрагментов. Если сосредоточить внимание на фрагментарной форме предпринимательской идеи, то можно выделить основные направления в инновационной деятельности предпринимателя:

  • изменения системы управления производством;
  • смена или совершенствование существующей системы партнерских связей;
  • применение новой техники и технологии;
  • использование новых, более экономичных или прочных 
    материалов в производстве товара;
  • улучшение дизайна, упаковки товара;
  • принципиально новая схема организации рекламной работы;
  • быстрое реагирование на результаты маркетинговых исследований;
  • сокращение срока оборота капитала;
  • поиск наиболее эффективных форм использования полученной прибыли.

Конечно, как и при любом описании какого-либо сложного явления, здесь  указано не все существующее множество  факторов, а дана лишь методика поиска таких факторов. При этом следует обратить внимание на то, что инновационный характер деятельности предпринимателя может проявиться не только по отношению к факторам производства, организации самого процесса производства или же самого товара, но и в отношении расстановки людей, принимающих участие в процессе производства. В этом случае предпринимательская идея может реализована путём таких действий:

 

  • полная или частичная смена работников, участвующих в процессе производства с целью «выталкивания» малоквалифицированного персонала;
  • создание «особого духа» в коллективе работающих, использование мобилизующих формулировок, целевых установок и стимулов к их достижению;
  • принятие мер по продуктивному использованию рабочего времени каждым работником (если имеется хотя бы один лишний работник, не знающий, что ему делать в рабочее время, коллективный эффект будет ниже, чем он мог бы быть; присутствие праздно проводящего время работника действует расхолаживающе на других).

Б. Инновации в предпринимательстве

 

Под инновационной идеей мы понимаем реально существующую возможность производства оригинального товара или улучшенных модификаций выпускаемых товаров, а также новых товарных марок. Инновационная деятельность выступает результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В данном случае неважно, кто осуществляет НИОКР - сам производитель или специальная фирма, институт, лаборатория. При этом предприниматель, реализующий какую-либо идею, должен быть уверен в том, что товар, составляющий основу идеи, будет принят потребителем, на которого он рассчитан. В противном случае инновационная деятельность является весьма рискованной. Можно привести множество примеров, когда даже известные в мире фирмы терпели большие убытки из-за неправильной оценки последствий, связанных с реализацией инновационных предложений. Гарантией сокращения риска может быть точная информация, которой должен владеть предприниматель.

По некоторым данным в западных странах терпят неудачу до 40% всех предлагаемых рынку новинок. С этой целью многие фирмы создают специальные рисковые фонды для освоения новых направлений деятельности или разработки новых товаров. Причин такого рода неудач несколько. Главные из них - недостоверная информация или же ошибочные выводы при анализе полученной информации.

В. Источники информационного обеспечения

 

Информационный материал - основа предпринимательской деятельности. Информационными источниками могут  быть конкретные знания предпринимателя:

  • рынке и его потребностях;
  • о появлении новых технологий, материалов и методов производства;
  • о существующих структурных или географических «разрывах» в обеспеченности каким-то определенным товаром.

Если говорить о персонификации источников идей, то ими могут быть:

  • потребители (наиболее логичная стартовая площадка в поиске идей, но она требует определенной системы в способе выявления потребительского интереса – опросы клиентуры, социологические исследования и т.д.);
  • ученые (если они нацелены на изобретение или поиск новых материалов, товарных свойств, которые приведут к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции);
  • конкуренты (их поведение, деятельность по изучению потребительского спроса могут подсказать какие-то варианты собственных решений или подвести к зарождению какой-либо идеи);
  • торговые агенты, торговый персонал, сбытовики продукции, дилеры и т.д., выполняющие посреднические функции между предпринимателем, производящим товар, и его потребителем;
  • консультанты предпринимателя по каким-либо определенным вопросам (по производству, дизайну, маркетингу, рекламе, управлению);
  • работники фирмы, ответственные за составление информационных обзоров, реферирование печатных изданий и другие категории работников, если предприниматель поощряет их инициативу.

«Из банальной идеи рождается только заурядный товар» - этот афоризм известен опытным предпринимателям, убедившимся в его верности на практике. Для достижения успеха необходима разработка уникальных, привлекательных видов продукции и, следовательно, нужен такой специалист, который был бы в состоянии или сам осуществлять такую деятельность, или возглавить ее организацию. С этой целью в ряде фирм используются особые приемы для стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров. Особенно богатый опыт в этом отношении накоплен японскими фирмами, где применяются специальные карточки предложения. При этом каждый информационный источник дает предпринимателю «пищу» для раздумий и наталкивает его на какую-либо идею.

 

К примеру, выясняется, что  в районе X ощущается острая нехватка товара А. Однако в районе Y, где действует предприниматель, получивший такую информацию, товар А имеется в избытке. Какое решение примет предприниматель на основе выявленного географического разрыва в распространении товара А? Не спешите с ответом. Предпринимателю придется детально осмыслить ситуацию и осуществить предпринимательские расчеты.

Г. Рынок как истопник информации

 

Что же оказывает воздействие  на зарождение предпринимательской идеи? Вновь мы можем говорить лишь об общем подходе к ответу на такой вопрос, но не о всем множестве факторов, воздействующих на процесс зарождения идеи. Конечно же, в этом случае прежде всего речь может идти о доскональном знании собственного дела, всех составляющих процесса производства. Ведь если предприниматель не знает, какая технология или какие методы используются в процессе производства, ему будет довольно затруднительно реагировать на возможность перенять появившиеся новшества (а решения иногда надо принимать достаточно быстро). В этом случае предпринимателю желательно обладать какими-то основами технических знаний о своем производстве и знать конкретные источники (журналы, рекламные или реферативные сборники, материалы или публикации специализированных фирм или институтов), где можно получить сведения о возможностях повышения научно-технического уровня производства. Выигрывает тот предприниматель, действия которого побуждают работников его предприятиях, совершенствованию научно-технического уровня производства или хотя бы к тому, чтобы заниматься поиском такой информации. Внимание предпринимателя к этому блоку информации объясняется его стремлением получать экономический эффект за счет минимизации расходов на производство. Однако экономического эффекта можно также достичь за счет постоянного изучения рынка. Рынок интересует предпринимателя прежде всего по двум соображениям:

 

  1. его интересует положение товара (который он уже производит) и та ситуация, которая складывается на рынке вокруг его товара;
  2. его интересуют возможности для расширения своей доли рынка за счет увеличения рыночных поставок товара или начала производства нового товара, в котором ощущается потребность на этом рынке.

Д. Эффективность партнерских связей

 

Конечно, предпринимателю  в этом случае не уйти от своей «привязки» к партнерам. Эффективные партнерские связи - часть предпринимательского успеха. С партнером - будь то поставщик или потребитель - предпринимателю приходится устанавливать действенный обмен информацией. На этой основе у сторон могут возникать идеи, связанные с производством нового товара, использованием новых материалов, заменителей или приданием выпускаемому товару новых качественных характеристик.

Таким образом, зарождение предпринимательской идеи связано с анализом предпринимателем своего производства, рынка и существующей системы партнерских связей. Каждое из этих направлений инновационной деятельности требует определенной схемы проработки.

При этом необходимо учесть, что каждый из этапов имеет свои специфические особенности. Так, к  примеру, если цель этапа по формированию инновационных идей заключается в выработке как можно большего числа таких идей, то следующий этап сводится к сокращению числа идей путем их отбора. Целью этого этапа выступает выявление и отсев непригодных или малоэффективных идей. Даже если идея будет признана в ходе отбора неплохой, придется решать еще один вопрос: подходит ли она для этого конкретного предпринимателя, согласуется ли с его общей стратегией, целями, ресурсами и т.д.

В этой связи отметим, что вначале у предпринимателя  возникает идея товара. Это общая идея, общее представление о товаре который, по мнению предпринимателя, можно было бы предложить рынку. Задача предпринимателя сводится к переходу от идеи к замыслу товара или уже проработанному варианту идеи, а затем - и к образу товара, т.е. уже к каким-то конкретным характеристикам реально существующего или потенциального товара.

Е. Жизненный цикл товара

 

Известно, что каждый товар имеет свой жизненный цикл, включающий в себя четыре стадии:

  • ввод товара на рынок,
  • рост,
  • зрелость,
  • старение.

Применительно к разным товарам жизненный цикл может быть долгосрочным, обычным и скоротечным. Для предпринимателя важно получить достоверные сведения о продолжительности жизненного цикла товара, который он начинает производить. Особое значение это приобретает, когда на рынке уже имеется аналогичный или даже точно такой же товар. В противном случае может получиться так, что ввод товара, разработанного предпринимателем, придется на стадию старения товара-заменителя. Тогда вновь предложенный рынку товар не сможет быть реализован или придется сразу же останавливать его производство.

Конечно, определение  стадии жизненного цикла - весьма сложная  задача. Ведь жизненный цикл товара можно проследить только тогда, когда  он уже завершен. Поэтому если по окончании жизненного цикла мы можем с точностью указать, какую стадию в какой момент проходил данный товар, то при «жизни» этого товара все наши расчеты являются не более ,чем предположением.

Нередки случаи, когда  планирующие органы фирмы, сочтя, что  данный товар вступил в стадию зрелости, утрачивают к нему интерес, в то время как в действительности он находится на стадии роста и предприятие теряет возможность получить дополнительную прибыль. Часто бывает и наоборот. Решив, что товар находится в стадии роста, фирма включается в его освоение. На поверку же товар оказывается уже «зрелым», и фирма остается с грудами нереализованной продукции на складах. Именно поэтому производители «второй волны» должны уметь верно определять стадию жизненного цикла товара, к выпуску которого они собираются приступить. Это позволит правильно строить стратегию разработки новых товаров.

Информация о работе Основы предпринимательства