Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

 

Потребительная стоимость (полезность) - это способность товара удовлетворить какую-либо потребность индивида в чем-либо (хлеб удовлетворяет потребность человека в еде, книга - потребность в духовном росте, расширении кругозора, понимании окружающего мира и т.д.).

 

Вывод. Предприниматель, приступающий к производству товара, стремится как можно более точно определить рыночного адресата производимого им товара (кто, какая группа людей будет являться потребителем такого товара). Это необходимо для прогнозирования предельно допустимого уровня наращивания производства такого товара (т.е. для недопущения перепроизводства и затоваривания рынка или собственных складов)

2. Цена товара

 

Главной и отличительной  характеристикой товара выступает его рыночная цена - то количество денежных единиц, которое покупатель (потребитель) соглашается передать продавцу (производителю) в обмен на право обладания и использования по своему усмотрению (потребления) такого товара. В основе цены – расходы производства, которые вынужден нести каждый предприниматель при выпуске любого товара.

Предприниматель различает несколько  видов рыночной цены товара:

  • стартовая,
  • монопольная,
  • демпинговая,
  • ликвидно-распродажная.

Стартовал рыночная цена свойственна тем товарам, которые для рынка (или данного рынка) являются новинкой. Стартовая цена может устанавливаться или с завышением, или с занижением от предполагаемой в будущем реальной (устоявшейся) рыночной цены. Отклонение в ту или иную сторону от реальной цены зависит: а) от поведения предпринимателя на данном рынке и его стратегических целей; б) от условий рынка (уровень конкуренции, наличие заменителей данного товара, степень платежеспособности покупателей и.д.).

 

К примеру, если я хочу внедриться на новый рынок на длительную перспективу (причем на этом рынке уже имеется  товар, служащий заменителем моего товара), я установлю цену ниже реальной цены для привлечения внимания к моему товару и создания собственного круга потребителей. Если же я выхожу на рынок с излишками произведенного мною товара с целью осуществить лишь разовую операцию по ето реализации, то я установлю цену выше реальной цены с целью извлечения дополнительной прибыли.

 

Устоявшаяся рыночная цена свойственна товарам, занявшим уже стабильное положение на данном рынке и прошедшим этап первоначальной конкуренции с другими имеющимися на этом рынке товарами. К примеру, стартовая цена на видеомагнитофоны в момент их начального поступления на рынок была выше нынешней, устоявшейся цены.

 

Монопольная цена свойственна только тем товаром, которые поставляются на рынок монопольным производителем или монопольным поставщиком в условиях отсутствия конкуренции, т.е. нарушения механизма установления рыночной цены при соблюдении равновесия между ценой и поставляемым на рынок количеством товара.

 

Демпинговая цена - это так называемая бросовая цена, как правило, преследующая цель подавления конкурентов. Установление демпинговых цен нередко служит основанием для применения санкций по отношению к тому предпринимателю (производителю или продавцу), который идет на установление таких цен. Чаще всего под демпинговыми подразумеваются цены, отклоняющиеся на 30% и более от уровня устоявшейся цены. Демпинговыми признаются также и цены, устанавливаемые на уровне ниже издержек производства (хотя весьма часто бывает довольно затруднительно выявить такую взаимосвязь).

Отдельного внимания заслуживает проблема демпинговых  цен на мировом рынке. Большинство  мировых товарных рынков – цивилизованно  организованные, со своими устоявшимися правилами, обычаями и традициями. Цивилизованность таких рынков проявляется и в том факте, что они уже научились защищать себя от демпинга посредством использования антидемпинговых процедур.

Под антидемпинговыми процедурами понимается законодательная защита национальных производителей от импорта иностранных товаров по ценам ниже «справедливой цены», т.е. цены, которая устанавливается на данный товар в стране-экспортере или стране происхождения товара (как это было, к примеру, в случае с российскими и украинскими поставщиками алюминия и ферросплавов, когда против них были осуществлены антидемпинговые процедуры). Но даже в отношениях между промышленно развитыми странами время от времени вспыхивают так называемые винные, электронные, стальные и т.д. войны, в основе которых – стремление обойти правила рынка и использовать демпинговые цели.

Борьба с демпингом  является общепризнанной в торговой практике большинства стран мира как один из методов правительственного регулирования импорта. Официально защита от демпинга узаконена в рамках ВТО.   Был принят специальный «Антидемпинговый кодекс». Он регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации ущерба, нанесенного фирмам страны-импортера, производящим аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары.

Однако существование  «Антидемпингового кодекса» и его  одобрение мировым сообществом  не исключает национальной специфики  применения на практике положений этого  документа. Например, в США любой  представитель американской промышленности и оптовой торговли, включая профсоюз или группу рабочих, а также коммерческую ассоциацию, может потребовать от властей провести расследование факта продажи импортируемого товара по цене ниже «справедливой». В ответ на это Управление международной торговли Министерства торговли США должно вынести заключение о том, соответствует ли это действительности. Важным моментом в этом расследовании является выяснение, нанесен ли импортом материальный ущерб производителям в США. Одновременно другая организация - независимое ведомство Комиссии по международной торговле (КМТ) - выявляет форму и степень ущерба. Если расследование подтверждает факт демпинга, то все расчеты предаются гласности, операции по продаже импортных товаров прекращаются, а импортер обязывается уплатить антидемпинговую пошлину в размере разницы между ценой поставщика и «справедливой ценой» товара.

Таким образом планируя выход на мировой рынок, любой предприниматель  должен знать как общие, так и  национальные правила, обычаи, традиции, связанные с присутствием на рынке иностранного экономического субъекта.

 

Ликвидно-распродажная цена - это устоявшаяся цена с определенной скидкой. Обычно такая цена устанавливается на товары сезонного спроса по окончании (а иногда и во время) сезона или на устаревшие модели (образцы) в связи с появлением новых моделей товаров, или на товары, которые выходят из моды. Эти цены используются для ликвидации излишних товарных запасов и недопущения убытков или получения хотя бы небольшой (по сравнению с обычным уровнем) прибыли от реализации таких товаров.

 

 

 

3. Цена товара  и расходы производства

 

Цена товара на рынке (как уже отмечалось) зависит от целого ряда факторов. В этой теме мы рассмотрим взаимосвязь товара и расходов производства по изготовлению товара, его продвижению на рынок и передаче потребителю (покупателю).

Величина расходов любого товара связана с материалоёмкостью, трудоемкостью и стоимостью основных средств производства, приходящейся на единицу продукции.

А. Материалоемкость товара

 

Материалоемкость товара - это общее количество сырья, полуфабрикатов, энергетических и иных ресурсов, а также инструментов, приспособлений и иных вспомогательных средств, делающих возможным сам процесс создания товара. При этом материалоемкость включает в себя и ту часть указанных компонентов, которые идут в отходы, или товары, которые признаны браком. Логика взаимосвязи цены товара и его материалоемкости проста: чем выше последняя тем более высокой будет цена товара на рынке. Любой предприниматель по этой причине ищет возможности снижения материалоемкости товара для того, чтобы снизить цену на товар или же увеличить прибыль, получаемую от производства и реализации товара при неизменной цене.

Учет материалоемкости осуществляется в натуральной и  стоимостной оценке. Это замечание важно для принятия предпринимательского решения, которое предполагает выбор одного из двух возможных вариантов:

  • снижение материалоемкости единицы продукции в натуральном исчислении (использовать для изготовления мужского костюма не 3,2 м, а всего лишь 2,8 м за счет более рациональных способов раскройки ткани и т.д.);
  • снижение материалоемкости в стоимостном исчислении (путем отказа, например, от старого поставщика сырья и перехода к связям с новым поставщиком, предлагающим такое же по качеству и иным параметрам сырье, но по более низкой цене).

Выбор одного из этих вариантное указывает на то, что предприниматель осуществляет рационализацию производства путем  снижения материалоемкости. Рационализация производства может быть связана и с заменой одного вида ресурсов (сырья) на другой, более экономичный, но не снижающий качественных или иных характеристик и свойств производимого товара. Так, к примеру, решение предпринимателя о замене части деревянных деталей на детали из пластмассы при изготовлении мебели может привести к снижению материалоемкости.

 

Вывод. Проблема снижения, материалоемкости и постоянный поиск потенциальных возможностей такого снижения при производстве какого-либо товара (или даже на стадии планирования его производства) выступает в качестве важной технико-экономической задачи, требующей нередко привлечения специалистов - техников, технологов, экономистов.

 

Б. Трудоемкость товара

 

Трудоемкость товара - это общее количество труда, требующееся для производства единицы товара, включая трудовую деятельность работников, как прямо причастных к процессу производства (токарь, слесарь и т.д.),так и косвенно (мастер цеха, менеджер, кладовщик, секретарь директора и т.д.). Трудоемкость может учитываться как в натуральном (в часах), так и в стоимостном выражении.

Предприниматель при  анализе процесса производства не всегда заменяет одну форму учета количества труда на другую, ибо такая замена и решение, принимаемое на её основе, не всегда ведет к рационализации производства и достижению более  высокого экономического эффекта.

 

Так, к примеру, трудовые затраты  на единицу продукции в натуральном  выражении и настоящее время составляют 8 часов (а в стоимостном выражении - 400 грн.). Предположим, что у предпринимателя есть возможность заменить двух работников одним работником, производительность труда которого в 2 раза выше, чем у занятых в производственном процессе. Но платить ему придется в 2 раза выше, чем занятым работникам. Таким образом, в случае привлечения нового работника трудовые затраты на единицу продукции в натуральной форме составят 4 часа (в 2 раза ниже, чем в настоящее время), а в денежной форме - 400 грн. (т.е. изменений не произойдет).

 

Ряд экономистов, как  и предпринимателей, при расчетах какого-либо делового проекта применяют натуральную форму исчисления общих трудозатрат. Так, известный американский экономист русского происхождения, лауреат Нобелевской премии по экономике Василий Леонтьев в одном из своих выступлений рассказывал, что, когда его пригласили работать в Японию для проведения экономических расчетов проекта подводного тоннеля, соединяющего два острова, он использовал такой метод. Вначале он рассчитал в рабочих часах каждый вид работ по всем категориям работников (специальностей), а затем, умножив предполагаемую почасовую ставку каждой категории работников на предполагаемое число рабочих часов и суммировав все эти результаты, получил стоимость затрат на оплату работников, задействованных в реализации проекта. Другими словами, В. Леонтьев определял трудоемкость проекта вначале в натуральной. а затем - в денежной форме. В целом ряде случаев такая методика выступает в качестве наиболее целесообразной.

 

Рационализация  производства путем снижения трудоёмкости сводится к следующим возможным вариантам:

 

  • сокращение трудозатрат в натуральной форме с одновременным сокращением затрат в денежной форме (к примеру, за счет сокращения простоев производства, «перекуров» и т.п., что приводит к повышению производительности труда);
  • сокращение трудозатрат в натуральной форме с одновременным сокращением трудозатрат в денежной форме, причем темпы сокращения затрат в денежной форме отстают от темпов сокращения затрат в натуральной форме.

 

Например, трудозатраты в натуральной форме сокращаются  на 100%, а в денежной форме - на 60%. Допустим, вместо двух прежних работников мы взяли одного нового, производительность -груда которого в 2 раза выше (двум прежним работникам необходимо было потратить 8 часов для производства единицы продукции, а одному новому - всего лишь 4 часа). Но заработную плату этому новому работнику мы увеличили на 60% (прежним платили 50 грн. в час, а новому - 80 грн. в час). Таким образом, трудоемкость единицы продукции составляет (табл. 6.1).

Таблица 6.1
Сравнительный анализ трудоемкости единицы  продукции
 

В натуральной форме

В денежной форме

В прошлый период

8 часов

400 грн.

В настоящее время

4 часа

320 грн.


 

Трудоемкость единицы продукции, следовательно, сократилась в натуральной форме в 2 раза (на 100%), а в денежной - в 1,25 раза.

 

Вывод. Предприниматель в своей деятельности постоянно стремится к сокращению трудоемкости единицы продукции путем рационализации производства для повышения его прибыльности или поддержания конкурентоспособности продукции на требуемом уровне.

В. Стоимость основных средств производства

на  единицу продукции

 

Этот показатель рассчитывается путем  деления суммарной стоимости  всех технических элементов, используемых в процессе производства товаров (по цене приобретения), на общее количество товарной продукции, которое может быть произведено при помощи технических элементов производства (отдельно по каждому виду, поскольку нормативный срок службы каждого элемента различен).

К примеру, в процессе производства мы используем станок А  и станок Б. В течение одного года мы можем произвести 1000 единиц товара. Станок А был приобретен нами за 100 000 денежных единиц, а станок Б -за 160 000 денежных единиц. Нормативный срок службы станка А составляет 2 года, а станка Б - 4 года. Стоимость этих видов технических элементов в расчете на единицу товара составит:

Информация о работе Основы предпринимательства