Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
развитие креативности у детей
Развитие креативности у детей
Введение
По своей удивительной
способности вызывать в
Комплексный подход
к воспитанию творческой
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Все это в полной
мере относится к музыкальному
искусству и школьным урокам
музыки. Именно уроки музыки могут
способствовать развитию
В настоящее время
исследованием проблем
Цель дипломной работы – поиск путей развития креативности ребенка на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект – деятельность
учащихся на уроках
Предмет – влияние
системы творческих заданий на
процесс активизации
Гипотеза – мы предполагаем, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют развитию креативности детей. При этом важно соблюдать следующие условия:
Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.
Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность.
Исходя из цели и гипотезы нами поставлены следующие задачи:
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме.
Оценка уровня развития креативности детей.
Разработка и составление авторизованной программы по развитию креативности детей на уроках музыки.
Написание этапов, хода и результатов ОПР по развитию креативности детей на уроках музыки.
Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, беседы, анкеты, анализ продуктов деятельности и др.
База эксперимента – вторые классы лицея № 1 города Петрозаводска.
Апробация материалов дипломной работы проводилась на методическом объединении лицея, на научно-практической конференции КГПУ в апреле 1999г.
Дипломная работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава I Теоретические основы развития креативности детей младшего школьного возраста
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. (6, с. 98)
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.
Издавна музыка признавалась
важным средством формирования личностных
качеств человека, его духовного
мира. Современные научные
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни
занимает возрастной диапазон от 6-7 до
10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном
возрасте дети располагают значительными
резервами развития. Их выявление
и эффективное использование
– одна из главных задач возрастной
и педагогической психологии (32). С
поступлением ребенка в школу
под влиянием обучения начинается перестройка
всех его сознательных процессов, приобретение
ими качеств, свойственных взрослым
людям, поскольку дети включаются в
новые для них виды деятельности
и систему межличностных
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.
В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.
Внимание детей к моменту
поступления в школу должно стать
произвольным, обладающим нужным объемом,
устойчивостью, распределением, переключаемостью.
Поскольку трудности, с которыми
на практике сталкиваются дети в начале
обучения в школе, связаны именно
с недостаточностью развития внимания,
о его совершенствовании
У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника. С 6 до14 лет у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.
Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в нагляно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
За первые три-четыре года
учения в школе прогресс в умственном
развитии детей бывает довольно заметным.
От доминирования наглядно-
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:
1.
Усвоение и активное
2. Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
3.
Выделение, обособление и
подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план).
исполнительной фазы – этим план реализуется практически.
У первоклассников и
Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой.
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.
Основные виды деятельности,
которыми большей частью занят ребенок
данного возраста в школе и
дома: учение, общение, игра и труд. Каждый
из четырех видов деятельности, характерных
для ребенка младшего школьного
возраста: учение, общение, игра и труд
– выполняет специфические
Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий).
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат.