Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ.docx

— 129.17 Кб (Скачать файл)

Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется  в свойственных детям данного  возраста особенностях поведения, организации  деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем  школьном возрасте отмечается неравномерность  психофизиологического развития у  разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и  девочек: девочки по-прежнему опережают  мальчиков[9].

В рамках учебной  деятельности складываются психологические  новообразования, характеризующие  наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Центральными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

1) качественно новый  уровень развития произвольной  регуляции поведения и деятельности;

2) рефлексия, анализ, внутренний план действий;

3) развитие нового  познавательного отношения к  действительности;

4) ориентация на  группу сверстников.

Важнейшие новообразования  возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая  роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что  младший школьник активно включен  и в другие виды деятельности, в  ходе которых совершенствуются и  закрепляются новые достижения ребенка[7].

Коломинский Я.Л. считает, что если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому - то важно и интересно[7].

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет  их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными  такие качества, как доброта и  внимательность, самостоятельность, уверенность  в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными[9].

В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому  формировать у ребенка способность  самостоятельно управлять своим  поведением. Такими условиями являются:

1) наличие у ребенка  достаточно сильного и длительно  действующего мотива поведения;

2) введение ограничительной  цели;

3) расчленение усваиваемой  сложной формы поведения на  относительно самостоятельные и  небольшие действия;

4) наличие внешних  средств, являющихся опорой при  овладении поведением.

Таким образом, возраст 7-10-11 лет является наиболее ответственным  этапом школьного детства. В младшем  школьном возрасте память развивается  в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Развивается зрительная память, связанная со способностью точно, четко, без труда восстанавливать  в памяти зрительные образы виденного. Младшие школьники непроизвольно  запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в  игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. В младшем школьном возрасте развивается  внимание. Без достаточно хорошо сформированной этой психической функции процесс  обучения невозможен[9].

Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Их внимание отличается небольшим  объемом, малой устойчивостью. Они  могут сосредоточенно заниматься одним  делом в течение 10-20 минут. Младший  школьник включен в общественно  значимую учебную деятельность[9].

Мотивационная сфера - ядро личности. Среди разнообразных  социальных мотивов учения, главное  место занимает мотив получения  высоких отметок. Другие широкие  социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование (“быть грамотным”), как говорят  дети, -- тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим  характером учебной деятельности и  являются во многом определяющими для  последующих лет обучения.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным  этапом школьного детства.

1.2 Анализ понятия  «толерантность» в научной литературе

Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом  гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или  неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине[4].

Понятие «толерантность»  формировалось на протяжении длительного  времени и постепенно приобретало  и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте  соответствовать современности.

В русском языке  существуют два слова со сходным  значением - терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в  русском языке гораздо раньше второго. Слово «терпимость» или  «терпение» (от глагола «терпеть») присутствует практически во всех словарях русского языка и этимологических словарях. В «словаре В.И. Даля» слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению». С.И.Ожегов приводит такое определение: «умение без вражды, терпеливо  относиться к чужому мнению, взглядам, поведению»[27].

Как перевод (толерантность - терпимость, снисходительность к  кому - или чему-либо) этот термин приведен в «Словаре иностранных слов». В  «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова понятие  «толерантность» полностью отождествляется  с понятием «терпимый» - cпособный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т.п.). Так в «Советском энциклопедическом словаре» «толерантность» определяется сходным образом: как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Термин «толерантность» рассматривается как способность терпеливо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относиться к другому, к его инакодействию или инакомыслию[19, 26, 34].

Более полное определение (хотя толерантность здесь равна  терпимость), раскрывающее нравственную суть толерантности (терпимости), дано в «словаре по этике»: «Терпимость -- моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я»[17].

«Оксфордский словарь» определяет толерантность как «готовность  и способность принимать без  протеста или вмешательства личность или вещь». Однако исследователь  К. Уэйн утверждает, что данное определение  неполно, т.к. «толерантность - это не просто признание и уважение убеждений  и действий других людей, но признание  и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и  отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Такое определение особенно актуально  для многонациональных государств, т.к. объект нетерпимости -- представители конкретных этносов и сами этносы[15].

В.М. Золотухин подчеркивает, что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она - активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям.

В «Новой философской  энциклопедии», где толерантность  определяется как «качество, характеризующее  отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие»[21].

Толерантность понятие  широкое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному  взаимодействию представителей разных социальных групп. В современной  отечественной педагогике феномен  толерантности трактуется Б.В. Вульфовым  как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще  иные менталитет, иной образ жизни»[8,21].

В «современном философском  словаре» определено, что толерантность - «термин современной философии, означающий воздержание от употребления силы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого  человека или группы людей»[21].

В «Большом психологическом  словаре» толерантность определяется как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения и  ценностей других»; как «способность выносить стресс без серьезного вреда»; как «переносимость лекарств». Значение толерантности в психологии употребляется  для обозначения способности  к сопротивлению: стрессам, вредным  воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида. Она может иметь  как положительную, так и отрицательную  окраску[6]

Несмотря на большое  значение воспитания толерантности, определение  этого понятия отсутствует в  «Педагогическом энциклопедическом  словаре».

Психолог Н.А. Атласкин предлагает следующее понятие толерантности. Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [17].

Изучением толерантности  занимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Л.Г. Федоренко и многие другие.

В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает терпение. В словаре С.И. Ожегова есть три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой - как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть - 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению. Первое значение толерантности связанно с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия[4].

Второе значение толерантности включает аспект адаптации  человека к чему-либо, кому-либо. Под  адаптацией подразумевается отсутствие или ослабление реагирования на некий  неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его  воздействию. Адаптация - постоянный процесс  и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения  и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит  от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции. Можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека[22].

Существует несколько  видов толерантности: этническая, коммуникативная, гендерная, политическая и др.

Этническая толерантность  понимается как отсутствие негативного  отношения и наличие позитивного  образа иной этнической культуры при  сохранении позитивного восприятия своей собственной

Политическая толерантность - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных  цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами.

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения  личности к людям, показывающая степень  переносимости ею неприятных или  неприемлемых, по ее мнению психических  состояний, качеств и поступков  партнеров по взаимодействию.

Гендерная толерантность - как психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразных проявлений гендерного поведения, гендерное равноправие в социуме, на основе активной, нравственной позиции личности. «Гендер» - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина»[10,13].

Коммуникативная толерантность  как черта человека собирательная: в ней находят отражение факторы  воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип  поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является наиболее значимым в педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений[18].

Понимание толерантности  может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности - интолерантости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека[24].

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ