Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ.docx

— 129.17 Кб (Скачать файл)

4. Скажи, как ты себя поведёшь  в случае, если человек изменит,  или не изменит своё поведение  («Тогда я буду прислушиваться  к твоим замечаниям», «Мы вместе  всё обсудим и решим нашу  проблему»).

Обсуждение: что удачнее кто  предложил и почему.

5. Подведение итога. Прощание.

Домашнее задание: чтение некоторых частей сказки Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», каждому ученику даётся определённая глава.

Занятие 4

Тема: Честность и ложь.

Цели: определить содержание понятий «честность», «ложь»;

формирование потребности в  искреннем и доверительном общении.

Материалы: карточки с текстом рассказов - для ведущего, клубок ниток.

1.Приветствие.

1. Повторение материала предыдущего занятия.

- Давайте вспомним правила, которые  сформулировали на прошлом занятии.

3.Основная часть.

- Скажите, что такое честность?

- Всегда ли нужно говорить  только правду? Почему?

- Почему честным людям живётся  нелегко?

- Подумаем над правилами честного  поведения и запишем их на  доске:

1. О себе говорить только правду.

2. Своё мнение о другом человеке  высказывать лишь ему одному.

3. Нельзя говорить человеку одно, а думать о нём совершенно  другое.

4. Никогда нельзя обманывать  других людей.

А ещё что?

3.1.Работа по сказке Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Те, кто читали сказку, рассказывают содержание своей части.

А) Обсуждение:

- Как вы считаете, барон Мюнхгаузен  был обманщиком? Почему?

-Что является невероятным в  его рассказах?

-Придумайте и «опишите» образец  «Приза Мюнхгаузена». Кому и за  что нужно вручить этот приз  из нашей группы?

3.2. Разбор ситуаций.

Цель: формирование потребности в  искреннем и доверительном общении.

Ситуация 1. «Маша очень болтливая  девочка. Она может долго разговаривать  с подругами. Особенно нравится Маше обсуждать поведение других детей. Они говорили Маше, что так поступать 

нечестно, но она никак не может  отказаться от этого». Что нужно  сделать, чтобы Маша изменила своё поведение? Не забываем о правилах достойного поведения в конфликтной ситуации. (Обсуждение 3-4 минуты).

Ситуация 2. «Саша - человек прямой и честный. Если ему что-то не нравится в поведении других детей, он говорит  об этом при всех. Но дети почему-то неохотно играют и общаются с ним?». Как вы думаете, почему?

3.3. Упражнение «Паутина предрассудков».

Цель: показать, как себя чувствует  человек, являющийся объектом стереотипов  и предрассудков; дать возможность  научиться оказывать поддержку  человеку, чувствующему себя униженным.

Время: 10-12 минут.

Рассказ ведущего о роли негативных предрассудков отношениях между  людьми. Опутанный паутиной предрассудков  человек, чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.

Ведущий предлагает кому-либо выйти  в круг и сыграть роль человека, которого в чём-то обвиняют, изгоняют. Он садится в центре круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной «теме», то есть обвиняют его и т.п. (но выбирая слова). После  каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника клубком  из ниток. Затем обращается к остальным: «Какие чувства у вас возникли к нему?». Возникает желание распутать  его. Для этого всем предлагается вспомнить что-то хорошее об этом человеке, похвалить его, посочувствовать  ему. Так, пока не распутают участника.

4. Подведение итога. Прощание.

Занятие 5

Тема: Уважение к людям.

Цели: закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;

познакомить с одним из важнейших  требований нравственности - уважение к людям; со всеми составляющими  данной категории (справедливость, равенство  прав, доверие, вежливость, деликатность).

Материалы: карточки с названием изученных нравственных категорий.

1. Приветствие.

2. Обобщение пройденного материала.

-Ребята, сегодня у нас с вами  пятое занятие и оно будет  очень содержательным. Сегодня мы  повторим всё, о чём говорили  ранее. Поэтому будьте внимательны  и активны.

-Давайте вспомним, с какими нравственными  понятиями мы работали на наших  занятиях. (Дети отвечают, дают пояснения,  что означает каждое из понятий).

-Да, верно. Мы говорили о добре  и зле, справедливости и сочувствии, честности и лживости.

-Ещё мы с вами сформулировали  правила дружбы, что это за  правила? (Дети рассказывают).

-Хорошо. А теперь вспомните схему,  которая помогает нам выйти  достойно из любых конфликтных  ситуаций (спор, оскорбление). Ваша задача  разыграть ситуацию, в которой  вы будете следовать этой схеме,  для удачного завершения ссоры. 

Дети делятся на три группы. Время  для подготовки 3-4 минуты. Демонстрируют  свои ситуации, все вместе обсуждаем  их результат.

-Сейчас постарайтесь ответить  на мои вопросы и объяснить  свою точку зрения.

-Зависит ли честность человека  от национальности, образования  и т.п.?

-Почему маленькие дети часто  говорят правду, но постепенно, с  годами, перестают её говорить?

-Что нужно делать, чтобы быть  честным?

-Как вы думаете, от чего  зависит справедливое отношение  к человеку?

Подведение итогов, делается вывод. Обсуждение, что нам дали эти четыре занятия, чему мы научились.

3. Основная часть.

3.1. Дискуссия: «Что значит уважать  человека?». 

Уважение - это готовность в любое  время оказать помощь и поддержку. Согласны ли вы с этим определением, или его необходимо дополнить  и изменить?

Дети высказывают своё мнение, вместе выводим понятие, что такое уважение. Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Уважать - принимать во внимание и  соблюдать чьи-либо интересы.

3.2. Давайте обсудим, что нам  даёт уважительное отношение  друг к другу.

-Как вы думаете, может ли  человек нормально жить, если  его никто не уважает? Почему?

-Каким должен быть человек,  чтобы его уважали?

-Как можно определить уважают  вас, или делают вид, что  уважают?

-Правильно ли выражение «Уважай  других и тебя будут уважать»? Почему?

-Итак, для чего же нужно человеку  уважение со стороны окружающих  его людей? (Обсуждение ответов  на каждый вопрос, делается вывод).

Задание: Подумайте о том, что  вам нужно изменить в своём  поведении для того, чтобы вас  уважали?

3.3. Игра-разминка «Да!».

Цель: научиться принимать к  сведению желания и мнение других людей, оказывать поддержку.

Время: 5-7 минут.

Столы и стулья отодвинуты в сторону, чтобы было больше места.

-Сейчас мы все вместе будем  играть в игру с необычным  названием «Да!». Расслабьтесь, чувствуйте  себя свободно. Сейчас я предложу  осуществить какое-либо действие  и в ответ каждый должен  крикнуть «Да-а!» И только после этого выполним то, что задумала, то есть предложено.

Каждый должен предложить что-нибудь.

3.4. Упражнение «Представление с  чужих слов».

Цель: научить учащихся оценивать  себя с позиции другого человека («увидеть себя глазами других»); помочь осознать, каким его видят окружающие;

развивать способность детей к  рефлексии.

Каждый участник должен охарактеризовать себя от имени своих знакомых, родных, друзей. Выбрать надо одного человека.

Время: 10-15 минут.

-Сейчас вы должны немного  рассказать о себе, но от лица  вашего друга, мамы, папы и т.д.  Вы сами выбираете, от имени  кого будете говорить. Не выбирать  тех, кто сейчас находится с  нами (то есть членов группы). Начинайте  так: «Я - подруга Оли. Хочу сказать  о ней …», «Я - мама Саши …».

В конце обсуждение: легко/нелегко  было говорить от другого лица; удалось  ли передать их точку зрения.

4. Итог занятия. Прощание.

-Что мы сегодня вспомнили?

-Что нового узнали?

-Что понравилось или не понравилось?

-Ваши предложения и замечания.

Занятие 6

Тема: Что такое толерантность?

Цели: показать многоаспектность понятия «толерантность»;

стимулировать воображение учащихся в поисках собственного понимания  толерантности.

Материалы: мяч, плакат с определениями толерантности.

1. Вступительное слово.

1.1. Ребята, начиная с сегодняшнего  дня, все наши занятия будут  связаны с одной темой «Что  такое толерантность?» Мы познакомимся  с этим понятием, научимся руководствоваться  им в наших делах, поступках,  целях. Итак, приступим.

1.2. Чтобы поприветствовать друг друга, давайте вспомним как здороваются в разных странах. (Вместе вспоминаем, кто, как приветствует друг друга).

-Молодцы. С этого дня мы  будем приветствовать друг друга  каждый день по-разному. Поэтому  запасайтесь вариантами приветствий.

2. Основная часть.

Цель: ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на различия в национальности, образе жизни, еде, одежде.

2.1. Сегодня мы поговорим о  странах и народах, которые  в них живут: - Какие страны  вы знаете? Что такое народ?  Что такое национальность? Ваши  представления по этому поводу. Какие народы и национальности  живут в России?

2.2. Передавая мяч по кругу,  по очереди ответьте на вопросы:

-Как чувствует себя человек,  когда он попадает в мир,  где он «не такой, как все»?

-Что мы можем для него сделать?  Как помочь ему?

-Почему хорошо, что мы разные?

-Что нас объединяет, несмотря  на то, что мы разные?

2.3. Работа с содержанием понятий.

Знаете ли вы, что означают слова  «вражда», «конфликты»? (Обсуждение, приводятся примеры).

А что такое «терпимость» или  «толерантность»? (Выслушав детей, знакомим их с этими

Толерантность - это …

1. Сотрудничество 

2. Уважение человеческого достоинства

3. Уважение прав других

4. Принятие другого человека  таким, какой он есть

5. Способность поставить себя  на место другого человека

6. Признание многообразия

7. Признание равенства других

Терпимость к чужому мнению, поведению…понятиями). Работа с плакатом определений толерантности:

Терпимость или толерантность - это не покорное долготерпение, когда  один унижает (обижает), а другой всё  терпит, а активное отстаивание равных прав всех людей.

Толерантность - это принятие мира и живущих в нём людей такими, какие они есть, со всеми их особенностями, различиями, даже недостатками, умение понимать и уважать их непохожесть.

Всему этому мы и будем учиться  на наших занятиях.

2.4. Игра-разминка «Полюса».

Цель: повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности  действий в группе

Два стула ставим в противоположных  сторонах класса. Дети должны выстроиться  в ряд между стульями, как можно  быстрее, но, не обижая друг друга, по следующим  признакам:

-у кого светлые волосы вначале,  затем темнее и заканчивая  теми, у кого тёмный цвет волос;

-по цвету глаз;

-по цвету одежды;

-по росту (в прямом и обратном  порядке).

А теперь все объединитесь в одно созвездие и покажите:

-как оно двигается;

-как живёт;

-на что похоже;

-как называется.

Молодцы. Как сегодня мы объединились в созвездие, так и все люди живут, существуют в разных группах. У каждого есть семья со своими традициями, укладом, праздниками, ценностями. Как вы думаете, а в какие общности входите вы? Класс, школа, друзья во дворе, кружки. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для вас, и в каждом из них находят выражение, проявляются разные стороны нашей личности, делая нас неповторимыми, не похожими друг на друга.

3. Заключительная часть.

Работу по этой теме мы продолжим  на следующем занятии. Для этого  дома вы вспомните, узнаете у взрослых, как живут разные народы, что едят, как одеваются. Что принято в  вашей семье, и мы всё это обсудим.

1. Игра «Звёздочки и созвездия».

Цель: научить видеть сходства и  различия с другими людьми;

формирование навыков точного  межличностного восприятия.

Время: 3-5 минут.

Сейчас вы будете объединяться в  созвездия, но не одно общее, а в несколько. Каждый из вас - отдельная звёздочка, которая может объединяться с другой в какое-нибудь созвездие. Число звёздочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, три), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться можно по-разному, кто как придумает, главное суметь найти общий признак.

4. Подведение итогов. Прощание.

Занятие 7

Тема: Жизненные ценности людей  и толерантность.

Цели: выявление индивидуальных и общезначимых человеческих ценностей;

ознакомление с функциями, значением  выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…).

Материалы: листочки для индивидуальной работы.

1. Приветствие.

2. Основная часть.

Обсуждение традиций разных народов, еды, одежды.

1.1. Все вы приготовили рассказы  о народах, которые знаете, и  их традициях. Давайте послушаем  друг друга. (Выслушиваем каждого  и обсуждаем).

1.2. Угадайте или предположите, в  какой стране готовят эти блюда,  то есть чьё это блюдо?

-Пицца, спагетти, лазанья (Италия).

-Тортилья, поэлья, гаспачо (Испания).

-Хот-дог, чипсы, поп корн (США).

-Галушки, борщ (Украина).

-Суши, терняки (Япония).

-Лягушачьи лапки, луковый суп  «Оливье» (Франция).

-Уха, пельмени, щи, окрошка, блины  (Россия).

-Сациви, шашлык (Грузия).

-Сабза, плов (Узбекистан).

-Чак-чак, беляши, пахлава (Татарстан) и т.д.

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ