Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ.docx

— 129.17 Кб (Скачать файл)

13. Декларация принципов толерантности  [Текст] : [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Защити меня!. - 2004. - № 5. - С. 6-11.

14. Донцов, А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Донцов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208 с.

15. Мечинская, Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Мечинская. - М.: ИПП, 1998. - 215 с.

16. Ожегов, С.И. Словарь русского  языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М. : Рус.  яз., 1990. - 921 с.

17. Педагогика [Текст] : большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск : Соврем. слово, 2005. - 720 с.

18. Педагогический энциклопедический  словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос. энцикл., 2002. - 528 с.

19. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник [Текст] / И.Р. Пчелин-цева. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 193 с.

20. Практикум по психодиагностике  и исследованию толерантности  лич-ности [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; под ред. Г. У. Солда-товой, Л.А. Шайгеровой. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 112 с.

21. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. В. В. Бурцевой. - М. : Рус. яз., 2004. - 820 с.

22. Советский энциклопедический  словарь [Текст] / под ред. А.И.  Прохоро-ва. - М. : Совет. энцикл, 1980. - 1600 с.

23. Современный философский словарь  [Текст] / под ред. В.Е. Кемерова. - М. : Акад. Проект, 2004. - 864 с.

24. Социально-педагогический словарь  [Текст] / авт.-сост. М.Н. Бурми-строва [и др.]. - Саратов : Учитель, 2007. - 116 с.

25. Социальный педагог в школе  (из опыта работы) [Текст] / авт.-сост. Л.Д. Баранова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.

26. Социология: основы общей теории [Текст] : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта : Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. - 256 с.

27. Толерантное сознание и формирование  толерантных отношений (теория  и практика) [Текст] : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С. К. Бондыревой. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 368 с.

28. Толковый словарь русского  языка [Текст]: в 4 т. / под ред.  Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. яз., 1996.

29. Фасмер, М.И. Этимологический  словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / М. Фасмер ; пер. с нем. О. Трубачева. - СПб.: Азбука: Терра, 1996.

30. Федоренко, Л.Г. Толерантность  в общеобразовательной школе  [Текст] : метод. материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2007. - 128 с.

31. Черных, П.Я. Историко-этимологический  словарь современного русского  языка [Текст] : в 2 т. / П.Я. Черных. - М. : Рус. яз., 1994.

32. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Дрофа, 2000. - 400 с.

33. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / Т.А. Шиш-ковец. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

34. Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности  [Текст] / С.Д. Щеколдина. - М. : Ось-89, 2004. - 80 с.

35. Яшин, М.Ю. Тренинг толерантности  [Текст] / Ю.М. Яшин - М. : ИПП, 2001. - 27 с.

Приложения

Приложение 1

Программа занятий. «Воспитание  культуры толерантности у детей  младшего школьного возраста».

Занятие 1.

Тема: Добро и зло.

Цели: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) данных категорий;

формирование потребности в  доброжелательных взаимоотношениях.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры; карточки с текстами - для ведущего.

1. Приветствие. Вступительное слово,  представление направленности занятий,  краткое содержание.

2. Вступительная беседа.

-Ребята, сегодня поговорим о  добре и зле (тема на доске). А как вы думаете, что же  это такое? Дети высказывают  своё мнение. Идёт обсуждение (не  более 2-3 минут).

3. Основная часть

3.1. Работа с содержанием понятий  темы урока.

Цель: углубление и уточнение содержания нравственных категорий «добро», «зло».

Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях. (Детям читается текст):

А) «Петя гулял во дворе. Прямо  перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в  окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

-Как вы считаете, о чём думал  Петя? «И, наконец, он принял правильное  решение».

-Какое решение принял Петя?

-Как оценить его поступок?

Идёт обсуждение. Вывод: Доброта - это  помощь людям, животным, растениям.

-А какие добрые поступки совершали  вы? Записываются на доске под  словом «Добро». Обсуждение 2-3 минуты.

-Почему вы так делали?

-Хорошо, молодцы.

-А теперь послушайте такой  текст:

Б) «Саша с мамой пошли в  магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине  шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза:

-Мама, купи мне Деда Мороза.

-Не могу, сынок, осталось всего  десять копеек, а Дед Мороз  стоит пятьдесят копеек, - ответила  мама.

-Какая же ты жадная, мама, - сказал  Саша и очень сильно обиделся».

-Как вы оцените поступки мамы  и Саши? Что теперь нужно сделать  Саше?

3.2. Упражнение «Пять добрых слов».

Цель: получение обратной связи  от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому  человеку.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки  или фломастеры.

Участники предварительно делятся  на группы по 5-6 человек.

Участники рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете  рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и уже все  вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий  с каждого листа. Лист вручается  владельцу и остаётся у него.

3.3. Работа с содержанием понятий  темы урока.

Цели: выработать у детей умение оценивать поступки, их последствия;

- дать представление о том,  что мысли могут управлять  нашими поступками.

Следующее задание. Слушают текст.

«Дети играли в песочнице. Мимо проходила  кошка, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: кошка  линяла.

-Фу, какая противная кошка, - сказала  Лена.

-Так и хочется в неё чем-нибудь  кинуть, - сказала Надя.

И дети принялись кидать в кошку  камни».

-Как оценить поступок детей?  А вы сами так делали когда-нибудь?

-Да, верно, это плохой поступок, злой. А что же такое зло?  Зло - это причинение вреда  и боли людям, животным и  т.д.

-Расскажите о злых поступках,  которые вы наблюдали? (Записываются  на доске под словом «Зло).

-Составьте короткий рассказ  на тему: «Почему нужно совершать  добрые дела?» (Работают группами по 4-5 человек. Каждая группа представляет свой текст).

4. Прощание. Подведение итогов.

Занятие 2

Тема: Добрые отношения с друзьями.

Цели: закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии;

углубление и уточнение содержания понятия «дружба»;

развитие навыков совместной деятельности у учащихся.

Материалы: мяч, карточки с текстом рассказов - для ведущего.

1. Приветствие.

2. Закрепление материала предыдущего занятия.

А) На доске записаны примеры различных  поступков.

Задание: какие из них являются добрыми делами, а какие - злыми?

q Играть в футбол на газонах.

q Рисовать на стенах в школе.

q Посадить растения возле школы.

q Подложить кнопку на стул.

q Метко плюнуть жвачкой в товарища.

q Поиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.

Б) А как проверить добрые мы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить?

q Убрать территорию вокруг школы.

q Провести уборку в кабинете.

q Убрать свои рабочие места.

А ещё какие?

В) А теперь поиграем. Команды по 3-4 человека. Задание: подготовить сценку на тему:

1. Как папа помогает мне делать  самолётики.

2. Как мама помогает мне делать  уроки.

Показать в сценках правильные и неправильные поступки детей.

3. Основная часть.

3.1 А сегодня мы поговорим о дружбе. Что же такое дружба? (Обсуждение 2-3 минуты).

А) Послушайте текст и подумайте, настоящая эта дружба или нет? Почему?

«Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут  в одном доме. Вместе играют. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму  относится к Ване, регулярно даёт ему списывать домашнее задание».

Б) Давайте составим правила настоящей  дружбы (на доске записаны примеры, выбрать «+»):

q Помогать товарищу выполнять домашнее задание.

q Вместе воровать клубнику на чужом огороде.

q Приносить товарищу домашнее задание, когда он болен.

q Рассказать секреты товарища другим.

q Защищать товарища от хулиганов.

q Делиться с другом тем, чего у него нет.

q Помогать дёргать за волосы других.

А что ещё?

3.2 Упражнение: «На какого сказочного  героя ты похож?».

Цель: возможность самовыражения  и самораскрытия, получение обратной связи, формирование навыков точного  межличностного восприятия.

Время: 10 минут.

Дети сидят в кругу. Ведущий  кидает мяч одному из игроков и  говорит: «Аня, мне кажется, ты похожа на Русалочку». Аня ловит мяч и  кидает кому-нибудь из круга, говоря, на какого из сказочных героев он похож  по её мнению. Так пока мяч не побывает у всех.

Последний участник, которые поймал мяч, должен бросить его человеку, от которого он его получил, и сказать  своё мнение относительно данной ассоциации (например: «Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я …», либо «Да думаю, я похож на этого героя»). Цепочка раскручивается в обратном направлении.

4 Подведение итогов. Прощание.

Занятие 3

Тема: Справедливость и сочувствие.

Цели: познакомить с содержанием нравственных категорий «справедливость», «сочувствие»;

развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.

Материалы: карточки с текстом рассказов - для ведущего, плакат схемы достойного выхода из ситуации.

1. Приветствие.

2. Вступительное слово.

Как вы думаете, что такое справедливость? (Обсуждение. Вывод: справедливость - отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более подробно разобраться в этом.

3. Основная часть.

3.1. Работа с содержанием понятий  темы урока.

А) Текст: «Таня и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить дорогу к  городу, которая будет проходить  через пещеру. Дети начали спорить  и кричать».

-Как вы думаете, как нужно  было поступить по справедливости? (Обсуждение).

Б) Что такое сочувствие? Как  вы считаете?

Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь, размазня? Заживёт твоё колено»».

-Как вы оцениваете поступок  Андрея? Как нужно было поступить  Андрею?

-Ребята, расскажите о случаях,  когда вы проявили сочувствие (2-3 минуты).

В) Если с вами поступили несправедливо, то вы:

q будете драться

q станете кричать, плакать, ругаться

q сделаете вид, что всё хорошо

q будете доказывать, что с вами поступили несправедливо

q перестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.

Г) Давайте вспомним мультфильмы, где  представлены ситуации, которые позволяют  судить о справедливости и сочувствии.

Цель: анализ поступков героев, сравнение  их с реальными жизненными ситуациями.

3.2. Игра с элементами тренинга  «Это здорово».

Цель: повышение самооценки, получение  поддержки от группы.

Время: 7 минут.

Участники стоят в кругу. Кто-нибудь выходит из них в круг и говорит  о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто  стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово» и одновременно поднять  вверх большой палец. Выходят  все по очереди.

4. Закрепление.

-Давайте обсудим следующую ситуацию: «Однажды Маша не выучила стихотворение.  И она решила обмануть учительницу.  Маша подошла к своей подруге  и попросила: «Лена, если учительница  вызовет меня отвечать стихотворение,  я скажу, что вчера у меня  болела голова, и я не смогла выучить стихотворение. А ты подтверди». Но лена отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не буду с ней больше дружить»».

-Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете поступки девочек?  Это настоящая дружба? (Обсуждение 3-4 минуты).

4.1 Упражнение «Как быть толерантным  в общении».

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Время: 20 мин.

-Каждый из нас время от  времени попадает в конфликтные  ситуации: с кем-то ссорится, получает  незаслуженные обвинения. Каждый  по-своему выходит из подобных  ситуаций - кто-то обижается, кто-то  «сдаёт сдачи», кто-то пытается  найти достойное решение. Можно  ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?

Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших  знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Тот, кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.

Практическая часть.

Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как итог - на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:

1. Начни разговор с точного  описания ситуации, которая тебя  не устраивает («Когда ты накричал  на меня …»).

2. Вырази чувства, возникшие  у тебя в связи с этой  ситуацией и поведением человека  по отношению к себе («Я почувствовал  …»).

3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему  другой вариант поведения, устраивающий  тебя («Поэтому в следующий раз  я попрошу тебя не высказывать  свои замечания не в таком  тоне …»).

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ