Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Толерантность - интегрированное
качество. Если она сформирована, то
и проявляется во всех жизненных
ситуациях и по отношению ко всем
людям. В то же время, опыт показывает,
что человек может быть толерантным
в отношениях с близкими, знакомыми,
но пренебрежительно, нетерпимо относиться
к людям другой веры или национальности.
В этой связи, на наш взгляд, можно
говорить о межличностной, социальной,
национальной толерантности и
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного[12].
Толерантность в
новом тысячелетии - способ выживания
человечества, условие гармоничных
отношений в обществе. На сегодняшний
день возникает необходимость
Таким образом, по нашему мнению «толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям[10].
Понятие «толерантность»,
хотя и отождествляется большинством
источников с понятием терпения, имеет
более яркую активную направленность.
Толерантность - не пассивное, покорное
терпение, а активная нравственная
позиция и психологическая
1.3 Направления
воспитания толерантности у
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.
Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других[28].
Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:
1) знакомство детей
младшего школьного возраста
с принципом уважения
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый
человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
3) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
4) понимание учащимися
младшего школьного возраста
принципа взаимозависимости
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Б.З. Вульфов определил педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в школе[8].
К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности[30].
Т.С. Таюрской предложен подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей младшего школьного возраста. Методы воспитания толерантного сознания младших школьников она разбила на три группы:
1) методы воспитания
толерантного поведения на
2) методы организации
деятельности и воспитания
3) методы стимулирования
толерантного поведения (
Формы воспитания толерантного поведения она свела к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы). Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле воспитания терпимости у детей младшего школьного возраста З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность[4,29].
Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:
1) Целенаправленность.
- раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
- предупреждение интолерантности;
- организация позитивного
опыта толерантности, то есть
опыта сосуществования разного;
- формирование
у младших школьников
- развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;
- развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
- вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;
- уважительно относиться
к представителям другой нации,
- конструктивно
выходить из конфликтных
- ненасильственно
выражать свои чувства и
- строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;
- выслушать и понять другого.
2) Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы
3) Сложность, которая
определяется совокупным
4) Длительность
вследствие того, что формирование
толерантности требует
5) Непрерывность,
которая предполагает
6) Двусторонний
характер, так как в нем участвуют,
с одной стороны, воспитатели,
с другой - воспитанники, и происходит
двойная связь: от воспитателя
к воспитаннику - прямая связь,
от воспитанника к воспитателю
- обратная связь (субъект-
Особое значение в воспитании младшего школьника имеет личность учителя, а также семейная среда[23,32].
Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.
1) Толерантное сознание:
знание о наличии другого,
2) Толерантные чувства,
качества и свойства личности:
расположенность к другим, снисходительность,
терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм,
терпимость к различиям,
3) Толерантное поведение
как поведение на
В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее обогащение эмоциональной сферы ребенка и ее развитие в сторону все большей осознанности, сдержанности, произвольности. В данном возрасте значительные изменения происходят в волевой сфере личности. В целом в волевых поступках учащихся начальной школы большую роль играют чувства, которые не редко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе происходит в постоянном взаимодействии. В процессе обучения и воспитания волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность[7].
Межличностные взаимоотношения
младших школьников первоначально
развиваются как функционально-
Учитывая специфику
младшего школьного возраста, все
существующее многообразие педагогических
средств воспитания толерантности
у детей данной возрастной группы
можно систематизировать в
I группа: объекты
материальной и духовной
1) Устное народное творчество: пословицы; загадки; скороговорки; детские народные песни; русские народные сказки (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки); былины; мифы; легенды.
2) Художественная литература: поэзия, проза.
3) Наглядные средства
воспитания: натуральные объекты
(традиционные национальные
II группа: специально
организованная педагогом
1) Игра: ролевая игра, деловая игра, русские народные игры, национальные игры народов мира.
2) Учебно-познавательная деятельность.
3) Общение: непосредственное, формальное, неформальное, демократическое.
4) Трудовая деятельность: общественно полезный труд, художественно-эстетический творческий труд[14].
III группа: методы воспитания:
1) Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный пример.
2) Методы организации
деятельности и формирования
опыта общественного поведения:
3) Методы стимулирования
поведения и деятельности: соревнование,
поощрение, и в наименьшей
4) Активные методы
социально-психологического
Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ