Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ.docx

— 129.17 Кб (Скачать файл)

Толерантность - интегрированное  качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных  ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным  в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно  говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется  по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

Толерантность - это  человеческая добродетель: искусство  жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и  свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная  позиция на основе признания иного[12].

Толерантность в  новом тысячелетии - способ выживания  человечества, условие гармоничных  отношений в обществе. На сегодняшний  день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых  первых дней обучения. Наиболее точное определение понятие «толерантность»  приобрело в «Декларации принципов  толерантности» генеральной конференции  ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность  означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур  нашего мира, наших форм самовыражения  и способов проявлений человеческой индивидуальности»[11]

Таким образом, по нашему мнению «толерантность» - это  ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве  всех граждан быть различными; обеспечении  устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям[10].

Понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет  более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания  между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

1.3 Направления  воспитания толерантности у младших  школьников в школесоциализация толерантность школьный возраст

Воспитание толерантности  в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

Воспитание толерантности  не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в  том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.

Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность  или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других[28].

Можно выделить следующие  направления воспитания толерантности  у детей младшего школьного возраста:

1) знакомство детей  младшего школьного возраста  с принципом уважения человеческого  достоинства всех без исключения  людей;

2) понимание детьми  младшего школьного возраста  того, что каждый

человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям  между людьми);

3) понимание детьми  младшего школьного возраста  принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

4) понимание учащимися  младшего школьного возраста  принципа взаимозависимости как  основы совместных действий (детей  важно приучить к совместному  решению проблем и разделению  труда при выполнении заданий,  чтобы наглядно показать, как  выигрывает каждый при решении  проблем через сотрудничество);

Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для  развития в будущем демократического, правового общества.

Б.З. Вульфов определил  педагогические средства воспитания толерантности  у детей младшего школьного возраста в школе[8].

К ним относятся: организация жизнедеятельности  детей так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в  ком-то или чем-то; оказание помощи детям  в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений  общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах  воспитания сознания личности и практико-ориентированной  направленности деятельности[30].

Т.С. Таюрской предложен подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей младшего школьного возраста. Методы воспитания толерантного сознания младших школьников она разбила на три группы:

1) методы воспитания  толерантного поведения на уровне  сознания (разъяснение, рассказ на  этическую тему, внушение, этическая  беседа, диспут, пример);

2) методы организации  деятельности и воспитания опыта  толерантного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение);

3) методы стимулирования  толерантного поведения (поощрение,  наказание).

Формы воспитания толерантного поведения она свела  к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы). Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле воспитания терпимости у детей младшего школьного возраста З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность[4,29].

Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:

1) Целенаправленность.

- раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;

- предупреждение  интолерантности;

- организация позитивного  опыта толерантности, то есть  опыта сосуществования разного; 

- формирование  у младших школьников представления  об их правах и свободах  и правах и свободах окружающих;

- развитие толерантности  как качества личности, как принципа  человеческих взаимоотношений; 

- развитие умений (уважать достоинство другого  человека, его точку зрения, личное  мнение;

- вступать в  позитивные взаимоотношения с  другими людьми;

- уважительно относиться  к представителям другой нации,  другого вероисповедания; 

- конструктивно  выходить из конфликтных ситуаций;

- ненасильственно  выражать свои чувства и переживания; 

- строить свое  поведение и деятельность на  ненасильственной основе; доверять  другому человеку;

- выслушать и  понять другого. 

2) Многофакторность, так как в нем принимают  участие различные объективные  и субъективные факторы

3) Сложность, которая  определяется совокупным действием  многочисленных факторов.

4) Длительность  вследствие того, что формирование  толерантности требует достаточно  большого количества времени.

5) Непрерывность,  которая предполагает систематическое  регулярное взаимодействие воспитателей  и воспитанников.

6) Двусторонний  характер, так как в нем участвуют,  с одной стороны, воспитатели,  с другой - воспитанники, и происходит  двойная связь: от воспитателя  к воспитаннику - прямая связь,  от воспитанника к воспитателю  - обратная связь (субъект-субъектные отношения).

Особое значение в воспитании младшего школьника  имеет личность учителя, а также  семейная среда[23,32].

Критерии воспитанности  толерантности как качества личности младшего школьника можно представить  следующим образом.

1) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других  религий, этносов, наций, их  своеобразии.

2) Толерантные чувства,  качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность,  терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм,  терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию,  миролюбие, чувство собственного  достоинства, чувство солидарности  и единства, вежливость, выдержанность,  деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность,  чувство товарищества.

3) Толерантное поведение  как поведение на ненасильственной  основе: позитивная лексика, равноправное  общение, умение доверять, умение  владеть собой, умение не осуждать  других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель - развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у ученика начальной школы (личностно-ориентированный, гуманистический, коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости. Результатом успешной реализации данной концепции является высокий уровень толерантности личности младшего школьника[10,31].

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее обогащение эмоциональной сферы ребенка  и ее развитие в сторону все  большей осознанности, сдержанности, произвольности. В данном возрасте значительные изменения происходят в волевой сфере личности. В  целом в волевых поступках  учащихся начальной школы большую  роль играют чувства, которые не редко  становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе происходит в постоянном взаимодействии. В процессе обучения и воспитания волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность[7].

Межличностные взаимоотношения  младших школьников первоначально  развиваются как функционально-ролевые  отношения между учащимися. В  основе оценок лежат характеристики роли ученика, а не его личности. В 3 - 4 классах с накоплением опыта  дети больше начинают подмечать внеролевые характеристики - доброту, честность, товарищество. Дети данной возрастной группы уже могут считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение. Они способны относиться к другому, проявляя требовательность и поддержку; способны правильно оценить успехи и неудачи. В процессе взаимоотношений у детей младшего школьного возраста проявляются половые различия. Девочки в этом возрасте более робки, сдержанны, исполнительны, "требовательны к себе и окружающим, чаще теряются в новой ситуации, а мальчики более независимы, свободны и раскованны. Мальчики в этом возрасте избегают девочек, не принимают их в "свои" игры. Девочки, в свою очередь, испытывают недоверие к мальчикам, но проявляют к ним интерес[10,14].

Учитывая специфику  младшего школьного возраста, все  существующее многообразие педагогических средств воспитания толерантности  у детей данной возрастной группы можно систематизировать в четыре основные группы и представить следующей  классификацией.

I группа: объекты  материальной и духовной культуры.

1) Устное народное  творчество: пословицы; загадки;  скороговорки; детские народные  песни; русские народные сказки (сказки о животных, волшебные  сказки, бытовые сказки); былины; мифы; легенды.

2) Художественная  литература: поэзия, проза.

3) Наглядные средства  воспитания: натуральные объекты  (традиционные национальные костюмы,  головные уборы; предметы народного  декоративно-прикладного искусства;  предметы быта); изображения (картины,  иллюстрации, рисунки, таблицы,  фотографии); объемные наглядные  средства воспитания (модели, макеты, муляжи, панорамы); символические и  графические средства воспитания (карты, схемы, графики, планы); технические средства воспитания (аудиальные: грамзаписи, магнитные записи, лазерные аудиозаписи, радиопередачи; визуальные: диафильмы, диапозитивы, диафильмы, транспаранты; аудиовизуальные: кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, аудиовизуальные компьютерные программы).

II группа: специально  организованная педагогом деятельность  воспитанников.

1) Игра: ролевая  игра, деловая игра, русские народные  игры, национальные игры народов  мира.

2) Учебно-познавательная  деятельность.

3) Общение: непосредственное, формальное, неформальное, демократическое.

4) Трудовая деятельность: общественно полезный труд, художественно-эстетический  творческий труд[14].

III группа: методы  воспитания:

1) Методы формирования  сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный  пример.

2) Методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения:  упражнение, поручение, приучение,  требование, воспитывающие ситуации.

3) Методы стимулирования  поведения и деятельности: соревнование, поощрение, и в наименьшей степени  наказание

4) Активные методы  социально-психологического развития: тренинг толерантности (упражнения  на самопознание и развитие  толерантности к своей личности; упражнения и игры, направленные  на развитие толерантного взаимодействия  с другими людьми; групповая дискуссия  как метод обсуждения проблем  толерантного взаимодействия); арттерапия в активной форме (рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия); игропрактика (ролевая игра, деловая игра, групповая игротерапия); театрально-игровая деятельность (психодрама (биодрама, кукольная драматизация), театрализация)[10].

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ