Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
IV группа: формы воспитательной работы.
1) Общешкольные и классные мероприятия, игры.
2) Кружки в контексте
национально-регионального
3) Секции: национальных видов спорта, традиционной национальной борьбы.
4) Клубы: общения, интернациональной дружбы (КИД).
Таким образом, направления воспитания толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:
1) знакомство детей
младшего школьного возраста
с принципом уважения
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность
3) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий
4) понимание детьми
младшего школьного возраста
принципа взаимозависимости
Глава 2. Опытно - поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности
МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию
толерантности у младших
Общие сведения об образовательном учреждении: МБОУ - СОШ №168.
Дата регистрации 1988 год.
Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. С. - Дерябиной 27 А.
Тип учреждения: образовательный.
Уровень реализуемых образовательных программ:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 168 осуществляет свою деятельность на основании Лицензии.
Цели и задачи деятельности МБОУ - СОШ № 168: подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими, моральными и этическими ценностями, воспитанную в духе толерантности, сформировав отношение к ней как к важнейшей ценности общества.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
1) Обеспечить овладение
учащимися содержанием
2) Повысить качество
обучения школьников за счет
освоения всеми учителями
3) Обеспечить общее
культурное развитие
4) Формировать у
учащихся потребность в
5) Усилить влияние
школы на социализацию
6) Проводить профилактику
правонарушений детей и
7) Улучшить работу
цикловых МО, повышать педагогическое
мастерство каждого учителя;
8) Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы.
9) Совершенствовать
систему стимулирования
10) Внедрять новые
методики, формы и приемы работы
по развитию школы
Работа школы по проблеме толерантности.
Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития.
Цели деятельности по воспитанию толерантности у младших школьников:
1) Гуманизация образования.
2) Интеграция принципов
межнационального согласия и
толерантности в систему
3) Формирование
толерантного сознания членов
школьного сообщества как
4) Повышение качества
и углубление содержания
Задачи по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста:
1) Развитие школьного
образовательного пространства
как территории толерантных
2) Организация процесса
формирования толерантного
3) Реализация идеологии толерантности в урочной и внеурочной деятельности.
4) Удовлетворение
познавательных интересов
5) Активизация познавательной,
научно-исследовательской
6) Формирование и поощрение креативного отношения учителей к, организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. Расширение информационной и методической базы их деятельности[12].
Реализация этой
работы осуществляется через: программу
"Воспитание культуры толерантности
у детей младшего школьного возраста".
В рамках этой программы преподавание
базовых дисциплин в начальной
школе ведется с учетом необходимости
интеграции поликультурной тематики в
образовательный процесс. Осуществляется
подготовка уроков и внеурочных мероприятий
по теме. В т.ч. разрабатывается методика
использования народных и современных
сказок в воспитательной работе. Занятия
психолога с учащимися
Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1-4 классах. (Приложение 1)
Цель программы "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста": формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средство воспитания толерантности[8].
Задачи "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста":
1) овладение младшими
школьниками нравственными
2) перевод этих
знаний в убеждения и реальные
действия; 3) воспитание терпимости
(толерантности) у младших
Комплекс занятий для учащихся 1-4 классов, состоящий из 11 встреч по 35-40минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:
1) отбор нравственных
категорий сориентирован на
2) на занятиях
используются формы игры, что
соответствует возрастным
3) с целью углубления
понимания нравственных
Выбраны определённые
нравственные понятия: добро, зло, честность,
справедливость, уважение, сочувствие,
которые непосредственно
Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли критерии толерантности:
ь равноправие;
ь взаимоуважение к членам группы, общества;
ь сохранение и развитие своей индивидуальности;
ь добровольное сотрудничество;
ь солидарность в решении общих проблем.
Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание[8,15].
За основу взято
понимание толерантности с
Основными методологическими
подходами в контексте
* Личностно-ориентированный подход. Выступает базой воспитания целостной, свободной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство, свободу и права других индивидов.
* Коммуникативно-диалогический подход. Предполагает субъект- субъектное взаимодействие педагога и младшего школьника. При этом происходит насыщение воспитательного пространства образцами толерантного поведения.
* Культурологический подход. Помогает в решении комплекса важных задач: овладение младшими школьниками культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры; формирование у ребенка представлений о многообразии культур в мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание младших школьников в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
* Деятельностный подход. Именно с помощью деятельности индивид реализует свои отношения с природой и обществом. Толерантное поведение, толерантность как качество личности младшего школьника формируется только через активное включение его в деятельность -взаимодействие с другими людьми.
* Средовой подход.
Требует опосредованного
Гуманистический подход. Предполагает
ориентацию всего
Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость - признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость - это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Именно поэтому в разработанной программе школы "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" занятий формирование толерантности включает обучение младших школьников тому, в чём заключается их индивидуальность, их права; поощрение стремления к защите прав других и уважению их, как равноправных жителей планеты[16].
В младшем школьном возрасте, когда
рациональный интеллект только формируется,
ничто не мешает закладывать эмоциональный
фундамент нормального
Разработанные занятия позволяют создать условия, в которых дети испытывают определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывают испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогает детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время работы на занятиях дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения[16].
Тематический план занятий:
1. Добро и зло.
Цель: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.
2. Добрые отношения с друзьями.
Понятие «дружба»: содержание понятия,
особенности дружеских
3. Справедливость и сочувствие.
Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.
4. Честность и лживость.
Разбор содержательной стороны понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых взаимоотношениях.
5. Уважение к людям.
Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения( неуважения) людей к нам.
6. Что такое толерантность?
Ввести понятие «толерантность»
7. Жизненные ценности людей. Толерантность.
Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы. Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…
8, 9. Я и группа. Индивидуальные особенности личности.
Принятие своей
10,11.Толерантность к другим. Толерантное общение.
Воспитание толерантного отношения к окружающим. Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми[16].
Повышение уровня толерантности и сплочённости в группе.
Критериями оценки эффективности занятий является повышение уровня усвоения нравственных категорий и уровня проявления толерантности. Для этого подобран соответствующий диагностический инструментарий (Приложение 2).
Таким образом, в деятельности МБОУ-СОШ
№ 168 разработана программа по воспитанию
толерантности младших
2.2 Диагностика уровня
В анкетировании приняли участие учащиеся 4 класса, в количестве 26 человек, их родители, в количестве 26 человек и педагоги, в количестве 5 человек.
Для диагностики уровня толерантности у младших школьников было проведено анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» (далее Анкеты) и «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» (далее Анкеты)[16,3]
Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ