Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ.docx

— 129.17 Кб (Скачать файл)

3.2. Игра «Завершите предложение».

Цель: закрепить навыки самоанализа;

формировать у учащихся умение слышать  и понимать друг друга.

Все сидят кружком. Ведущий предлагает кому-нибудь из участников из коробочки  достать листик, на котором написано начало предложения, он должен продолжить предложение, и выбирают следующего игрока. Так до тех пор, пока все  не поучаствуют. На предложения, помеченные звёздочкой в списке, ответы дают все  желающие. В конце игры задаются уточняющие вопросы, обмениваются впечатлениями, выбирают особенно интересные высказывания, которые удивили.

Список неоконченных предложений:

- Если бы я был птичкой  …

- Если бы я был цветком,  то я был бы …

-Если бы я был деревом …

-Если бы я был зверем …

-Если бы я был музыкальным  инструментом …

-Если бы я был транспортным  средством …

-Если бы я был инструментом  труда …

-Если бы я был частью одежды  …

-Если бы я был временем  года …

-Если бы я был знаменит  …

-Если бы я был изобретателем  …

-Если бы я был совсем другим  человеком …

-Если бы я был богат …

-Если бы я был беден …

-Если бы я был невидимым  … и т.д.

3.3. Игра «Конверт».

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде вручается по конверту, в котором лежат пять единиц каких-либо (монеты, билет, пилочка для ногтей, брелок и т.п.). В каждом конверте новый набор предметов. Участники  представляют себе, что вещи в конверте принадлежат одному человеку. Они  должны придумать, что это за человек, и сочинить о нём историю. В  рассказе должны упоминаться все  предметы. Участие должен принять  каждый. Время 10-15 минут.

Получившиеся истории рассказывают, обсуждают все вместе результаты.

4. Заключительная часть.

4.1. Игра «Синхронное движение».

Цель: оценить уровень сплочённости группы, их умение действовать согласованно.

Обязательно объясняется цель игры участникам: все должны синхронно  выполнять разнообразные движения, при этом постоянного ведущего нет. Группа только тогда работает слаженно, когда каждый её член может исполнять  функции, как руководителя, так и  подчинённого.

Участники рассаживаются на стульях  по кругу. Затем кто-то начинает и  все сразу повторяют это движение, постепенно дополняя своими и опять все повторяют. Идёт плавный переход от одного движения к другому. Каждый по ходу игры должен ввести своё движение и выполнять движения остальных членов команды.

Сначала проводится тренировочный  раунд 3-4 минуты, во время которого участники  остаются сидеть на своих местах. Потом, когда суть игры будет ясна, и  простые движения получаются, игроки пробуют двигаться по помещению.

Разговаривать нельзя. Установление контакта идёт с помощью глаз, мимики. Обсуждение:

-Насколько хорошо удавалось  держать в поле зрения всю  группу?

-Насколько легко менять роли  ведущего и ведомого?

-Какая из этих ролей для  вас более привычна?

4.2. Итог занятия.

Обсуждают, что понравилось в  занятии, высказывают своё мнение. Затем  ведущий сообщает, что это было последнее занятие. Поэтому нужно  попрощаться так, чтобы у всех осталось хорошее впечатление от всех занятий, хорошее настроение. Для  этого каждый из игроков пожелает группе что-нибудь, скажет всем комплимент или разыграет сценку. В общем, кто что придумает. Время на подготовку 2-3 минуты.

После этого задания все встают кружком как можно ближе друг другу, теснее, положив руки на плечи  соседей, то есть, как будто обнимаем всех.

4.3. Прощание. Рефлексия.

воспитание толерантность поведение школьник

 

Приложение 2

Диагностический инструментарий

Методика 1. «Что такое хорошо и  что такое плохо»

Данная методика позволяет выявить  степень сформированности понятий о нравственных качествах. Учащихся просят привести примеры: зла, сделанного другими; доброго дела; справедливого поступка; проявления лжи и т.п. И предлагается качественная обработка результатов по трёх балльной системе. Если у ребёнка сформировано неправильное представление о данном понятии, то он получает 1 балл. Если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно чёткое и полное, то присваивается 2 балла. Три балла - показатель того, что сформировано полное и чёткое представление о нравственном понятии.

Методика 2. «Закончи историю».

Целью этой методики является изучение таких нравственных норм, как: доброта - злость, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Выбраны эти качества потому, что с ними детей знакомят, начиная с дошкольного возраста. Поэтому эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детьми.

Исследование проводится индивидуально. Ребёнку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».

История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошёл к девочке и сказал, … Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История 2. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила …

Что ответила Оля? Почему? Как поступила  Оля? Почему?

История 3. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил …Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов:

1 балл - ребёнок не может оценить  поступок героев историй;

2 балла - ребёнок оценивает поведение  героев историй как положительное  или отрицательное (правильное  или неправильное, хорошее или  плохое), но оценку не мотивирует  и нравственную норму не формулирует;

3 балла - ребёнок называет нравственную  норму, правильно оценивает поведение  героев историй, но не мотивирует  свою оценку;

4 балла - ребёнок называет нравственную  норму, правильно оценивает поведение  героев и мотивирует свою оценку.

Методика 3. «Как поступать».

Используется для выявления  у испытуемых отношения к нравственным нормам. Ребёнку предлагается представить  заданную ситуацию и сообщить, как  бы он себя повёл в ней.

Ситуация 1. Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

Ситуация 2. Одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка и интерпретация результатов:

0 баллов - ребёнок не имеет чётких  нравственных ориентиров; отношение  к нравственным нормам неустойчивое; неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам,  которые он называет), эмоциональные  реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - нравственные ориентиры  существуют, но соответствовать  им ребёнок не стремится или  считает это недостижимой мечтой; адекватно оценивает поступки, однако  отношение к нравственным нормам  неустойчивое, пассивное; эмоциональные  реакции неадекватны.

2 балла - нравственные ориентиры  существуют, оценки поступков и  эмоциональные реакции адекватны,  но отношение к нравственным  нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла - ребёнок обосновывает  свой выбор нравственными установками;  эмоциональные реакции адекватны;  отношение к нравственным нормам  активное и устойчивое.

Методика 4. «Что мы ценим в людях».

Ребёнку предлагается мысленно выбрать  двух своих знакомых: один из них  хороший человек, на которого ребёнок  хотел бы быть похожим, другой - плохой. После этого просят назвать те их качества, которые ему нравятся в них, и качества, которые не нравятся. Привести по три примера поступков  на эти качества. Обработка результатов  как в предыдущей методике.

Следует отметить то, что во всех выше описанных методиках не подсчитывается общий, суммарный балл, а выделяется наиболее характерный балл, то есть на основании общего анализа выявляется определённая закономерность.

На основе результатов диагностического обследования, делается вывод: на каком  уровне усвоения нравственных понятий  находятся учащиеся. Для этого  составляется сводная таблица, в  которую вносятся результаты всех методик. Это позволяет определить уровни усвоения нравственных категорий учащимися. Основой выделения данных уровней  послужили, в свою очередь, уровни, выделенные И.С. Марьенко:

– высокий (3 балла) - полное овладение  содержанием понятия и умение применять его в любых условиях жизни и деятельности;

– средний (2-2,9 балла) - менее чёткое осознание понятия и умение применять  его в незнакомой ситуации;

– низкий (0-1,9 балла) - элементарное обобщение  и умение применять его в знакомой ситуации.

Для диагностики толерантности  составлена таблица уровней проявления толерантности (терпимости) на основе пяти критериев из девяти, предложенных Г.У. Солдатовой и другими:

1. Равноправие. 2. Взаимоуважение. 3. Сохранение  и развитие индивидуальности.

4. Добровольное сотрудничество. 5. Солидарность в решении общих  проблем.

Уровни и признаки проявления толерантности.

 

3№

Признаки проявления толерантности

Уровни проявления толерантности

 
   

высокий

средний

низкий

 

11

Стремление к равноправию

Понимание ситуаций, где  необходимо придерживаться принципа равноправия

Стремление к равноправию  проявляется в играх за счёт соблюдения очерёдности

Противопоставление себя группе. Нежелание подчиняться правилам

 

22

Взаимоуважение

Умение самостоятельно увидеть  сильные стороны одноклассников

Ориентируется на оценочные  суждения учителя

Эгоцентризм

 

33

Солидарность в решении  общих задач

Осознаёт ценность и значение предложенной задачи

Принимает предложенные ценности и значения поставленной задачи

Не принимает предложенные ценности в поставленной задаче

 

44

Добровольное сотрудничество

Руководствуется внутренними  мотивами

Руководствуется внешними мотивами

Отсутствие мотивации, взаимодействия

 
           

Для определения вышеуказанных  уровней, проводится анкетирование  индивидуально с каждым учеником, направленное на выяснение того, насколько  ученики терпимы друг к другу:

1. Если у тебя возникла интересная  идея, а твои одноклассники её  не поддержали. Что ты будешь  делать?

2. Вы с одноклассниками затеяли  игру, но не все знают правила  игры. Как ты поступишь?

3. Если кто-то из одноклассников  думает, по какому-либо поводу  не так как ты и говорит  тебе об этом. Твои действия?

4. Кто-то из твоих одноклассников  обвиняет тебя в чём-нибудь. Как  ты это воспримешь?

Диагностическое обследование рекомендуется  проводить до занятий и после  них.

Приложение 3

Методические рекомендации по проведению «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников».

Изучение самооценки навыков толерантного поведения учащихся младших классов  с помощью Анкеты можно проводить  и с одним испытуемым, и с  группой. Учащимся раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция. Учащиеся 1-х классов читают недостаточно хорошо, поэтому с ними исследование проводится только индивидуально, и вопросы ребенку зачитывает экспериментатор.

При использовании вопросников  иногда может возникнуть нежелательный  эффект искажения, порождаемый желанием выглядеть лучше в глазах экспериментатора или какой-либо другой бессознательной  установкой. Однако, чтобы результаты обследования были качественными, необходимо создать для обследуемого во время  эксперимента доброжелательную непринужденную обстановку и поддерживать хорошие  взаимоотношения в течение всего  обследования. Самое важное - экспериментатор  должен вызвать у ребенка желание  сотрудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне.

Обработка результатов.

При обработке результатов Анкеты можно получить сведения как о  развитости того или иного компонента толерантности ребенка, так и  общий показатель толерантности.

Сначала подсчитывают количество совпадений отдельно по компонентам. Каждое совпадение с ключом оценивается в 1 балл, за несовпадение с ключом начисляется 0 баллов.

Чтобы получить показатель толерантности, нужно суммировать показатели компонентов  толерантности, и сумму разделить  на пять:

Толерантность = КК + Эм + Ас + ЦО + ЭУ

5

Ключ.

 

Коммуникативная компетентность

13Б

14А

16Б

18Б

 

Ассертивность

24Б

25А

 

Эмпатия

15А

17А

21А

22А

23А

 

Ценностные ориентации

12Б

 

Эмоциональная устойчивость

10Б

11Б

19Б

20Б

 
             

Бланк ответов Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников

 

Бланк ответов 

Анкета самооценки навыков  толерантного поведения младших  школьников

 

ФИ учащегося Возраст  Класс 

 

кк

2 А

2 Б

3 А

3 Б

4 А

4 Б

5 А

5 Б

 

цо

6 А

10А

10Б

 

эу

11 А

11Б

12А

12Б

13А

13Б

14А

14Б

15А

15Б

 

эм

16А

16Б

17А

17Б

18А

18Б

19А

19Б

20А

20Б

 

ас

21А

21Б

22А

22Б

23А

23Б

24А

24Б

25А

25Б

 
                       

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ