Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является апробация программы коррекции гиперактивности с учетом выделенных условий эффективности.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее предположение: программа коррекции гиперактивности младших школьников будет эффективна при реализации следующих условий
1.Применение комплекса методик для развития внимания,
произвольности поведения и снятия психологического напряжения;
2.Единство коррекционных воздействий школьной психологической
службы и родителей гиперактивных детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение гиперактивности младших школьников 7
1.1. Психологические особенности младших школьников 7
1.2 . Изучение гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов 10
1.3. Психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности 12
Выводы по I главе 17
Глава II. Диагностика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Выявление гиперактивности у детей в условиях начальной школы 19
2.2. Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми 27
2.3. Оценка результатов коррекционной программы 31
Выводы по II главе 35
Заключение 36
Рекомендации родителям и педагогам по коррекционной работе с гиперактивными детьми 39
Литература 43
Приложение 46

Вложенные файлы: 1 файл

нужная курсовая.docx

— 108.09 Кб (Скачать файл)

                     Федеральное агентство по образованию

 Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования  «Магнитогорский государственный университет»

Факультет психологии

 

 

 

 

 

                                             КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста».

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                          студентка 2 курса,

                                                                                          группы

                                                                                          заочного отделения

                                                                                          факультета психологии

                                                                                           Ермакова Н.В.

 

                                                                                           Научный руководитель:

 

                                                                                           Хаббибулин Д.А.

 

 

 

 

 

                                               

 

 

Миасс - 2012

Оглавление

Введение            3

Глава I. Теоретическое изучение гиперактивности младших школьников 7

1.1.  Психологические особенности  младших  школьников    7

1.2 .   Изучение гиперактивности  в трудах отечественных и зарубежных  авторов                            10

1.3.  Психологические особенности  младших школьников с синдромом  гиперактивности                           12

Выводы по I главе                 17

Глава II. Диагностика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста                          19

2.1. Выявление гиперактивности  у детей в условиях начальной  школы         19

2.2. Организация коррекционной  работы с гиперактивными детьми         27

2.3. Оценка результатов  коррекционной программы            31

Выводы по II главе                 35

Заключение                                                                                                             36

Рекомендации родителям и педагогам по коррекционной работе с гиперактивными детьми                39

Литература                   43

Приложение                           46

 

 

 

     

 

 

 

Введение

        В  настоящее время особенно остро  стоит проблема гармоничного  развития ребенка в образовательных  институтах. Однако, зачастую, поведение  самого ребенка является барьером  для того, чтоб он стал полноценным  участником обучения.

        Бывает, что чрезмерная двигательная  активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться  на выполнении одного дела  – это вовсе не вина ребенка, а признаки, которые характеризуют  гиперактивное поведение.

        Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со  стороны воспитателей, не умея  ждать своей очереди, выкрикивают, не дослушав вопроса, или дают  первый пришедший в голову  ответ, не умеют сосредоточиться  на выполнении задания. Часто  такие дети становятся инициаторами  ссор и драк, поскольку не только  очень подвижны, но и часто  неловки и даже неуклюжи, поэтому  нередко задевают, толкают, роняют  окружающие предметы, а в силу  своей импульсивности не всегда  могут конструктивно разрешить  возникшую ситуацию.

         Своим поведением гиперактивные  дети возбуждают группу, затрудняя  проведение занятий. По данным  разных авторов гиперактивное  поведение встречается довольно  часто: от 2 до 20% младших школьников  характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Заболевание, характеризующееся  данными показателями, получило  название «синдром дефицита внимания  с гиперактивностью» (СДВГ). И самое  главное не в том, что гиперактивный  ребенок создает проблемы для  окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях  этого заболевания для самого  ребенка.

          Очень часто у детей, отличающихся  гиперактивным поведением, имеются  сложности в усвоении учебного  материала, и многие педагоги  склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме.

          Таким образом, проведение коррекционной  работы с гиперактивными детьми  наиболее актуально в младшем  школьном возрасте, когда поведенческие  нарушения могут вызвать серьезные  проблемы в учебе и адаптации  к школе. При этом необходимо  отметить, что коррекционных воздействий  только со стороны педагогов  школы может быть недостаточно. Особую значимость в плане  преодоления синдрома гиперактивности  имеет воспитание в условиях  семьи. Родители должны не только  хорошо знать особенности гиперактивного  ребенка, но и принимать активное  участие в коррекции нарушений  поведения, наряду с психологом  школы и педагогическим коллективом.

     Актуальность. В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Но, несмотря на проработанность темы гиперактивного поведения детей в школе в современной детской практической психологии и педагогике, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в младшем школьном возрасте и необходимостью разработки рекомендаций для родителей и учителей начальных классов, опираясь на исследования отечественных и зарубежных авторов.

 Объект данного исследования – процесс коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.

 Предметом исследования являются педагогические условия коррекции гиперактивности младших школьников.

 Целью нашей работы является апробация программы коррекции гиперактивности с учетом выделенных условий эффективности.

 В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее предположение: программа коррекции гиперактивности младших школьников будет эффективна при реализации следующих условий

1.Применение комплекса  методик для развития внимания,

   произвольности поведения  и снятия психологического напряжения;

2.Единство коррекционных  воздействий школьной психологической

   службы и родителей  гиперактивных детей.

   Для достижения  цели исследования необходима  реализация следующих задач:

  1. На основе теоретического анализа литературы рассмотреть сущность гиперактивности, факторы его возникновения и формы проявления;
  2. Определить психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности;
  3. Рассмотреть пути преодоления синдрома гиперактивности;
  4. Апробировать программу коррекции гиперактивного поведения младших школьников;
  5. Выявить младших школьников ,склонных к гиперактивному поведению;
  6. Оценить результаты коррекционных воздействий.

  В ходе исследования  были исвользованы следующие методы:

      • Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гиперактивности;
      • Анкетирование родителей и педагогов для выявления склонности школьников к гиперактивному поведению;
      • Батарея методик для оценки степени склонности школьников к гиперактивному поведению.
  1. методика «Да и Нет» использовалась для диагностики  степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени склонности к гиперактивному поведению;
  1. методика «Вежливость» использовалась для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению;
    • Игры, упражнения,направленные на коррекцию гиперактивности
    • Эксперимент

         База исследования: учащиеся 2 класса НОУ школы-интерната№14 ОАО «РЖД» (28 человек), а также их родители и педагоги.

          Этапы исследования:

  1. Теоретический этап – изучение сущности гиперактивности, формулировка научного аппарата исследования;
  2. Констатирующий этап – выявление младших школьников, имеющих склонность к гиперактивному поведения младших школьников;
  3. Коррекционный этап – апробация программы корреции гиперактивного поведения младших школьников;
  4. Контрольный этап – оценка эффективности коррекционных воздействий.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Психологические особенности младших школьников

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет. Наиболее характерная черта этого периода состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

Каждый период психического развития ребенка характеризуется основным, ведущим видом деятельности. Ведущей деятельностью младшего школьника, по А.Н. Леонтьеву, становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности.

По мнению Л.И. Божович, произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря ним психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.

 

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, так как они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

От 1 к 3 классу эффективность запоминания учащимися словесно выраженных сведений повышается быстрее, чем эффективность запоминания наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей приемов осмысленного запоминания. Эти приемы связаны с анализом существенных отношений, фиксируемых в основном с помощью словесных конструкций. Вместе с тем для процессов обучения большое значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно формировать применительно к обоим видам учебного материала – словесному и наглядному.

Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ действительности (поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложение геометрических фигур в пространстве и т.д.).

Анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения (такой анализ иногда называют практически-действенным или чувственным). Учащиеся 1-2 классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.          Обобщения, выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным "давлением" броских признаков предметов. Большинство обобщений, возникающих на этой стадии, фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащих на поверхности явлений и предметов.

Информация о работе Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста