Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является апробация программы коррекции гиперактивности с учетом выделенных условий эффективности.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее предположение: программа коррекции гиперактивности младших школьников будет эффективна при реализации следующих условий
1.Применение комплекса методик для развития внимания,
произвольности поведения и снятия психологического напряжения;
2.Единство коррекционных воздействий школьной психологической
службы и родителей гиперактивных детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение гиперактивности младших школьников 7
1.1. Психологические особенности младших школьников 7
1.2 . Изучение гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов 10
1.3. Психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности 12
Выводы по I главе 17
Глава II. Диагностика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Выявление гиперактивности у детей в условиях начальной школы 19
2.2. Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми 27
2.3. Оценка результатов коррекционной программы 31
Выводы по II главе 35
Заключение 36
Рекомендации родителям и педагогам по коррекционной работе с гиперактивными детьми 39
Литература 43
Приложение 46

Вложенные файлы: 1 файл

нужная курсовая.docx

— 108.09 Кб (Скачать файл)

  1. Методика «Вежливость» использовалась для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивоному поведению.

Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается выполнять те команды, в которых ведущий, говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями.

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

Обработка результатов методики «Вежливость» (Таб. 4) показала, что 5 учащихся склонны к гиперактивному поведению.

Таблица 4

Результаты методики «Вежливость» по каждому испытуемому

№ п/п

Ф.И.О.

Баллы

1.

А.Оля

2

2.

А. Вадим

1

3.

А. Антон

4

4.

Б. Соня

4

5.

Б.Саша

2

6.

В.Паша

3

7.

В. Настя

3

8.

Г. Ира

3

9.

З. Таня

1

10.

К. Дима

4

11.

К. Вова

3

12.

К. Максим

3

13.

М. Андрей

1

14.

М. Паша

3

15.

М. Илья

3

16.

М. Егор

4

17.

Н. Антон

3

18.

П. Денис

2

19.

П. Ваня

2

20.

Р. Игорь

3

21.

С. Света

2

22.

С. Вика

3

23.

С. Стас

4

24.

Т. Данила

2

25.

Т. Ксюша

3

26.

Т. Инна

3

27.

Ф. Илья

3

28.

Ф. Рома

2


 

 

По результатам анализа данных анкетирования учащихся, родителей и педагогов признаки СДВГ были выявлены у 5 учащихся, но для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-педагогическое обследование.

Таблица 5

Сводная таблица результатов по методикам

№ п/п

      Методики

 

 

 

Ф.И.О.

Методика «Да и Нет» произвольное внимание (кол-во ошибок)

Методика «Вежливость» - произвольная двигательная активность (кол-во ошибок)

Анкета родителей – выраженность симптомов гиперактивного поведения (кол-во баллов)

Анкета педагогов – выраженность симптомов гиперактивного поведения (кол-во баллов)

1.

А.Оля

5

2

8

7

2.

А. Вадим

4

1

3

8

3.

А. Антон

7

4

9

17

4.

Б. Соня

6

4

10

18

5.

Б.Саша

3

2

5

12

6.

В.Паша

4

3

4

10

7.

В. Настя

4

3

5

9

8.

Г. Ира

4

3

2

8

9.

З. Таня

4

1

3

10

10.

К. Дима

6

4

11

16

11.

К. Вова

2

3

6

10

12.

К. Максим

3

3

5

11

13.

М. Андрей

5

1

7

13

14.

М. Паша

4

3

4

9

15.

М. Илья

4

3

7

10

16.

М. Егор

6

4

12

16

17.

Н. Антон

4

3

5

13

18.

П. Денис

7

2

4

11

19.

П. Ваня

6

2

7

10

20.

Р. Игорь

3

3

6

13

21.

С. Света

5

3

7

10

22.

С. Вика

5

3

6

7

23.

С. Стас

6

4

13

18

24.

Т. Данила

3

2

3

10

25.

Т. Ксюша

5

3

6

8

26.

Т. Инна

1

3

4

9

27.

Ф. Илья

2

4

7

8

28.

Ф. Рома

5

2

6

12


 

 

2.2. Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми

 

Проведенная нами программа коррекции гиперактивного поведения включила следующие мероприятия:

- коррекционные занятия  с младшими школьниками, проводимые  психологом;

- игры и упражнения, проводимые  родителями дома (рекомендованные  психологом);

- консультации для родителей  гиперактивных детей;

- разработка рекомендаций  для педагогов и родителей  по взаимодействию с гиперактивными  детьми.

Коррекционные занятия, проведенные с младшими школьниками, были направлены на реализацию следующих задач:

    • Развитие внимания
    • Формирование произвольности внимания
    • Снятие эмоционального и физического напряжения, релаксация

 

Программа коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения проводимая в школе.

Занятия проводились в школе (в кабинете психолога) после уроков, с учениками,у которых был выявлен синдром дефицита внимания и гиперактивное поведение 2 раза в неделю по 30-40 минут в течение месяца.

По мнению М.П. Битяновой, для детей с СДВГ не эффективно использовать многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду рассеянности и снижения внимания. Каждое упражнение должно проводиться несколько раз с усложнениями, с другими возможными вариантами. Перегрузка занятий новизной и разнообразием, перенасыщенностью эмоциональными эффектами резко снизит качество и значимость проводимой работы.

Таблица 6

Игры и упражнения, проводимые психологом в школе

(полное описание методик  см.  приложении 3)

№ п/п

Название игры

Цель

1

Давайте поздороваемся

Релаксация, снятие мышечного напряжения, преодоление скованности

2

Запрещенное движение

Развитие дисциплины, произвольность действия

3

Ласковые лапки

Снятие напряжения, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия

4

Кричалки-шепталки-молчалки

Развитие волевой регуляции, наблюдательности, умения действовать по правилам

5

Гвалт

Развитие внимания

6

Менялки

Развитие коммуникативных навыков, сплочение группы

7

Веселая игра с колокольчиком

Развитие слухового восприятия

8

Речка – берег

Развитие внимания, контроля движения

9

Солдат и тряпичная кукла

Снятие напряжения, развитие внимания

10

Замри!

Контроль действий, развитие внимания

11

Только об одном

Развитие внимания

12

Кинопроба

Развитие внимания, волевой регуляции


 

 

Занятия с детьми проводились также родителями 2 раза в неделю по 30-40 минут в течение двух месяцев. Перед началом работы психолог ознакомил родителей с программой и правилами проведения занятий.

Раз в неделю психолог встречался с родителями для обсуждения результатов и оказания консультативной помощи. Задавая вопросы и слушая рассказы других, родители лучше осознавали и решали свои проблемы. Кроме того, они имели возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу. Такие встречи позволяли контролировать коррекционные воздействия семьи.

Таблица 7

Игры и упражнения, проводимые родителями дома

№ п/п

Название игры

Цель

1

Мама-робот

Развитие внимания и волевой регуляции

2

Последний из могикан

Развитие внимания и слухового восприятия

3

Прикосновения

Релаксация, развитие тактильной чувствительности чувствительности

4

Шалтай-Болтай

Развитие произвольности движений, снятие напряжения

5

Дрессированная муха

Развитие внутреннего плана действий, волевой регуляции

6

Учитель

Развитие внимания

7

Говори по сигналу

Развитие волевой регуляции

8

Корректор

Развитие внимания, усидчивости

9

Разговор через стекло

Развитие социальной перцепции, навыков невербального общения

10

Зоркий глаз

Развитие внимания

11

Волшебное число

Развитие внимания

12

Ушки на макушке

Развитие слухового восприятия


 

В ходе коррекционной работы мы наблюдали за изменениями в поведении каждого участника программы, проводили индивидуальные беседы с родителями, что позволяло оценить эффективность проводимых мероприятий.

      Рассмотрим  пример наблюдения конкретного  ребёнка.

Егор М., 8 лет, ученик 2 класса. По физическому и интеллектуальному развитию мальчик соответствует норме. На уроках постоянно вертится, болтает с соседями, отказывается выполнять задания, ссылаясь на усталость.

Дисциплинированность ребёнка зависит от того, каким по счёту стоит урок. На первых двух уроках мальчик спокоен, сосредоточен на выполнении заданий. К концу учебного дня Егор становится невнимательным, делает ошибки и не успевает за учителем. В тетради у него грязно, самостоятельные и контрольные он бросает недоделанными или, быстро сделав, сдаёт с ошибками. Ему трудно организовать себя, поэтому на занятиях он требует много внимания со стороны учителя.

      На уроках учителю стоит больших усилий привлечь внимание Егора. Он не умеет дослушать задание, пытается угадывать ответ. Много разговаривает во время урока. При выполнении домашних заданий постоянно отвлекается. По словам родителей, к вечеру возбуждение и моторная активность постепенно нарастают. Засыпает с большим трудом, особенно при нарушениях режима. Жизнерадостен, инициативен, обладает богатой фантазией. Чрезмерно деятелен, но не может доводить дело до конца.

      В первую  неделю Егор проявил большой  интерес к занятиям. С наибольшим  удовольствием мальчик выполнял  упражнения на снятие напряжения, хотя часто не мог полностью  расслабиться. Упражнения на развитие  осязательных ощущений и концентрации внимания Егору очень понравились, несмотря на то, что не всё получалось. С заданиями на развитие двигательной сферы и концентрации внимания ребёнок не справился. Он был не внимателен, часто отвлекался, слабо подчинялся словесным указаниям взрослого. Несмотря на то, что в заключении каждого занятия были упражнения на расслабление, Егор неохотно их выполнял, был рассеян и напряжён.

        Такая же ситуация сохранялась и в последующие три дня занятий. Вначале Егор с интересом участвовал в работе, но к концу занятий часто отвлекался, с трудом настраивался на выполнение задания до конца.

          На занятиях второй недели  Егор охотно участвовал в упражнении  «Ласковые лапки» (упражнения на  релаксацию), а так же хорошо  выполнял упражнения на развитие  произвольности движений «Речка-Берег»  и формирование элементов самоконтроля «Замри», так как упражнения носили эмоциональный игровой характер и не требовали больших усилий.

          На завершающем этапе программы  было заметно, что Егор старается  хорошо выполнять упражнения, проявляет  терпение, внимательно слушает. Стал  гораздо меньше отвлекаться, следовал  указаниям, а затем самостоятельно  продолжал выполнять задание. На  эффективность выполнения упражнений  существенно влиял сам факт  присутствия взрослого.

 

    1. Оценка результатов коррекционной программы.

По завершению коррекционной программы, мы проверили итоговую диагностику склонности школьников к гиперактивному поведению. Как и в начале эксперимента использовали методики «Да и Нет», «Вежливость», а также анкетирование родителей и педагогов.

              Приведём результаты контрольного  среза.

                                                                                                Таблица 8

Информация о работе Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста