Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является апробация программы коррекции гиперактивности с учетом выделенных условий эффективности.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее предположение: программа коррекции гиперактивности младших школьников будет эффективна при реализации следующих условий
1.Применение комплекса методик для развития внимания,
произвольности поведения и снятия психологического напряжения;
2.Единство коррекционных воздействий школьной психологической
службы и родителей гиперактивных детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение гиперактивности младших школьников 7
1.1. Психологические особенности младших школьников 7
1.2 . Изучение гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов 10
1.3. Психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности 12
Выводы по I главе 17
Глава II. Диагностика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Выявление гиперактивности у детей в условиях начальной школы 19
2.2. Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми 27
2.3. Оценка результатов коррекционной программы 31
Выводы по II главе 35
Заключение 36
Рекомендации родителям и педагогам по коррекционной работе с гиперактивными детьми 39
Литература 43
Приложение 46

Вложенные файлы: 1 файл

нужная курсовая.docx

— 108.09 Кб (Скачать файл)

     На этапе  эмпирического исследования ставили  перед собой следующие задачи:

    1. Выявление младших школьников с синдромом гиперактивности;
    2. Разработка коррекционной программы;
    3. Оценка результатов программы.

      Базой нашего исследования стала НОУ школа – интернат№14 г.Миасса. В эксперименте принимали участие 28 школьников в возрасте 8 лет, а также их родители и классные руководители.

      Для выявления младших школьников склонных к гиперактивному поведению мы использовали методики «Да и Нет», «Вежливость», а также анкетирование родителей и педагогов. По результатам диагностики были выявлены 5 учащихся с признаками гиперактивного поведения.

      Эти учащиеся, а также их родители участвовали  в программе коррекции гиперактивного  поведения, разработанной  и осуществлённой  совместно с психологом школы. В основу программы легли комплексы коррекционных игр и упражнений на развитие внимания, произвольности поведения и снятие психического напряжения. Коррекционные  мероприятия проводились как психологом в условиях школы, так и родителями дома. Также проводились еженедельные консультации для родителей гиперактивных детей. Занятия проводились два раза в неделю в течении двух месяцев.

           По итогам работы мы провели  повторную диагностику с использованием  тех же методик. Обследование  детей, а также анкетирование  родителей и педагогов также  показало значительное снижение  выраженности признаков гиперактивного  поведения, что позволяет судить  об эффективности проведённой  коррекционной программы.

            Таким образом, наша гипотеза  подтвердилась, и мы можем утверждать, что программа коррекции младших школьников будет эффективна при реализации следующих условий:

    1. Применение комплекса методик для развития внимания, произвольности поведения и снятия психологического напряжения;
    2. Единство коррекционных воздействий школьной психологической службы и родителей гиперактивных детей.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации  родителям детей с гиперактивным поведением

  1. В своих отношениях с ребенком  поддерживать позитивную установку. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Говорить сдержанно, спокойно. Не прибегать к физическому наказанию. Строить ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решать возникшие трудности.
  3. Следует помнить, что спокойствие – лучший пример для ребенка
  4. Избегать повторения слова «нет», «нельзя»
  5. Давать ребенку только одно задание на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить.
  6. Поручить ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  7. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
  8. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, мозаика и др.)
  9. Вести бальную или знаковую систему вознаграждений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой и пр.).
  10. Избегать повышенных или пониженных требований. Ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  11. Определить вместе с ребенком рамки поведения – что можно и чего нельзя.
  12. Соблюдение четкого распорядка дня.
  13. Избегать большого скопления людей, шумных компаний.
  14. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером.
  15. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  16. Давать ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Рекомендации педагогам для коррекционной работы с гиперактивным поведением у детей

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.

    1. Целесообразно гиперактивного ребёнка обучать в классе с небольшим количеством учащихся. Но это не должен быть класс коррекции, в котором собраны все трудные. В большом классе у гиперактивных детей возникает перевозбуждение, переутомление, снижается самоконтроль.

    1. Оптимальный выбор места за партой – в центре класса напротив доски. Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю.

    1. Хладнокровие учителя – основа успеха. Взрослый должен в любой ситуации сохранять спокойствие.

    1. До минимума ограничивать отвлекающие факторы.

    1. Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку, вводить ритуалы.

    1. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 – 20 минут, выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды», право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и проявлять при этом последовательность.

    1. Не загружать скучной работой. Больше динамики!

    1. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов.

    1. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).

    1. Основная задача учителя – научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение.

    1. Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу гиперактивному ребёнку.

    1. Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях.

    1. Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.

    1.  В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.

    1. Задания, предъявляемые на уроке писать на доске.

    1. Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения.

    1. Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка.

    1. Использовать на уроке элементы игры, соревнования.

    1. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.

    1. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.

    1. Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!

    1. Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

    1. Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.

    1.  И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачом.

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 Литература

  1. Акимова М.Е... «Психофизиологические особенности индивидуализации школьников».- М., 1998. – 120 С.
  2. Блонский П.П... О наказании // На путях к новой школе. – 1924 - №1 – С. 61.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2003. – 96с.
  4. Буянов М.И... «Ребенок из неблагополучной семьи». – М.: Просвещение, 1986.- 85 С.
  5. Власова Г.А., Певзнер М.С... «О детях с отклонениями в развитии». – М., 2000. – 120 С.
  6. Власова Г.А., Певзнер М.С... «Учителю о детях с отклонениями в развитии», М.: Просвещение, 1967.- 75 С.
  7. Власова П.А., Певзнер М.С... «О детях с отклонениями в развитии». – М.: Просвещение, 1997.- 160 С.
  8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1979. – 150 С.
  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Издательство «Союз», 2004 – 224с.
  10. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В... «Основы коррекционной педагогики», М.: Просвещение, 1999. – 130 С.
  11. Занков Л.В... «Обучение и развитие». – М., 1975. – 120 С.
  12. Захаров А.И... «Предупреждение отклонения в поведении ребенка», М.: Просвещение, 1999.- 100 С.
  13. Зюбин Л.М... «Трудные дети». Л., 1963. – 93 С.
  14. Карпенко А.А... Краткий психологический словарь, М.: Политиздат, 1985. – 145 С.

 15. Кащенко И.Н... «Коррекционная педагогика», М.: Просвещение, 1999. – 131 С.

 16. Климов Е.А. Образ мира в различных профессиях. М., 1995. – 140 С.

17. Кузьмина Н.В... Очерки психологии труда учителя. Л., 1985. – 156 С.

18. Кузьмина Н.В... Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1967. – 135 С.

  19. Лаут Г. «Коррекция поведения детей и подростков».

20. Макаренко А.С... «Педагогические сочинения: в 8 томах». М., 1986.- 126 С.

  21. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», М.: Владос, 2001.- 132 С.

 22. Неймарк М.С... Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 1975.- 156 С.

23. Немов Р.С... Психология. Кн.2., М., 2001. – 89 С.

24. Овчарова Р.В... «Практическая психология в начальной школе», М., 2000.- 145 С.

25. Овчарова Р.В... «Справочная книга школьного психолога», М.: Просвещение, 1996.- 187 С.

26. Осипова А.А. «Общая психокоррекция», М., 1999. – 96 С.

27. Подласый И.П. «Основы коррекционной педагогики», М.: Владос, 2000.- 98 С.

28. Смирнов С.А., Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии», М.: Владос, 1999.- 210 С.

29. Соловьева О.В. «Психологическая служба образования».

30. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология».

31. Шацкий С.Т. «Избранные пед. сочинения»: В 2 т. – М., 1983. – Т.2. – 112 С.

32. Эльконин Д.Б... Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 154 С.            

 

                                                                                                        Приложение 1

                                        Анкета для родителей

         Выявление симптомов гиперактивного  поведения у ребёнка

Появились ли у ребёнка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли более 6 месяцев? Принимается только ответ «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).

  1. Суетливые движения руками и ногами, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).
  2. С трудом остаётся на стуле при выполнении каких-либо занятий.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.
  5. Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен.
  6. С трудом исполняет инструкции других.
  7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
  8. Часто переключается с одного не законченного дела на другое.
  9. Во время игр беспокоен.
  10. Часто чрезмерно разговорчив.
  11. В разговоре часто прерывает, навязывает своё мнение, в детских играх часто является « мишенью».
  12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.
  13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).
  14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например бежит по улице «без оглядки»).

Информация о работе Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста