Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 08:51, курсовая работа
Краткое описание
Целью нашей работы является апробация программы коррекции гиперактивности с учетом выделенных условий эффективности. В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее предположение: программа коррекции гиперактивности младших школьников будет эффективна при реализации следующих условий 1.Применение комплекса методик для развития внимания, произвольности поведения и снятия психологического напряжения; 2.Единство коррекционных воздействий школьной психологической службы и родителей гиперактивных детей.
Содержание
Введение 3 Глава I. Теоретическое изучение гиперактивности младших школьников 7 1.1. Психологические особенности младших школьников 7 1.2 . Изучение гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов 10 1.3. Психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности 12 Выводы по I главе 17 Глава II. Диагностика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста 19 2.1. Выявление гиперактивности у детей в условиях начальной школы 19 2.2. Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми 27 2.3. Оценка результатов коррекционной программы 31 Выводы по II главе 35 Заключение 36 Рекомендации родителям и педагогам по коррекционной работе с гиперактивными детьми 39 Литература 43 Приложение 46
Если общее число баллов 8 и
более, вам необходимо показать ребёнка
специалисту.
Приложение 2
Анкета для педагога
Выявление симптомов гиперактивного
поведения у ребёнка
В какой степени
выражены ниже перечисленные
признаки у ребёнка?
Проставьте соответствующие
цифры: 0 – отсутствие признака, 1 – присутствие
в незначительной степени, 2 – присутствие
в умеренной степени, 3 – присутствие выраженной
степени.
Беспокоен, извивается, как
уж.
Беспокоен, не может оставаться
на одном месте.
Требования ребёнка должны
выполняться немедленно.
Задевает, беспокоит других
детей.
Возбудимый, импульсивный.
Легко отвлекается, удерживает
внимание на короткий период времени.
Не заканчивает работу, которую
начинает.
Поведение ребёнка требует
повышенного внимания учителя.
Не старателен в учёбе.
Демонстративен в поведении
(истеричен, плаксив).
Если результат
11 и более баллов для девочек
и 15 и более баллов для мальчиков,
вам необходимо показать ребёнка
специалисту.
Приложение 3
Игры и упражнения, использованные
в программе
«Давайте поздороваемся»
Цель:
Релаксация, снятие мышечного напряжения,
преодоление скованности. Дети по
сигналу ведущего хаотично двигаются
по комнате и здороваются со
всеми, кто встречается на их
пути возможно, что кто – либо
из детей будет специально
стремиться поздороваться именно
с тем, кто обычно не обращает
на него внимания. Здороваться
надо определенным образом:
Один хлопок – здороваемся
за руку,
Два хлопка – здороваемся плечиками,
Три
хлопка – здороваемся спинками.
Для полноты тактильных ощущений
желательно ввести запрет на
разговоры.
« Запрещенное движение»
Цель: Развитие дисциплины,
произвольности действий.
Дети стоят лицом
к ведущему. Под музыку они
повторяют движения, которые показывает
ведущий. Затем выбирается одно
движение, которое запрещено выполнять,
даже если ведущий показывает
его. Тот, кто случайно повторит
его, выходит из игры.
Существует
такой вариант этой игры: ведущий
называет вслух цифры. Играющие
повторяют их хором, кроме одной
цифры, повторять которую запрещено.
Когда ведущий называет запрещенную
цифру, дет должны просто хлопнуть
в ладоши.
« Ласковые лапки»
Цель: Снятие напряжения, снижение
агрессивности, развитие чувственного
восприятия.
Взрослый кладет на стол 6 – 7 мелких
предметов различной фактуры: кусочек
меха, кисточку, стеклянный флакон,
бусы, вату. Ребенку предлагается
оголить руку по локоть. Воспитатель
объясняет ему, что по руке
будет ходить «зверек» и касаться
ласковыми лапками. Надо с закрытыми
глазами угадать, какой «зверек»
прикасался к руке, - отгадать
предмет. Прикосновения должны быть
поглаживающими, приятными.
«Менялки»
Цель: Развитие коммуникативных
навыков, сплочение группы.
Участники садятся в круг, выбирают
водящего, который встает и выносит
свой стул за круг. Таким образом
получается, что стульев на один
меньше, чем играющих. Далее ведущий
говорит: «Меняются те, у кого… (светлые
волосы, часы и т.д.) имеющие названный
признак должны быстро встать
и поменяться местами. В это
время водящий старается занять
свободное место. Участник игры,
оставшийся без стула, становится
водящим.
«Веселая игра
с колокольчиком»
Цель: Развитие слухового восприятия
Все садятся в круг,
по желанию группы выбирается
водящий. Если желающих нет, то
роль водящего отводится тренеру.
Ему завязывают глаза, а колокольчик
передают по кругу. Задача водящего
– поймать человека с колокольчиком.
Перебрасывать колокольчик друг
другу нельзя.
«Учитель»
Эта игра наверняка понравится
тем, кто уже учится в школе,
особенно в начальных классах.
В этом возрасте дети легко
отождествляют себя с учителем
и с удовольствием побудут
на его месте.
А
вот вам, наоборот, придется представить
себя нерадивым школьником и
подготовиться к уроку, списав
несколько предложений из книги.
При этом вы должны допустить
в своем тексте несколько ошибок.
Лучше не делать орфографических
или пунктуационных ошибок, ведь
ребенок может не знать некоторых
правил. Зато можно допускать
пропуски букв, изменения окончаний,
несогласованность слов в лице
и падеже. Пусть ребенок войдет
в роль учителя и проверит вашу работу.
Когда все ошибки будут найдены, предложите
ему поставить оценку за такое списывание.
Будьте морально готовы, что ваши сын или
дочь с нескрываемой радостью поставят
двойку в ваш воображаемый дневник. Хорошо
еще, если родителей в школу не будут требовать!
Примечание. Если
у вас неразборчивый почерк, то
лучше напечатать текст с ошибками
или написать печатными буквами.
«Прикосновение»
Цель: Релаксация, снятие напряжения.
Эта игра
поможет ребенку расслабится, снять
напряжение, повысит его тактильную
восприимчивость.
Подготовьте
предметы, сделанные из различных
материалов. Это могут быть кусочки
меха, стеклянные вещи, деревянные
изделия, вата, что – нибудь из
бумаги и т.д. положите их на
стол перед ребенком. Когда он
их рассмотрит, предложите ему
закрыть глаза и попробовать
догадаться, чем вы прикасаетесь
к его руке.
Примечание. Можно
также прикасаться к щеке, шее,
колену. В любом случае ваши
касания должны быть ласковыми,
неторопливыми, приятным.
«Солдат и
тряпичная кукла»
Самый простой
и надежный способ научить
детей расслабляться – это
обучить их чередованию сильного
напряжения мышц и следующего
за ним расслабления. Поэтому
эта и последующая игра помогут
вам это сделать в игровой
форме.
Итак, предложите
ребенку представить, что он солдат.
Вспомните вместе с ним, как
нужно стоять на плацу, - вытянувшись
в струнку и замерев. Пусть
игрок изобразит такого военного,
как только вы скажете слово
«солдат». После этого как ребенок
постоит в такой позе, произнесите
другую команду «тряпичная кукла».
Выполняя ее, мальчик или девочка
должны максимально расслабиться,
слегка наклониться вперед так,
чтобы их руки болтались, будто
они сделаны из ткани и ваты. Помогите
им представить, что все их тело мягкое,
податливое. Затем игрок снова должен
стать солдатом и т.д.
Примечание. Заканчивать
такие игры следует на стадии
расслабления, когда вы почувствуете,
что ребенок достаточно отдохнул.
«Последний из могикан»
Цель: игра на развитие внимания.
Эту игру хорошо
проводить после рассказа об
индейцах, а еще лучше после
того, как ребенок посмотрел фильм
или прочитал книгу об индейцах.
Обсудите основные характеристики
индейцев: близость к природе, умение
слышать и видеть все, что происходит
вокруг. Особенно внимательны должны
быть индейцы, отправившиеся на
охоту или «откопавшие топор
войны». От того, заметят ли они
вовремя различные шумы, может
зависеть их благополучие. Теперь,
когда игровая мотивация создана,
предложите ребенку побыть таким
индейцем. Пусть он закроет глаза
и постарается услышать все
звуки в комнате и за ее
пределами. Спросите его о происхождении
этих звуков.
Примечание. Чтобы
было интереснее, можно специально
организовать некоторые шумы
и звуки. Постучите по различным
предметам в комнате, хлопните
дверью, пошуршите газетой и т.д.
«Корректор»
Цель: внимание.
Эту игру
дети обычно любят за то, что
она дает им возможность почувствовать
себя взрослыми и важными. Для
начала нужно объяснить им
смысл непонятного слова «корректор».
Вспомните с ребенком его любимые
книги и детские журналы. Встречал
ли он в них когда – нибудь
в них ошибки и опечатки? Конечно
нет, если речь идет о хорошем
издательстве. А ведь авторы тоже
могут допускать ошибки. Кто же
занимается их исправлением и
не пропускает в печать разные
«очепятки»? Этот важный человек
и есть корректор. Предложите
ребенку поработать на такой
ответственной должности.
Возьмите старую
книгу или журнал, где есть
большие тексты. Договоритесь с
ребенком о том, какая буква
сегодня условно «неправильной»,
то есть какую букву он будет
вычеркивать. Затем выберите фрагмент
текста или засеките время
работы (не более десяти минут).
Когда пройдет это время или
будет проверен весь выбранный
отрывок, проверьте текст сами. Если
ваши сын или дочь действительно
отыскали все нужные буквы, то
обязательно похвалите их. Такому
корректору можно даже выдать
премию (например, в виде сладостей
или маленьких сюрпризов)!
Если же
вашим корректором были допущены
пропуски или ошибки, то тоже
не огорчайтесь – ему есть
в чем совершенствоваться! Возьмите
листок в клеточку и начертите
на нем систему координат. Вверх
по вертикальной оси отложите
столько клеточек, сколько ошибок
допустил ребенок. Когда будете
проводить эту игру повторно,
то на этом же чертеже правее
отложите следующее количество
ошибок. Соедините полученные точки.
Если кривая поползла вниз, значит
ваш ребенок сегодня работает
более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь
вместе с ним этому событию!
«Молчу - шепчу
– кричу»
Цель: развитие волевой регуляции.
Как вы наверняка
заметили, гиперактивным детям трудно
регулировать свою речь – они
часто говорят на повышенных
тонах. Эта игра развивает способность
осознанно регулировать громкость
своих высказываний, стимулируя
ребенка говорить то тихо, то
громко, то вовсе молчать. Выбирать
одно из этих действий ему
предстоит, ориентируясь на тот
знак, который вы ему показываете.
Заранее договоритесь об этих
знаках. Например, когда вы прикладываете
палец к губам, то ребенок должен
говорить шепотом и передвигаться
очень медленно. Если вы положили
руки под голову, как во время
сна, ребенку следует замолчать
и замереть на месте. А когда
вы поднимаете руки вверх, то
можно разговаривать громко, кричать
и бегать.
Примечание. Эту игру
лучше заканчивать на этапе
«молчу» или «шепчу», чтобы снизить
игровое возбуждение при переходе
к другим занятиям.
«Говори
по сигналу»
Сейчас вы будете
просто общаться с ребенком, задавая
ему любые вопросы. Но отвечать
он вам должен не сразу, а
только когда увидит условный
сигнал, например сложенные на
груди руки или почесывание
затылка. Если же вы задали
свой вопрос, но не сделали
оговоренное движение, ребенок должен
молчать, как будто не к нему
обращаются, даже если ответ вертится
у него на языке.
Примечание. Во
время этой игры – беседы
можно достигать дополнительные
цели в зависимости от характера
задаваемых вопросов. Так, с интересом
расспрашивая ребенка о его
желаниях, склонностях, интересах, привязанностях,
вы повышаете самооценку своего
сына (дочери), помогаете ему обратить
внимание на свое «я». Задавая
вопросы по содержанию пройденной
в школе темы (можно с опорой
на учебник), вы параллельно с
развитием волевой регуляции
закрепите определенные знания.
«Замри»
В этой
игре ребенку необходимо быть
внимательным и суметь преодолеть
двигательный автоматизм, контролируя
свои действия.
Включите какую
– нибудь танцевальную музыку.
Пока она звучит, ребенок может
прыгать , кружиться, танцевать. Но как
только вы выключите звук, игрок
должен замереть на месте в
той позе, в которой его застала
тишина.
Примечание. В
эту игру особенно весело играть
на детском празднике. Воспользуйтесь
этим, чтобы потренировать своего
ребенка и одновременно создать
атмосферу раскованности, так как
дети часто стесняются танцевать
по - серьезному, а вы им предлагаете
сделать это в игре, как бы
в шутку. Можно внести и соревновательный
мотив: те, кто не успел застыть
после окончания музыки, выбывают
из игры или подвергаются каким
– то шуточным наказаниям (например,
сказать тост имениннику или
помочь накрыть на стол).
«Разговор
через стекло»
Эта игра
похожа на предыдущую, но изображать
без слов в ней придется
уже не отдельные слова, а предложения.
Помогите ребенку
представить, что он находится
на пятом этаже дома. Окна плотно
закрыты, звук сквозь них не
проникает. Вдруг он видит внизу
на улице своего одноклассника.
Тот что – то пытается ему
передать и отчаянно жестикулирует.
Пусть ребенок постарается понять,
какую информацию до него пытаются
донести. Когда вы в роли одноклассника
будете пытаться изобразить загаданное
вами предложение, то можно использовать
не только мимику, жесты и движения,
но и подручные средства. Например,
если вы хотите передать ученику
за стеклом, что уроков сегодня
не будет, то можно изобразить
это не только радостью, но
и делая вид, что выкидываете
портфель. Если ребенок не может
догадаться, что вы показываете,
то пусть пожмет плечами. Тогда
попробуйте показать тоже самое
каким – то другим способом.
Если же у него готов какой
– то ответ, то в данной игре
можно его произнести вслух. Если
ребенок верно отгадал только
часть предложения, то вы можете
повторить правильную часть, а
остальную пусть снова отгадывает.
В следующий раз поменяйтесь
с ним ролями. Персонажи, пытающиеся
что – то вам поведать с
земли, тоже могут меняться: представьте
там и бабушку, и соседку, и
учительницу и пр.