Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является апробация программы коррекции гиперактивности с учетом выделенных условий эффективности.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее предположение: программа коррекции гиперактивности младших школьников будет эффективна при реализации следующих условий
1.Применение комплекса методик для развития внимания,
произвольности поведения и снятия психологического напряжения;
2.Единство коррекционных воздействий школьной психологической
службы и родителей гиперактивных детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение гиперактивности младших школьников 7
1.1. Психологические особенности младших школьников 7
1.2 . Изучение гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов 10
1.3. Психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности 12
Выводы по I главе 17
Глава II. Диагностика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Выявление гиперактивности у детей в условиях начальной школы 19
2.2. Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми 27
2.3. Оценка результатов коррекционной программы 31
Выводы по II главе 35
Заключение 36
Рекомендации родителям и педагогам по коррекционной работе с гиперактивными детьми 39
Литература 43
Приложение 46

Вложенные файлы: 1 файл

нужная курсовая.docx

— 108.09 Кб (Скачать файл)

Лечение СДВГ носит комплексный характер и включает в себя методы модификации поведения с помощью специально разработанных алгоритмов для родителей и педагогов, приёмов психологической коррекции, психотерапии, медикаментозной терапии, а также немедикаментозных методик.                         

         Если коррекционная работа с  гиперактивным ребенком проводится  настойчиво и последовательно  с первых лет его жизни, то  можно ожидать, что к 6-7 годам проявления  синдрома будут преодолены. В  противном случае, поступив в  школу, гиперактивный ребенок столкнется  с еще более серьезными трудностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Диагностика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

 

         2.1. Выявление гиперактивности у детей в условиях начальной школы.

     На этапе  эмпирического исследования ставим  следующие задачи:

  1. Выявление младших школьников с синдромом гиперактивности;
  2. Апробация коррекционной программы;
  3. Оценка результатов коррекционной программы.

Базой исследования стала НОУ школа-интернат№14 ОАО «РЖД» г.Миасса. В эксперименте принимали участие 28 школьников в возрасте 8 лет, а также их родители и классные руководители.

     Этапы эмпирического  исследования:

  1. Подготовительный – определение критериев подбор методик диагностики гиперактивности;
  2. Диагностический – выявление учащихся с синдромом гиперактивности;
  3. Коррекционный – организация программы коррекции гиперактивности среди младших школьников;
  4. Контрольный – проведение повторной диагностики с целью оценки эффективности коррекционных мероприятий.

В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике использовали стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в четвёртом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-IV)» в 1994 г. Согласно этому руководству диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность [3,32].

     Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

     Измерение нарушения внимания:

    1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.
    2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
    3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    4. Не может до конца закончить поставленную задачу.
    5. Слушает, но кажется что не слышит.
    6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
    7. Плохо организован.
    8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты).
    9. Забывчив.

Измерение гиперактивности:

  1. Ребёнок суетлив.
  2. Не способен усидеть на одном месте.
  3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится на своём месте).
  4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Всегда нацелен на движение.
  6. Болтлив.
  7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.
  8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1 измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной активности (т.е. шети и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».

  При диагностике необходимо  также обратить внимание на  то, что симптомы расстройства  должны:

    • появляться до 8 лет,
    • наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);
    • не должны проявляться на фоне общего расстройства развития и других каких-либо нервно-психических расстройств;
    • должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

                      На основе вышеперечисленных  критериев Брязгуновым И.П. и Касатиковой  Е.В. были составлены анкеты для  родителей и педагогов (Приложения  1 и 2). Исследование проходило в НОУ школе – интернат№14 г. Миасса. В исследовании участвовали родители и учащиеся 2 класса в количестве 28 человек, а также классный руководитель.

         Анкетирование родителей детей  для выявления симптомов гиперактивного  поведения у ребёнка выполняется  следующим образом: родителям предлагается  анкета в виде таблицы. Она  содержит перечень вопросов, которые  могут наблюдаться при гиперактивном  поведении. Принимается только ответ «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов). Анализ результатов ответов респондентов (таб.1) показал, что у 5 учащихся были выявлены признаки СДВГ.

 

 

Таблица 1

Результаты тестирования родителей

(выявление признаков  гиперактивного поведения у ребенка)

 

№ п/п

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Баллы

1.

А.Оля

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

0

8

2.

А. Вадим

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

3

3.

А. Антон

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

9

4.

Б. Соня

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

10

5.

Б.Саша

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

5

6.

В.Паша

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

4

7.

В. Настя

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

5

8.

Г. Ира

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

2

9.

З. Таня

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

3

10.

К. Дима

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

11

11.

К. Вова

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

0

6

12.

К. Максим

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

5

13.

М. Андрей

1

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

7

14.

М. Паша

0

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

4

15.

М. Илья

0

1

1

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

7

16.

М. Егор

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

12

17.

Н, Антон

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

0

5

18.

П. Денис

1

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

4

19.

П. ВАня

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

7

20.

Р. Игорь

1

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

0

6

21.

С. Света

0

1

0

1

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

6

22.

С. Вика

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

6

23.

С. Стас

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

13

24.

Т. Данила

1

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

3

25.

Т. Ксюша

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

0

6

26.

Т. Инна

0

0

0

0

0

1

1

1

0

1

0

0

0

0

4

27.

Ф. Илья

1

1

0

1

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

7

28.

Ф. Рома

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

6


 

 

Анкетирование педагогов выполняется следующим образом. Педагогам, также предлагается анкета с перечнем вопросов. При наличии симптома педагог отмечает степень выраженности его в баллах:

0 – отсутствие признака, 1 – присутствие в незначительной  степени, 2 – присутствие в умеренной  степени, 3 – присутствие в выраженной  степени.

Обработка результатов, если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, то обследуемого ребенка определяют в группу риска развития синдрома.

По результатам ответов респондентов (Таб.2) признаки гиперактивности были выявлены у 5 учащихся.

Таблица 2

 

Результаты анкетирования педагогов

(выявление гиперактивного  поведения у ребенка)

 

№ п/п

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

баллы

1.

А.Оля

0

1

1

2

1

1

0

1

0

0

7

2.

А. Вадим

1

0

3

1

0

1

0

1

1

0

8

3.

А. Антон

3

1

1

1

3

3

1

2

1

1

17

4.

Б. Соня

3

1

1

2

3

3

1

2

1

1

18

5.

Б.Саша

2

2

0

2

1

1

0

1

0

0

9

6.

В.Паша

2

2

0

1

1

1

1

2

0

0

10

7.

В. Настя

2

1

0

2

2

0

1

1

0

0

9

8.

Г. Ира

1

1

0

0

1

1

1

0

3

0

8

9.

З. Таня

1

1

0

2

0

1

0

2

3

0

10

10.

К. Дима

3

3

1

1

3

1

1

3

0

0

16

11.

К. Вова

1

1

0

2

1

1

1

1

2

0

10

12.

К. Максим

2

2

0

1

2

1

1

1

1

0

11

13.

М. Андрей

1

2

0

1

1

1

1

0

0

0

7

14.

М. Паша

2

2

0

0

2

1

1

0

1

0

9

15.

М. Илья

2

3

1

0

1

0

0

0

1

2

10

16.

М. Егор

3

3

1

2

3

3

1

0

0

0

16

17.

Н. Антон

2

2

0

1

1

1

0

2

0

1

10

18.

П. Денис

2

3

0

1

1

1

0

1

1

0

11

19.

П. Ваня

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

6

20.

Р. Игорь

2

2

0

1

1

0

1

2

2

0

11

21.

С. Света

1

2

0

1

1

2

0

3

0

0

10

22.

С. Вика

1

1

0

2

1

1

0

0

1

0

7

23.

С. Стас

3

3

0

1

3

3

2

3

0

0

18

24.

Т. Данила

2

2

0

0

2

2

0

0

2

0

10

25.

Т. Ксюша

1

1

1

1

1

0

0

2

0

1

8

26.

Т. Инна

2

2

0

0

2

2

1

0

0

0

9

27.

Ф. Илья

2

2

0

1

2

1

0

0

0

0

8

28.

Ф. Рома

3

2

0

1

2

2

1

0

1

0

12


 

 

Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению использовались следующие методики:

  1. Методика «Да и Нет» использовалась для диагностики степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени склонности к гиперактивному поведению.

Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается поиграть в игру, где ведущий будет задавать вопросы, а ребенок, отвечая на них, не должен произносить слова «Да» и «Нет».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются два слова «Да» и «Нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми слов таких как «ага», «неа» и т.п. в качестве ошибки не считается.

При обработке результатов методики «Да и Нет» (Таб. 3) склонность к гиперактивному поведению была выявлена у 5 учащихся.

Таблица 3

Результаты методики «Да и Нет» по каждому испытуемому

 

№ п/п

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

баллы

1.

А.Оля

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

5

2.

А. Вадим

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

4

3.

А. Антон

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

7

4.

Б. Соня

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

6

5.

Б.Саша

0

0

0

1

1

0

0

0

1

0

3

6.

В.Паша

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

4

7.

В. Настя

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

4

8.

Г. Ира

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

4

9.

З. Таня

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

4

10.

К. Дима

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

6

11.

К. Вова

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

2

12.

К. Максим

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

3

13.

М. Андрей

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

5

14.

М. Паша

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

4

15.

М. Илья

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

4

16.

М. Егор

0

0

1

0

1

0

1

1

1

1

6

17.

Н. Антон

0

0

0

0

1

1

0

1

0

1

4

18.

П. Денис

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

5

19.

П. Ваня

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

6

20.

Р. Игорь

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

3

21.

С. Света

0

0

0

1

1

1

0

1

0

1

5

22.

С. Вика

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

5

23.

С. Стас

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

6

24.

Т. Данила

1

0

0

0

0

1

0

0

1

0

3

25.

Т. Ксюша

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

5

26.

Т. Инна

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

27.

Ф. Илья

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

2

28.

Ф. Рома

1

1

0

1

0

0

1

0

1

0

5

Информация о работе Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста