Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа
Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Методологическая основа исследования: теория К. Хорни о влиянии социальной ситуации на формирование невротических форм поведения личности, Бодалева А. А. о роли семьи в формировании личности ребенка и др.
Материалы
данной курсовой работы могут быть
полезны педагогам, воспитателям, психологам
образования.
Глава 1. Изучение личностных особенностей старших дошкольников на теоретической основе.
1.1 Развитие интеллектуальной сферы личности старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной сферы личности ребенка.
В
старшем дошкольном возрасте ведущее
значение приобретает наглядно-образное
мышление. К наглядно-действенному
мышлению старшие дошкольники
От
младшего к старшему дошкольному
возрасту внимание детей прогрессирует
одновременно по многим различным характеристикам.
Расширяется его объем, происходит переход
к произвольному вниманию, развивается
его устойчивость. Развитие памяти в старшем
дошкольном возрасте также характеризуется
постепенным переходом от непроизвольного
и непосредственного к произвольному
и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
В младшем и среднем дошкольном возрасте
у детей трех-четырех лет запоминание
и воспроизведение в естественных условиях
5
развития памяти. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.
Основные приобретения в развитии воображения и памяти старшего дошкольника – овладение активным воображением и произвольным запоминанием. Старший дошкольный возраст – возраст, в котором активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
Приобретая
активный характер, воссоздающее воображение
ребенка значительно полнее и
точнее, чем раньше, воспроизводит
действительность. Ребенок перестает
путать действительное и вымышленное,
реальное и фантастическое. Когда воображение
не воссоздает заданное описание или изображение,
а направляется па построение собственного
замысла, оно приближается к творческому
воображению взрослого. В отличие от него
воображение ребенка не участвует, однако,
в создании общественно ценных
6
продуктов труда. Это – творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Вместе с тем оно имеет большое, значение для развития самих действий воображения, подготовки к настоящему творчеству в будущем. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — воcприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.
Основные средства, которыми овладевает ребенок - дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника — обобщение собственного чувственного опыта, то есть эмпирическое обобщение. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по- своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. К возрасту 5 — 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка.
Таким
образом, познавательная сфера ребенка
старшего дошкольного возраста в целом
характеризуется переходом к произвольности
всех процессов, от восприятия до мышления.
Детский интеллект уже в старшем дошкольном
возрасте функционирует на основе принципа
системности.
1.2 Особенности мотивационно - потребностной сферы личности старшего дошкольника.
Развитие личности и деятельности старшего дошкольника характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. У детей возникает ощущение «взрослости» а на его основе - стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь
на характерную для старших
Высшей
формой самостоятельности детей
является творчество. Как никогда велика
познавательная активность и интерес
старших дошкольников. Её развитию должна
способствовать вся атмосфера жизни детей.
Обязательным элементом образа жизни
старших дошкольников является участие
в разрешении проблемных ситуаций, в проведении
элементарных опытов, в развивающих играх,
головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок,
простейших механизмов и моделей. Старшие
дошкольники начинают проявлять интерес
к будущему школьному обучению. У ребенка
начинает складываться интерес к новой
социальной позиции («Хочу стать
8
школьником»),
это происходит параллельно с
ощущением роста своих
Старший
дошкольный возраст является наиболее
ответственным этапом в развитии
механизмов поведения и деятельности,
в становлении личности дошкольника
в целом. Новые черты появляются
у детей во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками. Дети активно проявляют
интерес к содержательному общению со
взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное
суждение продолжают играть серьезную
роль в поведении. К
концу дошкольного детства обнаруживаются
самые разнообразные виды мотивов: игровые
мотивы; мотивы, связанные с интересом
детей к миру взрослых; мотивы установления
и сохранения положительных взаимоотношений
со взрослыми и другими детьми; познавательные,
соревновательные, общественные, нравственные
мотивы; мотивы самолюбия и самоутверждения.
Мотивы приобретают характер обобщенных
намерений, начинают осознаваться. Появляется
возможность исполнения обещания. Деятельность
в дошкольном возрасте побуждается и направляется
уже не отдельными, не связанными между
собой мотивами, а их системой. Столкновение
тенденции к непосредственному действию
и действия по образцу или по требованию
взрослого приводит к возникновению соподчинения
мотивов, к выделению главных и второстепенных
мотивов. Иерархия мотивов означает появление
волевого поведения, что придает выраженную
направленность всему поведению. Растущая самостоятельность
и осознанность поведения приводят к развитию
способности руководствоваться в поступках
усвоенными нравственными нормами. По
мнению Выготского Л.С., у ребенка, достигшего
старшего дошкольного возраста возникают
внутренние «этические инстанции», которые
начинают определять поступки старшего
дошкольника
— происходит усвоение этических норм,
моральных чувств, следование идеальным
образцам во
9
взаимоотношениях с другими людьми [4]. Потребность быть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям — лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого — и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка. К концу дошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (А. Н. Леонтьев). Если раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее, с удовольствием выслушивал похвалу или получал угощение, то теперь незаслуженная награда («за неудачу») только огорчает, конфета становится «горькой».