Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 209.63 Кб (Скачать файл)
     49
     В системе ребенок – сверстник  в рамках неорганизованной деятельности дети из полных семей чаще первыми идут на контакт, старшие дошкольники из неполных семей охотнее признают устанавливаемые правила, а также более склонны к самостоятельной деятельности.
Рисунок 5
Взаимодействие  в системе Ребенок-Взрослый
в рамках деятельности в режимные моменты
     При анализе полученных данных, можно сделать вывод о том, что наибольшие различия  среди двух групп испытуемых в рамках деятельности в режимные моменты выражены по факторам признания правил, установленных взрослым и установлению дружеских отношений с ним. Дети из полных семей лучше устанавливают контакт со взрослым и принимают установленные правила.
Рисунок 6
Взаимодействие  в системе Ребенок-Родитель
в рамках деятельности в режимные моменты
 
 
 
 

50

    

     Взаимодействие  Ребенок - Родитель в деятельности в  режимные моменты отличается тем, что  дети из полных семей более восприимчивы к замечаниям и просьбам родителей, нежели ребята из неполных семей.

     Рисунок 7

Взаимодействие  в системе Ребенок-Сверстник
в рамках деятельности в режимные моменты

     

     При анализе полученных данных, можно  сделать вывод, что дети из полных семей в рамках деятельности в  режимные моменты успешнее устанавливают  дружеские отношения со сверстниками и стремятся к улаживанию конфликтов, чем испытуемые из неполных семей. 

     51

     Таким образом, в результате проведения диагностики были выявлены различия в поведении испытуемых в ситуации различного вида деятельности. Установлено, что дети из полных семей в рамках организованной деятельности чаще действуют сообща со взрослым, принимают помощь взрослого, устанавливают дружеские отношения с взрослым, нежели дети из неполных семей. В то же время данная группа испытуемых реже участвует в конфликтах со взрослым. При взаимодействии со сверстниками лучше устанавливают контакт и действуют сообща с ними, в отличие от ребят из неполных семей.  В то же время испытуемые из неполных семей более охотно  действуют под руководством сверстника, склонны подчинять свое поведение установленным правилам. Следует также отметить, что старшие дошкольники из семей различного типа одинаково неохотно подчиняют свои интересы интересам сверстника, и положительно относятся к предлагаемой со стороны сверстников помощи.

     В неорганизованной деятельности при  взаимодействии ребенка со взрослым дети из полных семей чаще проявляют инициативу, чем испытуемые из  неполных семей. При взаимодействии со сверстниками дети из полных семей чаще первыми идут на контакт, старшие дошкольники из неполных семей охотнее признают устанавливаемые правила, а также более склонны к самостоятельной деятельности, чем к деятельности в коллективе.

       В рамках деятельности в режимные моменты выражены различия по факторам признания правил, установленных взрослым и установлению дружеских отношений с ним. Дети из полных семей лучше устанавливают контакт со взрослым и принимают установленные правила. Также дети из полных семей более восприимчивы к замечаниям и просьбам родителей, нежели ребята из неполных семей. Таким образом, можно отметить следующие особенности: дети из полных семей в целом лучше идут на контакт со взрослым и ровесниками, они более инициативны не зависимо от вида деятельности, чаще занимают лидирующие позиции. Дети из неполных

52

семей склонны к самостоятельности  в деятельности, но лучше принимают  установленные правила от взрослого (воспитателя, родителя), чем от сверстника.

     На  втором этапе проводилось обследование индивидуального профиля социального развития ребенка - дошкольника, а также диагностика усвоения социальной информации ребенком дошкольником, с использований методик, разработанных Юдиной Е.Г., Степановой Г.Б. Результаты представлены на рисунках 8-10, а также в приложении 3.

Результаты  обследования индивидуального  профиля социального  развития ребенка-дошкольника
Рисунок 8
 Усредненные личностные профили детей из полных и неполных семей
     Сравнив средние личностные профили детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей, мы сделали следующие выводы:
  • В целом  профиль старших дошкольников из полных семей сдвинут в сторону  положительных оценок, то есть их социализация в целом проходит успешно. Отрицательные значения признаков не достигают своих максимальных пределов, нет ни одного показателя, который имел бы ярко выраженное отрицательное значение.
 

                      53

  • Средний личностный профиль испытуемых из неполных семей отличается неравномерностью, большим разбросом средних значений. Выражены  два отрицательных максимума: большинство детей из данной группы испытуемых не любят больших групп детей, а также в основном ориентируются на свои интересы и не склонны жертвовать ими ради других. Кроме этого, на профиле выражены положительные максимумы также по двум параметрам: дети из неполных семей успешно действуют под руководством взрослых и легко принимают от взрослых предлагаемую помощь.
  • При сравнении показателей по графикам двух групп испытуемых достоверные различия были получены по параметрам 6 и 9 (см. приложение 2). Старшие дошкольники из полных семей более общительны и контактны со сверстниками, чем дети из неполных семей, а также более склонны к лидерскому поведению, чем испытуемые из неполных семей.

    Результаты  диагностики усвоения социальной информации ребенком – дошкольником.

                     Рисунок 9

54
Уровень усвоения социальной информации детьми –  дошкольниками,
воспитываемых в полных семьях
        

     В структуре социальной информации, усваиваемой  ребенком - дошкольником у детей  из полных семей наиболее выражены знание правильной речи (у 70% испытуемых), знание видов трудовой деятельности взрослых (у 70% испытуемых), знание детской  литературы (у 70% испытуемых). В то же время 10 % испытуемых не имеют представлений  о жизни за пределами детского сада, а также о традициях своей семьи, и общества за пределами детского сада и дома. В целом диаграмма показывает, что большая часть испытуемых успешно проходит социализацию. 

                           55

                           Рисунок 10

Уровень усвоения социальной информации детьми – дошкольниками, воспитываемых в неполных семьях
  

     По  сравнению со старшими дошкольниками  из полных семей во второй группе испытуемых, не обнаруживающих  некоторые аспекты  социальной информации больше (20% дошкольников), в тоже время обширный словарный  запас выражен у 80% испытуемых второй группы. Спектр необнаруживаемых параметров шире, чем у испытуемых первой группы (7 из 9 предложенных параметров фигурируют как не обнаруживаемые у отдельных испытуемых из неполных семей, среди испытуемых из полных семей таких параметров 5).

     56

     На  третьем этапе мы провели диагностику типа самооценки с использованием методики «Лесенка» Щур В.Г.и уровня тревожности испытуемых с применением методики Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. Результаты представлены на рисунках11,12.

Результаты  диагностики типа самооценки дошкольника  с использованием методики «Лесенка»
Рисунок 11
Типы  самооценки у дошкольников,
воспитывающихся в полных и неполных семьях

     По  результатам проведенного исследования было выявлено, что в группе испытуемых из неполных семей выражена группа детей с заниженной самооценкой (у 60% испытуемых). Это может свидетельствовать о неблагоприятном эмоциональном состоянии ребенка, так как для данного возраста нормой является некоторое завышение самооценки. Так же данные показатели могут свидетельствовать о заниженном уровне притязаний детей, их неуверенности в собственных силах. Завышенная  и неадекватно

завышенная  самооценка выявлена у 10% испытуемых, адекватная – у 20%. В группе испытуемых из полных семей также выявлены дети с низкой самооценкой (30%), но их меньше, чем в  первой группе. Кроме этого, количество дошкольников с завышенной, неадекватно  завышенной и адекватной самооценкой  значительно больше – по 30%.

57
Результаты  диагностики уровня тревожности с  помощью методики Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена
Рисунок 12
Уровень тревожности у дошкольников, воспитывающихся
в полных и неполных семьях

     При проведении количественного анализа полученных результатов было выявлено, в группах испытуемых отсутствуют старшие дошкольники с низким уровнем тревожности. В тоже время в группе испытуемых из неполных семей количество детей с высоким уровнем тревожности достоверно превосходит аналогичный процент в группе испытуемых из полных семей. Среди старших дошкольников из неполных семей высокий уровень тревожности выявлен у 70% испытуемых, в группе из полных семей – у 10%.

      При проведении качественного анализа  полученных данных были выявлены различия в ситуациях, связанных с тревожными переживаниями ребенка. Дети из полных семей выделяют ситуации, связанные с режимными моментами в детском саду (у 30% испытуемых), старшие дошкольники из неполных семей выделяют ситуации, связанные с общением со сверстниками (у 40% испытуемых).      

     Таким образом, можно отметить следующие  особенности: дети из полных семей в  целом лучше идут на контакт со взрослым и ровесниками, они более инициативны не зависимо от вида деятельности, чаще занимают лидирующие позиции. Дети из неполных семей склонны к самостоятельности в деятельности, но лучше принимают установленные

     58

правила от взрослого (воспитателя, родителя), чем от сверстников. Также следует отметить, что социализация старших дошкольников проходит успешнее, равномернее, чем социализация испытуемых из неполных семей. Отрицательные значения признаков не достигают своих максимальных пределов, нет ни одного показателя, который имел бы ярко выраженное отрицательное значение.

     Средний личностный профиль испытуемых из неполных семей отличается неравномерностью, большим разбросом средних значений. Большинство детей из данной группы испытуемых не любят больших групп детей, а также в основном ориентируются на свои интересы и не склонны жертвовать ими ради других. В то же время дети из неполных семей успешнее детей из полных семей действуют под руководством взрослых и легко принимают от взрослых предлагаемую помощь.

     Старшие дошкольники из полных семей более  общительны и контактны со сверстниками, чем дети из неполных семей, а также  более склонны к лидерскому поведению, чем испытуемые из неполных семей. В структуре социальной информации, усваиваемой ребенком - дошкольником у детей из полных семей наиболее выражены знание правильной речи (у 70% испытуемых), знание видов трудовой деятельности взрослых (у 70% испытуемых), знание детской литературы (у 70% испытуемых). В то же время 10 % испытуемых не имеют представлений о жизни за пределами детского сада, а также о традициях своей семьи, и общества за пределами детского сада и дома.

     Среди испытуемых из неполных семей выражена группа детей с заниженной самооценкой (у 60% испытуемых). Это может свидетельствовать о неблагоприятном эмоциональном состоянии ребенка, так как для данного возраста нормой является некоторое завышение самооценки. Так же данные показатели могут свидетельствовать о заниженном уровне притязаний детей, их неуверенности в собственных силах. Завышенная  и неадекватно завышенная самооценка выявлена у 10%

     59

испытуемых, адекватная – у 20%. В группе испытуемых из полных семей также выявлены дети с низкой самооценкой (30%), но их меньше, чем в первой группе. Кроме этого, количество дошкольников с завышенной, неадекватно завышенной и адекватной самооценкой значительно больше – по 30%. Процентная доля испытуемых из неполных семей (N=10), имеющих низкую самооценку на достоверном уровне превосходит аналогичную процентную долю среди испытуемых из полных семей (N=10). ( φ эмп. = 1,68, p > 0,05, n1 = 10, n2 = 10).

     Особенностью  эмоциональной сферы личности испытуемых является то, что в обеих группах испытуемых отсутствуют старшие дошкольники с низким уровнем тревожности. В тоже время в группе испытуемых из неполных семей количество детей с высоким уровнем тревожности достоверно превосходит аналогичный процент в группе испытуемых из полных семей. Среди старших дошкольников из неполных семей высокий уровень тревожности выявлен у 70% испытуемых, в группе из полных семей – у 10%.  Было выявлено, что процентная доля испытуемых из неполных семей с высокой тревожностью (N=10) достоверно превосходит аналогичную процентную долю среди испытуемых из полных семей (N=10). (φ эмп. = 2,38, p > 0,01, n1 = 10, n2 = 10).

      При проведении качественного анализа  полученных данных были выявлены различия в ситуациях, связанных с тревожными переживаниями ребенка. Дети из полных семей выделяют ситуации, связанные с режимными моментами в детском саду (у 30% испытуемых), старшие

Информация о работе Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей