Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 209.63 Кб (Скачать файл)

дошкольники из неполных семей выделяют ситуации, связанные с общением со сверстниками (у 40% испытуемых). 
 

Заключение
   Поставив в самом начале нашей работы несколько исследовательских задач, мы смогли прийти к следующим выводам:
    Анализ  теоретических источников по проблеме развития личности  ребёнка старшего дошкольного возраста позволяет  говорить нам об интенсификации развития всех личностных сфер.
    Данный  возраст также характеризуется  тем, что к концу дошкольного  возрастного периода общение  ребенка со взрослым становится внеситуативно - личностным. Специфика общения со сверстниками заключается в его значимости для построения представления ребенка о самом себе.
    Теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи  на личностные особенности ребенка  старшего дошкольного возраста позволил выявить ведущюю роль семьи в процессе социализации личности. Она обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

    Большинство отечественных и зарубежных психологов подчеркивают, что внутренние процессы, протекающие в семье, существенно  влияют на личностное своеобразие ребенка, воспитывающегося в ней. Было также  выявлено, что по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста из полных семей детям из неполных семей для их полноценного психического развития чаще не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми. Отсутствие одного из родителей, чаще, чем в полной семье, может привести к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

     Результаты  эмпирического исследования подтверждают теоретические выводы. Дети из полных семей в целом лучше идут на контакт со взрослым и

                                                                        61

ровесниками, они более инициативны не зависимо от вида деятельности, чаще занимают лидирующие позиции. Дети из неполных семей склонны к самостоятельности в деятельности, но лучше принимают установленные правила от взрослого (воспитателя, родителя), чем от сверстников. Также следует отметить, что социализация старших дошкольников проходит успешнее, равномернее, чем социализация испытуемых из неполных семей. Среди испытуемых из неполных семей выражена группа детей с заниженной самооценкой. Это может свидетельствовать о неблагоприятном эмоциональном состоянии ребенка, так как для данного возраста нормой является некоторое завышение самооценки. Так же данные показатели могут свидетельствовать о заниженном уровне притязаний детей, их неуверенности в собственных силах. В группе испытуемых из полных семей также выявлены дети с низкой самооценкой (30%), но их меньше, чем в первой группе. Эмоциональная сфера детей из неполных семей сотличается высокой степенью тревожности (у 70%). Среди испытуемых из полных семей высокая тревожность выявлена у 10%.

           При проведении качественного  анализа полученных данных были выявлены различия в ситуациях, связанных  с тревожными переживаниями ребенка. Дети из полных семей выделяют ситуации, связанные с режимными моментами  в детском саду (у 30% испытуемых), старшие дошкольники из неполных семей выделяют ситуации, связанные  с общением со сверстниками (у 40% испытуемых).

     Таким образом, цель и задачи работы раскрыты, подтвердилась рабочая гипотеза о том, что личностные особенности старших дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях будут отличаться. 
 

     Библиографический список использованной литературы

  1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
  2. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 2000.
  3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, М.: АПН СССР. – 1968.
  4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - 3-е изд. - М.: Просвещение. – 1991.
  5. Гребенников, И.В. Семья: воспитательные возможности. – М.: Знание, 1985.
  6. Кон ,И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.
  7. Кон,  И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967.
  8. Кон,  И.С. Ребенок и общество. - М.: Политиздат, 1988.
  9. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  10. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2003.
  11. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999.
  12. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье. -М.: ВЛАДОС, 2006.
  13. Першина, Л. А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – 2 изд. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.
  14. Покатаева, М.В./ Качественная характеристика ситуации развития ребёнка в современной семье // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 2.
  15. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
  16. Семья и формирование личности / Под ред. Бодалева А. А.- М.: Просвещение, 1989.
  17. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности. -М.: Мысль, 1987.

                      63

  1. Фурманов, И. А., Аладьин, А. А., Фурманова, Н. В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. Книга для психологов. - Минск, 1998.
  2. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000.
  4. Юдина, Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2006.
  5. http://www.myword.ru (Дата обращения 24.10.09)

Информация о работе Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей