Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа
Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
дошкольники
из неполных семей выделяют ситуации,
связанные с общением со сверстниками
(у 40% испытуемых).
Большинство отечественных и зарубежных психологов подчеркивают, что внутренние процессы, протекающие в семье, существенно влияют на личностное своеобразие ребенка, воспитывающегося в ней. Было также выявлено, что по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста из полных семей детям из неполных семей для их полноценного психического развития чаще не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми. Отсутствие одного из родителей, чаще, чем в полной семье, может привести к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Результаты эмпирического исследования подтверждают теоретические выводы. Дети из полных семей в целом лучше идут на контакт со взрослым и
ровесниками, они более инициативны не зависимо от вида деятельности, чаще занимают лидирующие позиции. Дети из неполных семей склонны к самостоятельности в деятельности, но лучше принимают установленные правила от взрослого (воспитателя, родителя), чем от сверстников. Также следует отметить, что социализация старших дошкольников проходит успешнее, равномернее, чем социализация испытуемых из неполных семей. Среди испытуемых из неполных семей выражена группа детей с заниженной самооценкой. Это может свидетельствовать о неблагоприятном эмоциональном состоянии ребенка, так как для данного возраста нормой является некоторое завышение самооценки. Так же данные показатели могут свидетельствовать о заниженном уровне притязаний детей, их неуверенности в собственных силах. В группе испытуемых из полных семей также выявлены дети с низкой самооценкой (30%), но их меньше, чем в первой группе. Эмоциональная сфера детей из неполных семей сотличается высокой степенью тревожности (у 70%). Среди испытуемых из полных семей высокая тревожность выявлена у 10%.
При проведении качественного
анализа полученных данных были выявлены
различия в ситуациях, связанных
с тревожными переживаниями ребенка.
Дети из полных семей выделяют ситуации,
связанные с режимными
Таким
образом, цель и задачи работы раскрыты,
подтвердилась рабочая гипотеза
о том, что личностные особенности старших
дошкольников, воспитывающихся в полных
и неполных семьях будут отличаться.
Библиографический список использованной литературы
63