Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 209.63 Кб (Скачать файл)
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
2.1. Организация и  методы исследования.
     В соответствии с целью и гипотезой, выдвинутой в работе, были сформулированы задачи эмпирического исследования:    
  • Сформировать  и охарактеризовать выборку испытуемых.
  • Подобрать и апробировать комплекс диагностических  процедур, направленных на изучение личностных особенностей старшего дошкольного возраста, эмоциональной сферы, уровня социально-психологической адаптированности, уровня социального развития.
  • Провести  количественный и качественный анализ полученных результатов, сравнить личностные особенности, социально - психологическую адаптированность и уровень социального развития, а также особенности эмоциональной сферы личности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
  • Проверить достоверность полученных результатов  методами математической обработки (угловое преобразование Фишера), подвести итоги исследования.
     Экспериментальная часть исследования проводилась  в декабре-феврале 2009\2010 года. Эмпирическую базу исследования составили воспитанники подготовительной к школе группы МДОУ №54 города Владимира. Возраст  испытуемых 5-6 лет. Всего в группе 24 ребенка, из них 10 детей из неполных семей и 14 из полных. Для эмпирического исследования было сформировано две группы: первая – это 10 детей из неполных семей и вторая -10 выбранных в случайном порядке детей из полных семей. На протяжении длительного времени дети находятся в одной группе детского сада, включены в одну систему воспитания и развития.
      Эксперимент проводился в нескольких этапов. На первом этапе был исследован уровень социально – психологической адаптации ребенка в
                                                                        42
группе  детского сада. На втором этапе проводилось обследование индивидуального профиля социального развития ребенка - дошкольника, а
также диагностика усвоения социальной информации ребенком. На третьем этапе мы провели  диагностику типа самооценки и уровня тревожности испытуемых. На заключительном этапе проведён сравнительный анализ результатов, полученных в обеих группах, рассмотрена достоверность различий.
     В эмпирическом исследовании темы был  использован следующий блок методик: Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада Юдиной Е.Г. [21], Индивидуальный профиль социального развития ребенка Юдиной Е.Г., Степановой Г.Б. [21], Определение усвоения социальной информации ребенком - дошкольником Юдиной Е.Г., Степановой Г.Б. [21], методика «Лесенка» Щур В.Г.[21], детский тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена.  [21].
  • Детский тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена.
     Тест  позволяет исследовать тревожность  ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения  с другими людьми. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, в школе.
     Методика  Теммла-Дорки-Амена включает в себя стимульный материал, состоящий из 14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено
                                                                        43
улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).
     При обработке результатов психолог подсчитывает общее количество, выбранных  ребенком «улыбающихся лиц» и «печальных». Чем выше количество «улыбающихся лиц», тем ниже уровень индекса тревожности  ребенка.
     Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго определенном порядке один за другим. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию и одним предложением описывает ситуацию на картинке. Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу. Количественный анализ позволяет определить индекс тревожности ребенка, а качественный – определить конкретные ситуации, в которых ребенок проявляет наибольший уровень тревожности.
     В методике используются рисунки, которые  могут иметь двоякое толкование. Они несут основную «проективную»  нагрузку, т. е. то, какой эмоциональный  смысл придает им ребенок, что  и будет указывать на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.
  На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
  • Методика «Лесенка» Щур В.Г.
   Методика  предназначена для изучения самооценки дошкольника и измеряет уровень  ее адекватности. Диагностика проводится индивидуально. Ребенку предъявляют  лист бумаги с нарисованной на нем  лесенкой с семью ступенями, где  средняя ступенька имеет вид  площадки, и объясняют задание.
Затем испытуемому дается следующая инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На ней разместили всех детей на свете. На верхней ступеньке стоят
                                                                        44
самые хорошие дети, потом хорошие, потом  не очень хорошие, потом нехорошие  дети, потом плохие и потом самые  плохие. Покажи, на какой ступеньке  стоишь ты». Далее ребенку предлагается определить, куда его поставят мама, папа, друзья и т.д. Применяются шкалы с различными характеристиками, например, «умный - глупый», «добрый - злой» и т.д. при анализе результатов необходимо учитывать следующее: для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый добрый и т.п.). Низкие самооценки указывают на наличие внутриличностных и межличностных конфликтов.
     В процессе обследования нужно учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует  свой выбор. Если ребенок не дает никаких  объяснений, ему задают уточняющие вопросы: «почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
  • Обобщенная  схема наблюдения и оценки социального  развития ребенка в группе детского сада.
   Данная  методика представляет собой одну из схем фиксации, которая отражает результаты наблюдений за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, развлекательной) и свободной игры. Схема наблюдения составлена Юдиной Е.Г. Во всех перечисленных ситуациях имеет место, как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие с окружающими, взрослыми и сверстниками. Выделение этих моментов определяется тем, что они соответствуют распорядку дня детского сада и не предполагают создания каких-то специальных экспериментальных ситуаций.
   В данной схеме наблюдения используется 3-балльная шкала (3- обычно, 2-иногда,1- очень  редко). Схема наблюдения включает в  себя 15 утверждений, которые предлагается рассмотреть в ситуации деятельности в режимные моменты, организованной деятельности и неорганизованной деятельности. Учитывается также система общения, в которую включен ребенок: ребенок-родитель, ребенок-воспитатель, ребенок –  сверстник. По результатам 
                                                                        45
наблюдений  за поведением ребенка составляется обобщенный профиль социального  развития дошкольника. При необходимости  выводится усредненный профиль  по группе.
  • Усвоение  социальной информации ребенком-дошкольником.
   Методика  представляет собой схему наблюдения, авторы Юдиной Е.Г., Степановой Г.Б. Разработчики исходили из того, что усвоение детьми социального опыта не исчерпывается знанием норм и требований, предъявляемых ближайшим окружением. Сфера культурных и социальных традиций большого мира также осваивается ребенком - дошкольником в процессе его взаимодействия с другими людьми. Данная методика позволяет оценить, насколько ребенок освоил социум. Она позволяет изучить личностные ожидания ребенка в общении с взрослым. Представления ребенка оцениваются в 3-балльной шкале по девяти параметрам с помощью экспертной оценки воспитателей и психолога.
   Сочетание данных методик обусловлено возрастом  испытуемых, а также отвечает целям  и задачам данной работы.
2.2. Исследование личностных  особенностей детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
     На  первом этапе был исследован уровень социально – психологической адаптации ребенка в группе детского сада при помощи обобщенной схемы наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада.
     Результаты  диагностики представлены на рисунках 1-7, а также в приложении 1.
Результаты  диагностики по обобщенной схеме наблюдений и оценки социального  развития ребенка  в группе детского сада.
Рисунок  1 
Взаимодействие  в системе Ребенок-Взрослый
в рамках организованной деятельности
     Полученные  данные свидетельствуют о том, что  дети из полных семей в рамках учебной, игровой, спортивной деятельности, организованной взрослым человеком в целом чаще действуют сообща с ним, принимают помощь взрослого, устанавливают дружеские отношения с взрослым, нежели дети из неполных семей. В то же время данная группа испытуемых реже участвует в конфликтах со взрослым. По другим параметрам
47
взаимодействия ребенка и взрослого в рамках организованной деятельности существенных различий не выявлено.
Рисунок 2
Взаимодействие  в системе Ребенок-Сверстник 
в рамках организованной деятельности
     При аналогичных условиях деятельности старшие дошкольники из полных семей при взаимодействии со сверстниками лучше устанавливают контакт и действуют сообща с ними, в отличие от ребят из неполных семей. В то же время испытуемые из неполных семей более охотно действуют под руководством сверстника, более склонны подчинять свое поведение установленным правилам. Следует также отметить, что старшие дошкольники из семей различного типа одинаково неохотно подчиняют свои интересы интересам сверстника, и положительно относятся к предлагаемой со стороны сверстников помощи. По другим параметрам существенных различий вывялено не было.
                                                                        48
                      Рисунок 3
Взаимодействие  в системе Ребенок-Взрослый
в рамках неорганизованной деятельности
     Под неорганизованной деятельностью рассматривают спонтанную игровую деятельность. Полученные данные свидетельствуют, что при взаимодействии ребенка со взрослым в рамках такого вида деятельности дети из полных семей чаще проявляют инициативу, чем испытуемые из  неполных семей. Другие параметры характеристики не имеют существенных различий.
 Рисунок  4
Взаимодействие  в системе Ребенок-Сверстник 
в рамках неорганизованной деятельности

Информация о работе Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей