Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 209.63 Кб (Скачать файл)

     Именно  на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие  идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту  проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек  не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в  собственные ценности, установки, ориентации.

     Этот  момент преобразования социального  опыта фиксирует не просто пассивное  его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда  результатом ее является не просто прибавка к уже существующему  социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую  ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии.

     При такой интерпретации понятия  социализации достигается понимание  человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта  – это характеристика того, как  среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с  помощью деятельности. Активность позиции  личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему  социальных связей и отношений требует  принятия определенного решения  и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии  деятельности.

                                                                        19

     Таким образом, процесс социализации в  этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные  точки зрения на проблему. Если для  возрастной психологии наиболее интересен  взгляд на эту проблему "со стороны  личности", то для социальной психологии – "со стороны взаимодействия личности и среды". Выделяют несколько стадий социализации личности: дотрудовая, трудовая, посттрудовая.

     На  всех стадиях социализации воздействие  общества на личность осуществляется или непосредственно, или через  группу, но сам набор средств воздействия  можно свести вслед за Ж. Пиаже  к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно  сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему  норм и ценностей посредством  знаков. Те конкретные группы, в которых  личность приобщается к системам норм и ценностей и которые  выступают своеобразными трансляторами  социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление  их роли в процессе социализации опирается  на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

     На  дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я".  

                                                                        20

     Роль  семьи как института социализации, зависит от типа общества, от его  традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую  она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.

     Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает  по своей эмоциональности любое  другое воспитание, т. к. его «проводником»  является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей  к родителям.

     В человеческой культуре фиксируется, какой  должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень  условно. Нормальной можно считать  семью, которая обеспечивает требуемый  минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает  условия для социализации детей  до достижения ими психологической  и физической зрелости. Таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц, существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [15].

     В традиционной семье воспитывается  уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка  в такой семье - способность легко  вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают  традиционные нормы, но испытывают трудности  в создании собственных семей; они  неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления  о должности.

                                                                      21

     В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

     Супружеская (демократическая) семья - это идеальная  семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных - родителей и ребенка. В  семейной жизни всегда учитываются  взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и  обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности  в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может  отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

     Е.А. Личко предложил описание семей по следующим характеристикам:

1. по структурному составу: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);

2. по функциональным особенностям: гармоничная семья, дисгармоничная семья. 

                                                                        22

     Дисгармоничные  семьи бывают разными. Выделяют следующие  причины дисгармонии:

- нет  партнерства между родителями (один  из них доминирует, другой только  подчиняется);

- деструктурированная  семья (нет взаимопонимания между  членами семьи, нет эмоциональной  привязанности и солидарности  между членами семьи в решении  жизненных проблем);

- распадающаяся  семья (доминирование одного члена  семьи с чрезмерной зависимостью  других, жесткая регламентация семейной  жизни, отсутствие эмоциональной  теплоты; все это ведет к  автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

     Социологи различают такие основные формы  семьи, как:

1. нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;

2. расширенная  семья - включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.).

     Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит  жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и  женой .

     Как основной институт социализации семья выполняет ряд функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение); экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям); функция

                                                                       23

поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка).

     Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья  является первичным и необходимым  условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной  личности, поскольку базовые структуры  психики человека формируются преимущественно  на довербальном этапе, в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и требует условий, соответствующих его базовым потребностям. Ребенок, в условиях адекватно функционирующей семьи, оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, имеет комплиментарные образцы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье.

     К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка, о возможности возникновения необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи (И. В. Дубровина, М. И. Лисина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.). Подтверждение этому мы находим и в работах известных западных психологов. А. Адлер считал, что семейные установки, ценности и взаимоотношения являются первым фактором в развитии личности; К. Юнг

указывал  на то, что поступательное развитие индивида предопределяет как индивидуальное подсознание человека, так и коллективное бессознательное; К. Хорни подчеркивала влияние социальной ситуации на формирование невротических форм поведения личности; Э. Фромм выявлял социальный контекст, провоцирующий невротические ориентации личности, исследовал разрушающее влияние цивилизации на личность человека, в частности  

                           24

замещение способности любить и созидать деструктивностью, вследствие глубокой фрустрации базовых потребностей в детстве.

     Множество отдельных факторов семейной микросреды определяют характер и степень влияния  семьи на психическое развитие ребенка. Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей, наличие  у членов семьи психологически асоциальных  зависимостей; проживание в семье тяжелобольного человека. Очевидно, что нежеланные, случайные, внебрачные дети, дети из смешанных, конфликтных, неполных и других аномальных семей, не говоря уже о детях, воспитывающихся в детских домах, не выдерживают сравнение с детьми из благополучных семей по потенциалу выживания в плане физического и психического здоровья, интеллектуальных и других возможностей.

     Нарушение структуры, а, следовательно, полноты  функционирования семьи влечет за собой  ограничение и искажение развития личности детей. У них оказывается  сниженной способность к продуктивному  социальному взаимодействию, в том  числе к семейному образу жизни, вследствие нивелирования эволюционно  дифференцированных взаимодополняющих  качеств мужчины и женщины, реализующихся  во всем многообразии их полоролевого взаимодействия в семейных отношениях и передающихся из поколения в поколение.

     Нарушение условий развития ребенка, эмоциональная  депривация и фрустрация потребностей приводят к задержке развития, а в особо тяжелых случаях – к формированию отрицательных эмоциональных установок и разрушительных тенденций, которые начинают доминировать и мотивируют дезаптивные, деструктивные формы поведения. В дальнейшем асоциальные, невротические формы поведения, неспособность адаптироваться к требованиям окружения приводят к дезадаптации и в семейной жизни.  

                           25

     У человека могут проявляться особенности  поведения, свойственные возрасту той  стадии, на которой произошла задержка развития. Это мешает человеку адаптироваться к наличным условиям, поскольку субъективная реальность его жизни доминирует в силу того, что бессознательное  направляет жизненную энергию на то, чтобы привлечь внимание к комплексам человека, требующим своей разрядки. Более того, выявлено, что структурный  дисбаланс в семье отражается и на структуре семей последующих  поколений, на стабильности браков, на стиле межличностного взаимодействия и адаптивных возможностях человека.

Информация о работе Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей