Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 209.63 Кб (Скачать файл)

                           33

интеллекта  в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный  опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

     Другой  важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка  в неполной семье, является нарушение  половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

     Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

     Наиболее  успешно дети усваивают ту или  иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек  это период более размыт 3-8 лет. Вод  влиянием родителей к 3-6 годам у  ребенка складывается представление  о принадлежности к определенному  полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для  

                           34

которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

     В развитии девочки отец играет также  важную роль. Для нее он мужчина  номер один, его черты, особенности  поведения, нюансы взаимоотношений  запоминаются порой на бессознательном  уровне и становятся образцом, к  которому впоследствии будут притягиваться  все типы отношений будущей женщины  с мужчинами. Дефицит мужского влияния  в ходе взросления девочки существенно  затрудняет ее развитие как будущей  женщины, осложняет формирование у  нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

     Отсутствие  отца в семье или человека, его  заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности  достаточного общения с отцом  мальчики в последующем часто  не умеют исполнять свои отцовские  обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

     Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей  половой принадлежности и приобретения психологических  

                           35

особенностей  поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит  от состава семьи и влияния  матери или отца на формирование у  ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного  воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный  и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

     Результатом издержек материнского воспитания в  неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный  фон создает мать, поддерживая  благоприятную семейную атмосферу  понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции  нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.  В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

     Таким образом, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми. Ребенок может стать скованным, напряженным, чрезмерно серьезным, воспринимает все слишком буквально, теряет способность понимать шутку и юмор, лишается уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.  
 

     1.7 Влияние ситуации развода на личность ребенка старшего дошкольного возраста.

     Негативное  воздействие на личность ребенка  обостряется в случае преобразования полной семьи в неполную в случае развода родителей. Распад семьи имеет для детей много негативных  последствий. Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д.

     Положительное влияние родителей на ребенка  в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах  контролировать поступки детей и  направлять их развитие. По мнению зарубежных исследователей наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.

     На  развитие ребенка оказывают влияние  оба родителя, а развод означает, что контакт с ними обоими уже  не будет одинаково частым. Кроме  того, до развода родителей дети в течение долгого времени  живут в напряжении. Когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут бояться того, что другой родитель тоже оставит их. Ребенок может  

                      37

чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или  начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома.

     Многим  детям (особенно маленьким) кажется, что  это они виноваты в разводе  родителей и если бы они вели себя лучше, то, возможно, папа и мама не расстались. Иногда они пытаются вновь соединить  родителей, стараясь вести себя безупречно либо погружаясь в фантазии об их примирении. Многие родители еще больше усложняют  ситуацию тем, что вначале не уверены  в окончательности развода и, возможно, делают неудачные попытки  опять соединиться, рождая, таким  образом, в детях ложные надежды.

     Во  время и после развода отношения  ребенка с обоими родителями изменяются. Дети иногда становятся непослушными и несговорчивыми, а в подростковом возрасте могут эмоционально отдалиться от семьи. Им часто приходится выслушивать  взаимные обвинения родителей. Дети могут оказаться в центре битвы  за то, с кем они должны остаться после развода, и каждый из родителей  пытается привлечь ребенка на свою сторону. Порой родители соревнуются  за любовь детей и стараются подкупить  их подарками или позволяют делать то, чего не разрешает противоположная  сторона.

     После развода родители часто находятся  в состояние сильного стресса  и бывают неспособными проявлять  по отношению к детям достаточно душевного тепла и осуществлять за ними необходимый контроль. Нередко  они бывают менее внимательны  к ребенку, непоследовательны в  требованиях дисциплины, малообщительны и равнодушны к его проблемам.

     Кроме того, порой дети болезненно реагируют  на попытки родителей найти себе нового партнера. Например, оставшийся с матерью мальчик иногда принимает  роль «главы семьи» и может почувствовать  угрозу, когда на сцене появится «соперник».  

                           38

     Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию детей на развод родителей, выделяются следующие.

  1. Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и гнева, сопровождающими развод, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у них чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность. Они становятся особенно уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии за родительские права, скандалы при дележе имущества, решении вопросов о режиме свиданий с ребенком уходящего из семьи родителя и о материальной поддержке еще более осложняют ситуацию как для взрослых, так и для детей.
  2. Количество перемен, совершившихся в образе жизни ребенка. Если ребенок продолжает жить в том же доме, посещать ту же школу и вокруг него остались те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. И наоборот, если повседневная жизнь ребенка претерпевает большие изменения и теперь ему приходится жить то в одном доме, то в другом, расставаться со старыми друзьями, переходить в новую школу, его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни с большой степенью вероятности подвергаются потрясению. Чем больше изменений претерпевает жизнь ребенка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новым условиям.
  3. Характер отношений родителей с детьми. Любовь и поддержка, которые проявляют оба родителя, существенно помогают ребенку. Некоторые исследователи наблюдали, что характер продолжающихся отношений между родителем и ребенком гораздо важнее, чем присутствие обоих родителей дома. На самом деле, иногда развод

    39

    является  более позитивным вариантом для  ребенка, чем совместное проживание с обоими родителями, которые постоянно  спорят и борются друг с другом.

     Сразу после развода родителей дети, особенно в возрасте от 5 до 7 лет, часто  кажутся сбитыми с толку, растерянными. Они проявляют признаки неустойчивого  поведения дома, а также в школе. Их повседневная жизнь претерпевает серьезные изменения, и их понимание  социального мира нарушается. Привычный  образ семейной жизни развалился на глазах.

     Для многих детей негативные эффекты  развода и последующая демонстрация ими негативных моделей поведения  минимальны и являются относительно временными. Однако, другие дети испытывают проблемы и в социальной, и в эмоциональной, и в учебной сфере. Даже у тех из них, кто вначале, казалось, хорошо справлялся с последствиями развода, серьезные проблемы с адаптацией иногда возникают позже, при вступлении, в подростковый возраст, в начале достижения половой зрелости.

     Наряду  с этими негативными тенденциями  психологи отмечают, что в ряде случаев психологическая атмосфера неполной семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании зрелой, полноценной личности. Существует достаточно много обратных примеров: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

     Детские психологи, занимающиеся изучением  проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки  успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый  ряд трудностей, с которыми рано или поздно  

                           40

придется  встретиться каждому одинокому родителю.

     Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным  потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств  оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо осознавать, объективно оценивать психологические  особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили  к негативным последствиям. Роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, может привести к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей