Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51
Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1.
Понятие и подходы к изучению
детско-родительских отношений
1.2.
Психологические особенности
1.3.
Эмоциональные и поведенческие
проблемы у детей и подростков
в процессе общения с
Глава
2. Эмпирическое исследование гендерных
различий во взаимосвязи детско-
2.1.
Организация и методики
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4.
Организация
2.5.
Анализ результатов
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51
В современных условиях поведенческие
и эмоциональные проблемы детей
в процессе общения становится настолько
актуальной, что с каждым днем увеличивается
количество исследований, публикаций
в данной области знания. Проводятся
конференции, семинары, направленные на
изучение психологических проблем,
связанных с особенностями
Семья является важнейшим социальным институтом, которая влияет на особенности развития и воспитания ребенка, в связи с этим детско-родительские отношения выходят сегодня на первый план. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимания со стороны педагогов, психологов, врачей.
Актуальность настоящего исследования определена социальными и экономическими изменениями, происходящими в современном обществе и затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека. В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство и т.д.) Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди детей и молодежи. Эта проблема имеет давнюю историю, многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В последние годы отмечается тенденция к повышению уровня агрессивности детей, отмечается высокий уровень конфликтности, несдержанности в проявлении своих эмоциональных состояний.
Бесспорна ведущая роль семьи и внутрисемейных отношений на становление личности ребенка. Основополагающим принципом работы являются идеи Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности личности ребенка, о понимании социальной ситуации как первичной по отношению к развитию ребенка. Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что семейное воспитание выступает основным условием становления и развития агрессивного поведения ребенка. Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение связи семейного воспитания и агрессивности ребенка, многие моменты остаются неясными, а также существует потребность в получении новых эмпирических данных, которые позволят расширить представления по данной проблеме.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – связь детско-родительских отношений и свойств личностной сферы подростков.
Гипотеза – имеются значимые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Практическая и теоретическая значимость работы – результаты работы могут быть использованы в рамках деятельности практических психологов, социологов, социальных работников, педагогов и других специалистов.
Проблема изучения детско-родительских отношений взяла своей начало с развития педагогики и психологии как науки. Вопросы, изучаемые в данной теме, посвящались особенностям воспитания ребенка в семье, особенностям развития супружеских отношений, изучение влияния отношений в семье на развитие ребенка и многое другое.
На сегодняшний день не существует единого подхода, концепции или теории, которая бы в полной мере объясняла развитие детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения в психологии и педагогике до сих пор неоднозначно определяются многими авторами и исследователями. Изучением детско-родительских отношений занимались такие исследователи, как Мухина В.С., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Лисина М.И., Демина В.В., Божович Л.И., и многие другие педагоги и психологи.
Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. В. Овчаровой, И. М. Марковской, A. C. Спиваковской, Г. Т. Хоментаускаса и др. [31,15,34]
Изучением проблемы детско-родительских отношений в различных аспектах занимались многие отечественные и зарубежные авторы: оптимизация детско-родительских отношений через педагогическое просвещение родителей (Т. Н. Дронов, Г. Кравцов, А. Маркова, С. И. Мушенко), влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка (А. Я. Варга, А. И. Захаров, П. Ф. Лесгафт, А. В. Петровский, С. Соловейчик, В. В. Столин), типы нарушения семейного воспитания и развитие детей (А. А. Бодалев, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Леонгард, Н. Ю. Сигягина, Р. Снайдер, А. С. Спиваковская, А. Фромм, М. Хоментаускас, Э. Г. Эйдемиллер), формирование эмоций и взаимоотношения детей с родителями (Г. М. Бреслав, Т. А. Данилина, Е. И. Изотова) и др.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что семейное воспитание выступает основным условием становления и развития агрессивного поведения ребенка. Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение связи семейного воспитания и агрессивности ребенка, многие моменты остаются неясными, а также существует потребность в получении новых эмпирических данных, которые позволят расширить представления по данной проблеме. [28]
В психологических исследованиях отмечается, что отношения родителей и детей имеют важнейшее значение для развития эмоциональной сферы ребенка. По мнению многих исследователей, неблагополучие в детско-родительских отношениях ведет к увеличению числа детей с раз-личными нарушениями в эмоциональной сфере (М. И. Буянов, Х. Джайнот, В. А. Ильин, Е. В. Котова, Е. Б. Насонова, В. Сатир, Г. Т. Хоментаускас, А. И. Захаров).
Одним из основополагающих определений в данной тематике является определение семьи. Семья, как было уже указано ранее, является важнейшим социальным институтом, с помощью которого ребенок становится личностью и входит в общество полноценно развитым человеком. Однако семья может приносить не только положительные моменты, она может нести и отрицательную роль, воспитывая и развивая в ребенке только плохие качества. [17]
В психологии на сегодняшний
день существует несколько направлений
и подходов к пониманию детско-
В рамках психоанализа ведущая роль в развитии ребенка отводится развитию детско-родительских отношений. Данную теорию в дальнейшем разрабатывал Эрик Эриксон и Карен Хорни. С точки зрения Эриксона Э. в детско-родительских отношениях существует двойственная интенция, которая включает в себя - заботу о ребенке и полное личное доверие ему. В соответствии с данной концепцией родители должны оберегать ребенка от различного рода опасностей, а с другой стороны предоставлять ему свободу действий.
Также одна из интереснейших
теорий принадлежит Боулби Д. – теория
привязанности. Основное положение
теории привязанности состоит в
том, что для нормального
Также многочисленные исследования
принадлежали А.Адлеру, который изучал
психологические проблемы взрослых
людей через призму их воспитания
в детстве. Основные направления
исследования Адлера касались сотрудничества,
равенства в детско-
В соответствии с подходом Фромма Э. детско-родительские отношения являются фундаментальным условием для полноценного развития ребенка в обществе. Фромм, занимаясь изучением данной проблемы, провел качественное различие между особенностями отцовского и материнского отношения к ребенку. Например, он выяснил, что материнская любовь к ребенку является безусловной, а отцовская любовь обусловлена некоторыми факторами и управляема, а материнская любовь не требует того, чтобы ее заслужили. [11]
Интересную теорию предложила Гиппенрейтер Ю.Б. Она рассматривает детско-родительские отношения с точки зрения специфики общения. Автор отмечает также чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так вредоносным.
В отечественной психологии проблема детско-родительских отношений также занимает большую нишу исследований. Например, с точки зрения Дубровиной И.В., занимающейся исследованиями в области практической психологии, рассматривает детско-родительские отношения как основной источник социализации. А основным механизмом социализации является воспитание.
Выготский Л.В., определяя проблему детско-родительских отношений, показал, что изменение отношения родителей к ребенку происходит в связи с тем, что происходят изменения в самом ребенке – смена ведущего вида деятельности, смена взаимоотношений с окружающими, смена психического развития и другие факторы.
Таким образом, теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что проблема детско-родительских отношений настолько многогранна, что остается еще масса неизученных областей данных взаимоотношений. Теоретический анализ, проведенный в данной работе, показал, что семья играет не только важнейшую роль в жизни человека, она определяет все дальнейшее существование личности, в связи с этим мы видим большую заинтересованность психологов и педагогов данной проблематикой. [10,4]
Рассматривая в данном параграфе стили воспитания ребенка в семье, мы ставим перед собой цель провести анализ всех имеющихся стилей воспитания и определить на теоретическом уровне возможность влияния на развитие личности ребенка. Стиль воспитания непосредственным образом связан с отношением к ребенку в семье, что для нас очень важно, т.к. мы хотим выявить эмоциональные и поведенческие проблемы во взаимоотношениях с родителями и взрослыми.
Под стилем воспитания в семье следует понимать особенности характера отношения и способы отношения родителей к ребенку. Здесь мы рассматриваем в основном отечественные теории. Как всем известно, существует самая общая классификация стилей воспитания ребенка - демократический стиль, попустительский, авторитарный. Каждый из представленных стилей преследует собственные цели, начиная от стремления предоставить ребенку как можно больше свободы, и заканчивая полным над ним покровительством, однако в данной работе нам бы хотелось рассмотреть более подробные классификации стилей воспитания ребенка.