Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51

Вложенные файлы: 1 файл

И-199793корр.docx

— 118.44 Кб (Скачать файл)

Связь между детско-родительскими  отношениями и личностными особенностями подростков высчитывалась по коэффициенту корреляции rxy  Пирсона.

Этот коэффициент характеризует  наличие линейной связи между  признаками.

Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти числа  являются границами для данного  коэффициента. Если коэффициент корреляции по модулю оказывается близким к 1, то это соответствует высокому уровню связи между переменными.

Знак полученного коэффициента очень важен для интерпретации. Если знак – плюс, то связь между  коррелирующими признаками такова, что  большей величине одного признака соответствует  большая величина другого признака. Если же получен знак минус, то большей  величине одного признака соответствует  меньшая величина другого. Такая  зависимость носит название обратно  пропорциональной зависимости. В общем  виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:

rxy = ∑ (xi – y)*(yi – y)___

      √∑(xi – x)²*∑(yi – y)²

где xi – значения, принимаемые переменной X

yi – значения, принимаемые переменной Y

x – средняя по X

y – средняя по Y.

Критическое значение коэффициента корреляции Пирсона для выборки  размером 60 человек равен:

rкр = 0.29 при уровне значимости 0,05

0,37 при уровне значимости 0,01

Связь считается значимой, если эмпирическое значение превышает  критическое значение при уровне значимости 0,05 и тем более значимой, если – при 0,01.

Корреляционный анализ

Корреляционный анализ проводился с использованием программы Statistica 6.0.,  коэффициент корреляции Пирсона.

В результате мы получили достоверно значимую связь между физической агрессией (0,33) и отвержением, а так же воспитательной непоследовательностью (0,35). Чем выше оценивает подросток стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, чрезмерно выделяя его исключительность, тем чаще использование подростком физической силы против другого лица. В случае воспитательной неуверенности в семье происходит перераспределение власти между ребенком и родителем, в основном потому, что ребенок нащупал «слабое место» родителей и добился для себя ситуации «минимум требований – максимум прав», типичная ситуация в такой семье - бойкий уверенный в себе подросток, и винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель. Соответствующая ситуация и в случае потворствования в случае, когда ребенка балуют. Такие подростки пытаются добиться своего любым способом, поэтому в таких семьях степень выраженности физической агрессивности достаточна велика.

Значимая связь имеется между авторитетностью родителей (0,36) и вербальной агрессией.  Таким образом, чем больше родители в представлении самих подростков некритично удовлетворяют их потребности, действуют авторитетно, тем в большей степени проявляются выражения  вербальной агрессии – угрозы, выкрики, ругани и прочего.

Значимую отрицательную  связь мы получили по шкалам директивности и вербальной агрессии и жестокости (-0,41), что свидетельствует о том, в тех семьях, где родители используют в воспитании непомерные требования, склонны завышать требования к ребенку, то подростки этих семей не склонны к проявлению вербальной агрессии, жестокости.

Значимые связи были получены по шкалам агрессии и неустойчивого  стиля воспитания (0,26), также значимая положительная связь найдена  между шкалами директивности  и гиперпротекции, недостаточность  требований к ребенку, а также  недостаток запретов. При стиле воспитания с гиперпротекцией, способствует возникновению  у ребенка зависимости (положительная  связь  0,80). Вынесение конфликта  между родителями в сферу воспитания вызывает у ребенка страх –  значимая положительная связь 0,29, также  возникновению страха способствует неразвитость родительских чувств.

Значимая положительная  связь была получена по шкале подозрительность и недостаточность требований (0,42), и таким шкалам, как неустойчивость стиля воспитания (0,44), предпочтением детских качеств в ребенке (0,35), а отвержением ребенка (0,39). Следовательно, чем чаще родители склонны высказывать мнение, что подростка трудно привлечь к делам по дому, при этом ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, тем выше склонность к недоверию подростка. Аналогичное происходит в семьях с постоянной резкой сменой приемов воспитания.

Так, в соответствии с  полученными результатами значимая положительная связь найдена  нами между шкалами косвенной  агрессии и игнорировании потребностей ребенка, эмоциональным отвержением (0,26), что говорит о том, что  в случае неудовлетворения потребностей ребенка у него может возникать  стремление к выражению агрессии косвенным путем. Значимая отрицательная  связь между шкалами косвенной  агрессии и чрезмерность требований.

Нами были найдены противоречивые взаимосвязи между шкалами раздражительность  и несогласие с ребенком (0,27), а  также отрицательные связи между физической агрессией и чрезмерность требований, авторитетность, директивность.

Отдельно нами был проведен корреляционный анализ отдельно в группе девочек и отдельно в группе мальчиков. Значимыми в данном случае являются корреляционные связи с коэффициентом выше 0,5.

У мальчиков значимых корреляционных связей меньше, чем у девочек. Физическая агрессия положительно связана и коррелирует с эмоциональной дистанцией матери (коэффициент 0,51). Это говорит о том, что использование в своем стиле воспитания матерью эмоциональной дистанцированности приводит к формированию у мальчиков физической агрессии. Также можно отметить положительную связь между шкалами самоинтереса, самоуважения  и последовательностью родителя. Таким образом, использование в своих действиях последовательности воспитательных воздействий способствует формированию у мальчиков самоуважения, самоинтереса личности.

У мальчиков получена также  положительная связь между авторитетностью  родителя и саморуководством личности. Также имеется значимая связь  между раздражительностью и враждебностью  со стороны матерей. Анализ значимых корреляционных связей у девочек показывает следующее. Обидчивость положительно связана с автономностью матерей. Такое положение свидетельствует о том, отчуждение матери, ее отдаленность, автономность от девочек способствует развитию у них такого личностного качества как обидчивость. Также для группы девочек характерно наличие связи между общительностью, эмоциональной стабильностью и позитивного интереса со стороны матери.

Таким образом, проведенное  нами психодиагностическое обследование, используемые методы математической статистики и их интерпретация позволили  нам прийти к ряду выводов. Выявленные связи не противоречат ранее выдвинутой гипотезе, по свидетельству полученных результатов, считаем гипотезу в полной мере подтвержденной.

С целью большей достоверности  и целью выявления большего количества связей необходимо добавить в процедуру  исследования большее количество методик, направленных на исследование детско-родительских отношений и большее количество респондентов. Необходима дальнейшая разработка параметров, указывающих  на наличие связи между детско-родительскими  отношениями и личностными особенностями подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе нами была поставлена основная проблема гендерных особенностей во взаимосвязи детско-родительских отношениях и личностных особенностях подростков. Объектом исследования выступили  детско-родительские отношения. Предметом  исследования – связь детско-родительских отношений и свойств личностной сферы подростков.

Проведено исследование поведенческих  и эмоциональных проблем в  общении детей разных возрастов  с взрослыми ближайшего окружения. Так, нами были изучены психологические  особенности детско-родительских отношений, стилей воспитания  семье, представлены разнообразные трудности в общении  у детей подросткового возраста. Также для наиболее полного понимания содержания сути рассматриваемого вопроса, нами были рассмотрены психологические особенности подросткового возраста.

В работе нами была поставлена основная гипотеза, которая заключалась  в том, что имеются значимые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.

Для того, чтобы доказать наличие существующей связи между стилями и особенностями воспитания и личностными особенностями, а также различиях в группах испытуемых, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на доказательство или опровержение вдвинутой ранее гипотезы. Проведенное эмпирическое исследование в полной мере доказало наличие положительной коррелирующей связи между неэффективными стилями и способами воспитания в семье, а также между личностными характеристиками и чертами.

Однако для совершенствования  исследования необходимо в будущем  более тщательно отобрать тестовый материал и использовать большее  количество методик, а также необходимо увеличить выборку испытуемых.

В перспективах работы:

  • Проанализировать подробно особенности влияния детско-родительских отношений на развитие девиантности подростков;
  • Рассмотреть проявление стиля воспитания в семье как неблагоприятный фактор развития и формирования негативных качеств личности;
  • Дальнейшая работа, направленная на исследование детско-родительских взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абульханова-Славская, К.А.[Текст]/К.А. Абульханова-Славская// Деятельность и психология личности.-М.: Наука,1980.
  2. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. М.: Академия, 2008. - 128 с.
  3. Агафонова Е.Б. Психология развития и возрастная психология. Хрестоматия. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 188 с.
  4.   Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст]/ А.Адлер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  5. Андреева, Г.М.Семейная психология [Текст]/ А.Т. Андреева.-СПб.: Речь,2004.
  6. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2012 года. – Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – 123 с.
  7. Варга, А.Я. Типы родительского отношения [Текст]/ А.Я. Варга.- Самарап: Бахрах,1997.
  8. Васягина, Н.Н. Диагностика детско-родительских отношений : пособие по практической психологии / Н.Н. Васягина ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 1999.
  9. Васягина, Н.Н. Диагностика и коррекция самосознания матери : учеб. пособие / Н.Н. Васягина, Е.Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010.
  10. Васягина, Н.Н. Психология субъекта деятельности : учеб. пособие / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. <span class="rv

Информация о работе Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков