Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51

Вложенные файлы: 1 файл

И-199793корр.docx

— 118.44 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

Дифференцированные показатели агрессии у подростков

Шкалы

Средние значения

Девочки

Мальчики

Физическая агрессия;

6,2

7,3

Вербальная  агрессия;

4,7

5,1

Косвенная агрессия;

4,4

4,9

Негативизм;

2,5

2,8

Раздражительность;

2,5

2,8

Подозрительность

3,9

4,2

Обидчивость;

4,9

5,2

Индекс агрессивности

14,6

16,3

Индекс враждебности

9,9

10,4


Как мы видим по результатам, представленным в таблице выше, те или иные формы агрессивного поведения  выявлены у большинства подростков. При этом среди мальчиков выше процент агрессивности по шкалам «физическая агрессия», «вербальная  агрессия», «раздражительность», у  девочек в то же время выше показатели по «косвенной агрессии» и «негативизму».

Для обследованной нами выборки  в целом характерна оппозиционная  форма поведения, направленная обычно против авторитета, что объясняется  подростковым возрастом. Стремление к  независимости, начинающееся в подростковом возрасте, вызывает первоначально тенденцию  к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует  человека к проявлению таких агрессивных  форм поведения, как негативизм.

Также, результаты можно  представить графически (см. рис. 2).

Рис. 3. Степень выраженности агрессии у девочек и мальчиков.

По рисунку  мы видим, что  в целом индекс выраженности агрессивности  и враждебности выше у мальчиков, чем у девочек. В общем, по показателям  видно, что агрессивность мальчиков  выражена сильнее, хоть и незначительно.

По методике диагностики  анализа семейного воспитания со стороны подростков были получены следующие  результаты.

Таблица 2

Средние показатели по методике ВРР

Шкалы методики

Матери девочек

Матери мальчиков

Достоверность различий

Нетребовательность –  требовательность родителя

2,7

3,2

p≤0,05

Мягкость – строгость  родителя

2,1

2,7

p≤0,05

Автономность – контроль по отношению к ребенку

1

1

-

Эмоциональная дистанция  – эмоциональная близость ребенка  к родителю

2,6

2,1

p≤0,05

Отвержение – принятие ребенка родителем

2,8

1,8

p≤0,05

Отсутствие сотрудничества – сотрудничество

0,7

0,4

-

Несогласие – согласие между ребенком и родителем

0

0

-

Непоследовательность –  последовательность родителя

0,6

1,6

p≤0,01

Авторитетность родителя

3,1

2,95

p≤0,05

Удовлетворенность отношениями  с ребенком

2,0

3,4

p≤0,05


 

В целом, полученные результаты по экспериментальной выборке свидетельствуют  о значимых различиях в эмоциональном  отношении родителей к своим  детям, т.е. здесь мы видим гендерные  различия со стороны взаимоотношений  матерей к своим детям.

Так, можно отметить, что 42% родителей мальчиков придерживаются строгости в воспитании ребенка, 72% родителей излишне к ним  требовательны, 34% дистанцированы от подростков, 50% вообще не сотрудничают с ребенком. Также 56% родителей тревожатся за своих  детей, 80% непоследовательны в своих  воспитательных воздействиях, 45% родителей  неудовлетворены своими отношениями  с детьми. Полученные результаты свидетельствуют  о том, что родителям подростков-мальчиков  характерно большая авторитетность, непоследовательность в воспитательных воздействиях, строгость.

Далее по методике «Подростки о родителях» были получены следующие  результаты.

Таблица 3

Средние показатели по методике детско-родительских отношений в  целом по выборке

Шкалы методики

Низкие тест. Баллы

Средние тест. Баллы

Высокие тест. Баллы

 

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Враждебность

39,4

37,4

31,4

27

34,8

30

Непоследовательность

12

11,6

55,2

51

37,2

33

Директивность

35

37

27,6

23

37,4

40

Автономность

40

36

30,5

31,5

31

31

Позитивный интерес

53

55

37,4

38

5,2

7


 

По представленной ниже таблице  мы видим, какими показателями характеризуется  отношение подростков к матери. Так, наиболее высокие баллы были получены среди мальчиков по шкалам директивности (37,4), непоследовательности (37,2), среди  девочек высокие показатели получены также по данным по шкалам (40) и (33) соответственно. 

Таблица 4

Отношение испытуемых к материнскому воспитанию по методике ADOR

Шкалы методики

Низкие тест. Баллы

Средние тест. Баллы

Высокие тест. Баллы

Враждебность

38,4%

29,2%

32,4%

Непоследовательность

11,8%

53,1%

35,1%

Директивность

36%

25,3%

38,7%

Автономность

38%

31%

31%

Позитивный интерес

56,2%

37,7%

6,1%


По таблице видно, что  подростки склонны оценивать  воспитание матери, в большей степени  как непоследовательное (35,1%), директивное (38,7%) и здесь же отмечают враждебность матери по отношению к себе (32,4%).

Рассмотрим полученные результаты исследования самоотношения личности подростков.

 

 

Таблица 5

Основные показатели личностных особенностей по методике Пантелеева

шкалы

признаки выраженности отношения

не выражен

выражен

ярко выражен

чел

%

чел

%

чел

%

шкала S

интегральное чувство "за" и "против"собственного Я

10

16,67

12

20,00

38

63,33

шкала I

самоуважение

28

46,67

11

18,33

21

35,00

шкала II

аутосимпатия

19

31,67

14

23,33

27

45,00

шкала III

ожидание положительного отношения от других

26

43,33

26

43,33

7

11,67

шкала IV

самоинтерес

11

18,33

18

30,00

31

51,67


Примечание – В таблице  полужирным начертанием выделены преобладающие  проценты по испытуемым.

Полученные результаты, представленные в таблице 3, свидетельствуют о  яркой выраженности интегрального  чувства «за» и «против» собственного Я испытуемых 63,33%. Также для данной выборки характерна яркая выраженность аутосимпатии (хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция личности) и самоинтереса (адекватный и позитивный интерес  к своей личности), что имеется  у 45% и 51,67% испытуемых. Не выраженные признаки самоуважения представлены у 46,67% испытуемых, самоинтерес не выражен у 18,33% испытуемых.

 

 

Таблица 6

Дополнительные показатели личностных особенностей подростков

шкалы

степень выраженности отношения

низкая 

умеренная

высокая

чел

%

чел

%

чел

%

шкала 1 самоуверенность

23

38,33

12

20,00

25

41,67

шкала 2

отношение других

25

41,67

15

25,00

20

33,33

шкала 3 самопринятие

12

20,00

27

45,00

21

35,00

шкала 4 саморуководство

23

38,33

16

26,67

21

35,00

шкала 5 самообвинение

43

71,67

6

10,00

11

18,33

шкала 6 самоинтерес

7

11,67

33

55,00

20

33,33

шкала 7 самопонимание

28

46,67

12

20,00

20

33,33


Примечание – В таблице  полужирным начертанием выделены преобладающие  проценты по испытуемым.

Рассмотрим количественные и качественные характеристики по шкалам методики, представленные в таблице 4. Наибольший процент испытуемых с высокой степенью выраженности отношения обладают самоуверенным поведением (41,67%), самопринятием (35%), т.е. они склонны проявлять чувствительность и сензитивность к своим потребностям и желаниям. 71,67% испытуемых данной экспериментальной выборки не склонны к самообвинению, критическому отношению к своей личности, 38,33% не склонны проявлять самоуверенное поведение, т.е. необоснованной уверенности в отсутствии своих минусов и отрицательных качеств характера. С умеренной степенью выраженности 55% испытуемых проявляют самоинтерес к своей личности, принимают и понимают себя.

Информация о работе Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков