Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51
Таблица 1
Дифференцированные показатели агрессии у подростков
Шкалы |
Средние значения | |
Девочки |
Мальчики | |
Физическая агрессия; |
6,2 |
7,3 |
Вербальная агрессия; |
4,7 |
5,1 |
Косвенная агрессия; |
4,4 |
4,9 |
Негативизм; |
2,5 |
2,8 |
Раздражительность; |
2,5 |
2,8 |
Подозрительность |
3,9 |
4,2 |
Обидчивость; |
4,9 |
5,2 |
Индекс агрессивности |
14,6 |
16,3 |
Индекс враждебности |
9,9 |
10,4 |
Как мы видим по результатам, представленным в таблице выше, те или иные формы агрессивного поведения выявлены у большинства подростков. При этом среди мальчиков выше процент агрессивности по шкалам «физическая агрессия», «вербальная агрессия», «раздражительность», у девочек в то же время выше показатели по «косвенной агрессии» и «негативизму».
Для обследованной нами выборки в целом характерна оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета, что объясняется подростковым возрастом. Стремление к независимости, начинающееся в подростковом возрасте, вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует человека к проявлению таких агрессивных форм поведения, как негативизм.
Также, результаты можно представить графически (см. рис. 2).
Рис. 3. Степень выраженности агрессии у девочек и мальчиков.
По рисунку мы видим, что в целом индекс выраженности агрессивности и враждебности выше у мальчиков, чем у девочек. В общем, по показателям видно, что агрессивность мальчиков выражена сильнее, хоть и незначительно.
По методике диагностики анализа семейного воспитания со стороны подростков были получены следующие результаты.
Таблица 2
Средние показатели по методике ВРР
Шкалы методики |
Матери девочек |
Матери мальчиков |
Достоверность различий |
Нетребовательность – требовательность родителя |
2,7 |
3,2 |
p≤0,05 |
Мягкость – строгость родителя |
2,1 |
2,7 |
p≤0,05 |
Автономность – контроль по отношению к ребенку |
1 |
1 |
- |
Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю |
2,6 |
2,1 |
p≤0,05 |
Отвержение – принятие ребенка родителем |
2,8 |
1,8 |
p≤0,05 |
Отсутствие сотрудничества – сотрудничество |
0,7 |
0,4 |
- |
Несогласие – согласие между ребенком и родителем |
0 |
0 |
- |
Непоследовательность – последовательность родителя |
0,6 |
1,6 |
p≤0,01 |
Авторитетность родителя |
3,1 |
2,95 |
p≤0,05 |
Удовлетворенность отношениями с ребенком |
2,0 |
3,4 |
p≤0,05 |
В целом, полученные результаты
по экспериментальной выборке
Так, можно отметить, что
42% родителей мальчиков
Далее по методике «Подростки о родителях» были получены следующие результаты.
Таблица 3
Средние показатели по методике детско-родительских отношений в целом по выборке
Шкалы методики |
Низкие тест. Баллы |
Средние тест. Баллы |
Высокие тест. Баллы | |||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки | |
Враждебность |
39,4 |
37,4 |
31,4 |
27 |
34,8 |
30 |
Непоследовательность |
12 |
11,6 |
55,2 |
51 |
37,2 |
33 |
Директивность |
35 |
37 |
27,6 |
23 |
37,4 |
40 |
Автономность |
40 |
36 |
30,5 |
31,5 |
31 |
31 |
Позитивный интерес |
53 |
55 |
37,4 |
38 |
5,2 |
7 |
По представленной ниже таблице мы видим, какими показателями характеризуется отношение подростков к матери. Так, наиболее высокие баллы были получены среди мальчиков по шкалам директивности (37,4), непоследовательности (37,2), среди девочек высокие показатели получены также по данным по шкалам (40) и (33) соответственно.
Таблица 4
Отношение испытуемых к материнскому воспитанию по методике ADOR
Шкалы методики |
Низкие тест. Баллы |
Средние тест. Баллы |
Высокие тест. Баллы |
Враждебность |
38,4% |
29,2% |
32,4% |
Непоследовательность |
11,8% |
53,1% |
35,1% |
Директивность |
36% |
25,3% |
38,7% |
Автономность |
38% |
31% |
31% |
Позитивный интерес |
56,2% |
37,7% |
6,1% |
По таблице видно, что подростки склонны оценивать воспитание матери, в большей степени как непоследовательное (35,1%), директивное (38,7%) и здесь же отмечают враждебность матери по отношению к себе (32,4%).
Рассмотрим полученные результаты исследования самоотношения личности подростков.
Таблица 5
Основные показатели личностных особенностей по методике Пантелеева
шкалы |
признаки выраженности отношения | |||||
не выражен |
выражен |
ярко выражен | ||||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% | |
шкала S интегральное чувство "за" и "против"собственного Я |
10 |
16,67 |
12 |
20,00 |
38 |
63,33 |
шкала I самоуважение |
28 |
46,67 |
11 |
18,33 |
21 |
35,00 |
шкала II аутосимпатия |
19 |
31,67 |
14 |
23,33 |
27 |
45,00 |
шкала III ожидание положительного отношения от других |
26 |
43,33 |
26 |
43,33 |
7 |
11,67 |
шкала IV самоинтерес |
11 |
18,33 |
18 |
30,00 |
31 |
51,67 |
Примечание – В таблице полужирным начертанием выделены преобладающие проценты по испытуемым.
Полученные результаты, представленные в таблице 3, свидетельствуют о яркой выраженности интегрального чувства «за» и «против» собственного Я испытуемых 63,33%. Также для данной выборки характерна яркая выраженность аутосимпатии (хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция личности) и самоинтереса (адекватный и позитивный интерес к своей личности), что имеется у 45% и 51,67% испытуемых. Не выраженные признаки самоуважения представлены у 46,67% испытуемых, самоинтерес не выражен у 18,33% испытуемых.
Таблица 6
Дополнительные показатели личностных особенностей подростков
шкалы |
степень выраженности отношения | |||||
низкая |
умеренная |
высокая | ||||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% | |
шкала 1 самоуверенность |
23 |
38,33 |
12 |
20,00 |
25 |
41,67 |
шкала 2 отношение других |
25 |
41,67 |
15 |
25,00 |
20 |
33,33 |
шкала 3 самопринятие |
12 |
20,00 |
27 |
45,00 |
21 |
35,00 |
шкала 4 саморуководство |
23 |
38,33 |
16 |
26,67 |
21 |
35,00 |
шкала 5 самообвинение |
43 |
71,67 |
6 |
10,00 |
11 |
18,33 |
шкала 6 самоинтерес |
7 |
11,67 |
33 |
55,00 |
20 |
33,33 |
шкала 7 самопонимание |
28 |
46,67 |
12 |
20,00 |
20 |
33,33 |
Примечание – В таблице полужирным начертанием выделены преобладающие проценты по испытуемым.
Рассмотрим количественные и качественные характеристики по шкалам методики, представленные в таблице 4. Наибольший процент испытуемых с высокой степенью выраженности отношения обладают самоуверенным поведением (41,67%), самопринятием (35%), т.е. они склонны проявлять чувствительность и сензитивность к своим потребностям и желаниям. 71,67% испытуемых данной экспериментальной выборки не склонны к самообвинению, критическому отношению к своей личности, 38,33% не склонны проявлять самоуверенное поведение, т.е. необоснованной уверенности в отсутствии своих минусов и отрицательных качеств характера. С умеренной степенью выраженности 55% испытуемых проявляют самоинтерес к своей личности, принимают и понимают себя.