Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель исследования – изучить  наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению  детско-родительских отношений в  психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового  возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие  проблемы у детей и подростков  в процессе общения с родителями  и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных  различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического  обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список  литературы 48
Приложения 51
Таблица 1
Дифференцированные показатели агрессии у подростков
| Шкалы | Средние значения | |
| Девочки | Мальчики | |
| Физическая агрессия; | 6,2 | 7,3 | 
| Вербальная агрессия; | 4,7 | 5,1 | 
| Косвенная агрессия; | 4,4 | 4,9 | 
| Негативизм; | 2,5 | 2,8 | 
| Раздражительность; | 2,5 | 2,8 | 
| Подозрительность | 3,9 | 4,2 | 
| Обидчивость; | 4,9 | 5,2 | 
| Индекс агрессивности | 14,6 | 16,3 | 
| Индекс враждебности | 9,9 | 10,4 | 
Как мы видим по результатам, представленным в таблице выше, те или иные формы агрессивного поведения выявлены у большинства подростков. При этом среди мальчиков выше процент агрессивности по шкалам «физическая агрессия», «вербальная агрессия», «раздражительность», у девочек в то же время выше показатели по «косвенной агрессии» и «негативизму».
Для обследованной нами выборки в целом характерна оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета, что объясняется подростковым возрастом. Стремление к независимости, начинающееся в подростковом возрасте, вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует человека к проявлению таких агрессивных форм поведения, как негативизм.
Также, результаты можно представить графически (см. рис. 2).
Рис. 3. Степень выраженности агрессии у девочек и мальчиков.
По рисунку мы видим, что в целом индекс выраженности агрессивности и враждебности выше у мальчиков, чем у девочек. В общем, по показателям видно, что агрессивность мальчиков выражена сильнее, хоть и незначительно.
По методике диагностики анализа семейного воспитания со стороны подростков были получены следующие результаты.
Таблица 2
Средние показатели по методике ВРР
| Шкалы методики | Матери девочек | Матери мальчиков | Достоверность различий | 
| Нетребовательность – требовательность родителя | 2,7 | 3,2 | p≤0,05 | 
| Мягкость – строгость родителя | 2,1 | 2,7 | p≤0,05 | 
| Автономность – контроль по отношению к ребенку | 1 | 1 | - | 
| Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю | 2,6 | 2,1 | p≤0,05 | 
| Отвержение – принятие ребенка родителем | 2,8 | 1,8 | p≤0,05 | 
| Отсутствие сотрудничества – сотрудничество | 0,7 | 0,4 | - | 
| Несогласие – согласие между ребенком и родителем | 0 | 0 | - | 
| Непоследовательность – последовательность родителя | 0,6 | 1,6 | p≤0,01 | 
| Авторитетность родителя | 3,1 | 2,95 | p≤0,05 | 
| Удовлетворенность отношениями с ребенком | 2,0 | 3,4 | p≤0,05 | 
В целом, полученные результаты 
по экспериментальной выборке 
Так, можно отметить, что 
42% родителей мальчиков 
Далее по методике «Подростки о родителях» были получены следующие результаты.
Таблица 3
Средние показатели по методике детско-родительских отношений в целом по выборке
| Шкалы методики | Низкие тест. Баллы | Средние тест. Баллы | Высокие тест. Баллы | |||
| Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
| Враждебность | 39,4 | 37,4 | 31,4 | 27 | 34,8 | 30 | 
| Непоследовательность | 12 | 11,6 | 55,2 | 51 | 37,2 | 33 | 
| Директивность | 35 | 37 | 27,6 | 23 | 37,4 | 40 | 
| Автономность | 40 | 36 | 30,5 | 31,5 | 31 | 31 | 
| Позитивный интерес | 53 | 55 | 37,4 | 38 | 5,2 | 7 | 
По представленной ниже таблице мы видим, какими показателями характеризуется отношение подростков к матери. Так, наиболее высокие баллы были получены среди мальчиков по шкалам директивности (37,4), непоследовательности (37,2), среди девочек высокие показатели получены также по данным по шкалам (40) и (33) соответственно.
Таблица 4
Отношение испытуемых к материнскому воспитанию по методике ADOR
| Шкалы методики | Низкие тест. Баллы | Средние тест. Баллы | Высокие тест. Баллы | 
| Враждебность | 38,4% | 29,2% | 32,4% | 
| Непоследовательность | 11,8% | 53,1% | 35,1% | 
| Директивность | 36% | 25,3% | 38,7% | 
| Автономность | 38% | 31% | 31% | 
| Позитивный интерес | 56,2% | 37,7% | 6,1% | 
По таблице видно, что подростки склонны оценивать воспитание матери, в большей степени как непоследовательное (35,1%), директивное (38,7%) и здесь же отмечают враждебность матери по отношению к себе (32,4%).
Рассмотрим полученные результаты исследования самоотношения личности подростков.
Таблица 5
Основные показатели личностных особенностей по методике Пантелеева
| шкалы | признаки выраженности отношения | |||||
| не выражен | выражен | ярко выражен | ||||
| чел | % | чел | % | чел | % | |
| шкала S интегральное чувство "за" и "против"собственного Я | 10 | 16,67 | 12 | 20,00 | 38 | 63,33 | 
| шкала I самоуважение | 28 | 46,67 | 11 | 18,33 | 21 | 35,00 | 
| шкала II аутосимпатия | 19 | 31,67 | 14 | 23,33 | 27 | 45,00 | 
| шкала III ожидание положительного отношения от других | 26 | 43,33 | 26 | 43,33 | 7 | 11,67 | 
| шкала IV самоинтерес | 11 | 18,33 | 18 | 30,00 | 31 | 51,67 | 
Примечание – В таблице полужирным начертанием выделены преобладающие проценты по испытуемым.
Полученные результаты, представленные в таблице 3, свидетельствуют о яркой выраженности интегрального чувства «за» и «против» собственного Я испытуемых 63,33%. Также для данной выборки характерна яркая выраженность аутосимпатии (хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция личности) и самоинтереса (адекватный и позитивный интерес к своей личности), что имеется у 45% и 51,67% испытуемых. Не выраженные признаки самоуважения представлены у 46,67% испытуемых, самоинтерес не выражен у 18,33% испытуемых.
Таблица 6
Дополнительные показатели личностных особенностей подростков
| шкалы | степень выраженности отношения | |||||
| низкая | умеренная | высокая | ||||
| чел | % | чел | % | чел | % | |
| шкала 1 самоуверенность | 23 | 38,33 | 12 | 20,00 | 25 | 41,67 | 
| шкала 2 отношение других | 25 | 41,67 | 15 | 25,00 | 20 | 33,33 | 
| шкала 3 самопринятие | 12 | 20,00 | 27 | 45,00 | 21 | 35,00 | 
| шкала 4 саморуководство | 23 | 38,33 | 16 | 26,67 | 21 | 35,00 | 
| шкала 5 самообвинение | 43 | 71,67 | 6 | 10,00 | 11 | 18,33 | 
| шкала 6 самоинтерес | 7 | 11,67 | 33 | 55,00 | 20 | 33,33 | 
| шкала 7 самопонимание | 28 | 46,67 | 12 | 20,00 | 20 | 33,33 | 
Примечание – В таблице полужирным начертанием выделены преобладающие проценты по испытуемым.
Рассмотрим количественные и качественные характеристики по шкалам методики, представленные в таблице 4. Наибольший процент испытуемых с высокой степенью выраженности отношения обладают самоуверенным поведением (41,67%), самопринятием (35%), т.е. они склонны проявлять чувствительность и сензитивность к своим потребностям и желаниям. 71,67% испытуемых данной экспериментальной выборки не склонны к самообвинению, критическому отношению к своей личности, 38,33% не склонны проявлять самоуверенное поведение, т.е. необоснованной уверенности в отсутствии своих минусов и отрицательных качеств характера. С умеренной степенью выраженности 55% испытуемых проявляют самоинтерес к своей личности, принимают и понимают себя.