Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51
1. Сменяется ситуация
развития: у подростка возникает
устойчивое стремление к
2. Меняется ведущий вид
деятельности: учебная деятельность
младшего школьника сменяется
эмоционально - личностным общением
со сверстниками в
3. Появляются физиологические
и психологические
В современном обществе сложилась отрицательная тенденция, когда о подростках вспоминают, только если речь идет о правонарушениях, преступности и наркомании. Как правило, средства массовой информации и педагоги предпочитают рассуждать о проблемах в отношениях с подростками, часто игнорируя такую важную деталь как становление личности подростка и помощь, в которой он нуждается в этот период. Чтобы развеять эту тенденцию необходимо знать, с какими проблемами сталкиваются подростки, и искать пути их решения.
В жизни каждого ребенка
наступает период, когда он впервые
задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу
от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы
растут в геометрической прогрессии,
и в жизни наступает время
поиска ответов. За короткий отрезок
времени ребенок делает огромный
шаг в развитии и становится подростком.
В это время кардинально
- подросток считает себя
взрослым, хотя по своим реальным
силам еще остается ребенком.
Главное противоречие здесь
- ребенок отстаивает свое право на роль уникальной и неповторимой личности, и тут же стремится «быть как все»;
- подросток стремится
принадлежать к той или иной
социальной группе и быть её
полноправным членом. Однако подростковые
группы – самые закрытые и
новичкам туда почти не
В плане девиантного поведения подростковый возраст считается периодом повышенного риска, в связи с некоторыми факторами:
Нам особенно хотелось бы обратить внимание в данной работе на взаимоотношения подростков с родителями, поэтому данному фактору мы уделяем больше внимания, чем каким-нибудь другим. Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности. Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм. Девиантная реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. [32] Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – связь детско-родительских отношений и свойств личностной сферы подростков.
Гипотеза – имеются значимые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
Исследование проходило в рамках ___________________________ с ____ по ____ 2013 года. Всего в исследовании приняло участие 60 человек. Выборку испытуемых составили 30 подростков в возрасте 15-16 лет (9 девочек и 21 мальчик) и их родители 30 испытуемых (матери), возраст родителей в данном исследовании не учитывался. Выборка формировалась нами случайным образом.
Для диагностики типа семейных отношений, агрессивного поведения и личностных особенностей подростков нами использовались следующие методики:
1. ВРР «Взаимодействие родителя с ребенком».
2. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№187)
3. «Подростки о родителях». М. Шафер
4. «Агрессивность». Басса Дарки
5. «Методика исследования самоотношения». С.Р. Пантелеев
ВРР «Взаимодействие родителя с ребенком».
Цель опросника (автор – И.М. Марковская) – выявление особенностей взаимодействия родителей с детьми. Опросник состоит из 60 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 5-бальной системе. Опросник ВРР имеет разные варианты: 1-й вариант для подростков и 2-й для их родителей и 3-й вариант для родителей дошкольников и младших школьников. Нами был использован первый и второй вариант.
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№187).
Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами, предложен Р. Кеттеллом. Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»).
Тест может быть использован для многостороннего и углубленного изучения личности человека, его характера, темперамента, интеллекта, эмоциональных, волевых, моральных, коммуникативных и других особенностей, что предполагает его применение в областях профориентации и расстановки кадров, медицинской психодиагностики, семейного консультирования, педагогики, научных исследований и т.д.
«Подростки о родителях». М. Шафер.
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.
Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:
«Агрессивность». Басса Дарки.
Используемая нами методика позволяет продиагностировать различные формы агрессивного поведения испытуемых.
Шкалы:
Данная модификация бала выбрана нами в связи с тем, что здесь убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, также предоставлена популярная интерпретация результатов диагностики. Данная методика основана на самооценке своего состояния испытуемым.
«Методика исследования самоотношения». С.Р. Пантелеев.
Методика предназначена
для выявления структуры
На первом этапе - знакомство с испытуемыми, установление первичного контакта, наблюдение за ними в естественных условиях.
На втором этапе – проведение психодиагностического тестирования с целью подтверждения гипотезы.
На третьем этапе - данные исследования были подвергнуты математическому анализу с использованием программы STATISTICA 8.0. Используемые стандартные статистические методики обработки данных – критерий Стьюдента, критерий Пирсона. Критерий Стьюдента использовался нами для установления различий в выборках испытуемых мальчиков и девочек, критерий Пирсона использовался для установления взаимосвязи между стилями и особенностями воспитания и личностными особенностями подростков.
Далее перейдем к основным
результатам
Представим основные данные по итогам исследования. По методике исследования агрессивности подростков были получены следующие результаты.
Рис. 1. Уровень развития агрессивности у подростков.
По представленному выше рисунку мы видим, что по индексу агрессивности у 44% испытуемых представлены высокие результаты, в то же время у 46% средние показатели и у 10% обследуемых подростков низкие результаты. Далее по индексу враждебности были получены следующие результаты. У 24% испытуемых высокие показатели, 59% испытуемых показали средние результаты и 17% - низкие.
Можно отметить испытуемых, получивших низкие результаты по индексу агрессивности – 10% подростков, что подтверждает представленные нами ранее исследования о наличии высокого уровня агрессии в группе внешне благополучных подростков.
Рис. 2. Уровень развития враждебности у подростков.
Полученные результаты свидетельствуют
о том, что средний показатель
по индексу агрессивных реакций
в группе подростков, проявляющих
агрессию, равен 28, что в соответствии
со статистическими таблицами
Из общей выборки испытуемых 61% подростков показали высокие результаты по критерию «агрессия». В то же время 39% испытуемых получили результаты показывающие отсутствие агрессии. Индекс агрессивности у 78% девочек и 65% мальчиков лежит в пределах нормы, индекс агрессивности 22% девочек и 35% мальчиков лежат в пределах выше нормы, что свидетельствует о наличии у них склонности к открытому проявлению агрессии.