Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51
К примеру, с точки зрения Дереклеевой Н.И. существуют следующие стили воспитания в семье: [8]
Например, Алмазов Б.Н. выделяет следующие типы и стили семейного воспитания: [19]
Известная классификация семейного воспитания принадлежит Лично А.Е., который предложил также схему анализа семьи. Автор выделяет четыре типа семей:
Каждая из представленных типов семей неблагоприятно влияет на рост и развитие ребенка.
Эйдемиллер Э.Г. опираясь на исследования Личко Е.А., разработал следующую классификацию стилей воспитания ребенка в семье:
Родительское отношение - относительно устойчивое явление, реализующееся в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношения. Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.
Минияров В.М. выделил
такие стили семейного
М. А. Галагузова выделяет четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, успешно решают задачи воспитания и развития ребенка. Семьи группы риска справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил в связи с наличием факторов, снижающих адаптивные способности семьи (неполная семья, малообеспеченная и т. п.). Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, воспитание ребенка протекает с большими трудностями. [1,4,9]
В асоциальных семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей никто не занимается. Неблагополучные и асоциальные семьи в большей степени нуждаются в помощи со стороны социального педагога в организации процесса воспитания детей.
В настоящее время все больше интереса появляется к изучению проблем детей и подростков из неблагополучных семей. Проблемы социального и психологического характера таких детей, особенностей работы с ними изучались в работах Т. И. Шульги, Л. Я. Олиференко, А. В. Быкова, Т. В. Корниловой, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнова и др. Однако проблема особенностей личности детей и подростков из неблагополучных семей остается актуальной. В связи с тем, что психологическая работа с детьми оказывает корректирующее и профилактическое влияние, необходимо более тщательное изучение в данной области.
Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями.
1. Сменяется ситуация
развития: у подростка возникает
устойчивое стремление к
2. Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;
3. Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления. [2]
Многие психологически изменения личности подростка связаны с особенностями психосоциальной ситуации развития. Так, Я.Л Коломенский отмечает, что важной характеристикой является формирование полноценных дружеских отношений на фоне повышения активности в социальном взаимодействии. Благодаря более устойчивым межличностным отношениям с ровесниками несколько снижается тревожность, развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время как девочки предпочитают дружеские контакты с одной или двумя подругами.
В межличностных отношениях
наблюдается половой диморфизм.
Так, в дружеском общении девочки
более откровенны, больше доверяют
подругам, предпочитают более интенсивное
взаимодействие. Мальчики больше беспокоятся
о своем положении в группе,
девочки больше тревожатся о характере
общения. Педагоги должны понимать важность
дружбы, которая является одним из
условий полноценного развития подростков,
оказывать поддержку и помощь
социально изолированным
По мнению Д. Куна, подростки
переносят свое внимание от взаимоотношений
с родителями и учителями на сверстников,
которые становятся законодателями
главных стандартов в поведении.
Группа ровесников начинает выступать
главным источником информации об отношениях,
ценностях, поведении. Иногда подростки
считают, что сохранение близких
отношений с родителями и учителями
приводит к потере одобрения сверстников.
В течение этого периода
Новикова Е.В. отмечает, что поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, и общение в этом возрасте характер первоначальной необходимости. Общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации, вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными интересами.
В своих работах Райс Ф., а также Ситников В.Л. отмечали, что в подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается. Они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источник удовлетворения разнообразных потребностей, источник опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.
Наблюдаются изменения и
в когнитивно-познавательной сфере
подростка. Так, в подростковом возрасте
происходит переход от стадии конкретных
операций к стадии формальных операций
в развитии мышления. В течение
стадии конкретных операций подростки
накапливают опыт решения проблем
на практическом уровне. Эта деятельность
включает: классификацию, возможность
поэтапно осуществлять намерения и
обратные действия, освоение основ
дискуссии, понимание возможности
использования различных
У подростков наблюдаются значительные качественные изменения содержания мышления. Абстрактная природа мышления приводит к тому, что педагоги могут строить работу с классом так, будто все учащиеся функционируют на одном познавательном уровне (в то время как переход к стадии формальных операций у разных подростков происходит в различные сроки). Также ошибочным является мнение о том, что если подросток может действовать на высоком (или низком) уровне в одной области знаний, то на таком же уровне он будет находиться в других областях. После полового созревания у девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков - пространственно-технических. Учителя должны избегать содействия этим отличиям, советуя подросткам заниматься в различных областях.
В силу развивающегося чувства взрослости подросток стремится иметь свое собственное мнение, свои взгляды и суждения. Это способствует развитию критического мышления. Но часто в связи с недостатком опыта подросток начинает неоправданно возражать, упрямиться, не принимая бесспорных истин. Проявляется так называемое критиканство. В таких случаях подросток находит ошибки в суждениях учителя и даже в тексте учебника.
Мышление подростков становится
абстрактным, критическим, гипотетическим,
рефлексивным. Подростки начинают думать
о природе мышления, у них развиваются
способности анализировать и
синтезировать факты. Экспериментировать
и применять различные
В подростковом возрасте происходит
интеллектуализация процессов восприятия.
Это необходимое условие
Если у младших школьников – установка на запоминание материала и привычка заучивать материал путем повторения, то у старшего подростка – установка на понимание, заучивание логическое, осмысленное. Возрастает число учащихся, сознательно и целенаправленно применяющих приемы опосредствованного запоминания. Существует прямая зависимость между уровнем владения приемами запоминания и использованием их учащимися. И чем продуктивнее запоминание, тем продуктивнее воспроизведение.