Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51

Вложенные файлы: 1 файл

И-199793корр.docx

— 118.44 Кб (Скачать файл)

К примеру, с точки зрения Дереклеевой Н.И. существуют следующие  стили воспитания в семье: [8]

  1. Гармоничный стиль – наиболее благоприятный и эффективный стиль воспитания ребенка в семье. Ребенок в семье считается желанным, воспитывается в дружественной и теплой атмосфере. В дальнейшем ребенок, воспитывающийся по гармоничному стилю – полноценное развитие всех сторон личности ребенка;
  2. Сочувствующий стиль – в условиях низкого дохода семьи развивается сочувствующий стиль воспитания. Он основан на том, что ребенок с самого раннего возраста предоставлен сам себе, становясь взрослым, будучи еще очень маленьким;
  3. Предупредительный стиль – родители, следующие данному стилю воспитания, постоянно пытаются предупредить какие-то события в жизни ребенка – попусту беспокоятся о его здоровье, боятся, что он что-нибудь себе повредит и т.д.;
  4. Рассудительный стиль – родители предоставляют ребенку полную свободу действий, исключив в процессе воспитания нравоучения и упреки;
  5. Состязательный стиль – родителями постоянно поощряется активность и целеустремлённость ребенка в любых начинаниях. Очень часто родители, не видя активности ребенка, начинают навязывать ему какой-нибудь вид деятельности, занятия, вид спорта и прочее.
  6. Попустительский стиль – один из наиболее неблагоприятных стилей воспитания ребенка в семье. Свобода действий ребенка, сопровождающаяся полным отсутствием контроля со стороны родителей, что в последствии приводит к плачевным последствиям.

Например, Алмазов Б.Н. выделяет следующие типы и стили семейного  воспитания: [19]

  • Некомпетентные в педагогическом плане семьи;
  • Конфликтные семьи;
  • Недостаток воспитания в семье;
  • Неблагополучные семьи в нравственном плане.

Известная классификация  семейного воспитания принадлежит  Лично А.Е., который предложил  также схему анализа семьи. Автор  выделяет четыре типа семей:

  1. Отсутствие в семье партнерства;
  2. Отсутствие взаимопонимания в семье;
  3. Конфликтная семья;
  4. Ригидная семья.

Каждая из представленных типов семей неблагоприятно влияет на рост и развитие ребенка.

Эйдемиллер Э.Г. опираясь на исследования Личко Е.А., разработал следующую классификацию стилей воспитания ребенка в семье:

  • Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля;
  • Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях;
  • Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи»;
  • Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются;
  • Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности;
  • Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга,  не соответствуя его возрасту. [14]

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, реализующееся  в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношения. Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Минияров В.М. выделил  такие стили семейного воспитания и как следствие, формирующийся тип личности ребенка:

    • попустительский - конформный тип личности;
    • состязательный - доминирующий тип личности;
    • рассудительный - сенситивный тип личности;
    • предупредительный - инфантильный тип личности;
    • контролирующий - тревожный тип личности;
    • сочувствующий - интровертивный тип личности;
    • гармоничный - нормальный тип личности.

М. А. Галагузова выделяет четыре категории семей, различающихся  по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и  крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные  семьи, асоциальные семьи. Благополучные  семьи успешно справляются со своими функциями, успешно решают задачи воспитания и развития ребенка. Семьи  группы риска справляются с задачами воспитания ребенка с большим  напряжением своих сил в связи  с наличием факторов, снижающих адаптивные способности семьи (неполная семья, малообеспеченная и т. п.). Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, воспитание ребенка протекает с большими трудностями. [1,4,9]

В асоциальных семьях родители ведут аморальный, противоправный образ  жизни, воспитанием детей никто  не занимается. Неблагополучные и асоциальные семьи в большей степени нуждаются в помощи со стороны социального педагога в организации процесса воспитания детей.

В настоящее время все  больше интереса появляется к изучению проблем детей и подростков из неблагополучных семей. Проблемы социального  и психологического характера таких  детей, особенностей работы с ними изучались в работах Т. И. Шульги, Л. Я. Олиференко, А. В. Быкова, Т. В. Корниловой, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнова и др. Однако проблема особенностей личности детей и подростков из неблагополучных семей остается актуальной. В связи с тем, что психологическая работа с детьми оказывает корректирующее и профилактическое влияние, необходимо более тщательное изучение в данной области.

 

1.2. Психологические  особенности подросткового возраста

 

 

Основное содержание подросткового  периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в  зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще  недавно подростковый возраст определялся  границами 12-17 лет, в последнее время  такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако, все психологи  согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который  характеризуется следующими отличиями.

1. Сменяется ситуация  развития: у подростка возникает  устойчивое стремление к независимости,  самостоятельности, хотя ближайшее  окружение (родители, педагоги) относятся  к подростку как к ребенку;

2. Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;

3. Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления. [2]

Многие психологически изменения  личности подростка связаны с  особенностями психосоциальной  ситуации развития. Так, Я.Л Коломенский  отмечает, что важной характеристикой является формирование полноценных дружеских отношений на фоне повышения активности в социальном взаимодействии. Благодаря более устойчивым межличностным отношениям с ровесниками несколько снижается тревожность, развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время как девочки предпочитают дружеские контакты с одной или двумя подругами.

В межличностных отношениях наблюдается половой диморфизм. Так, в дружеском общении девочки  более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное  взаимодействие. Мальчики больше беспокоятся  о своем положении в группе, девочки больше тревожатся о характере  общения. Педагоги должны понимать важность дружбы, которая является одним из условий полноценного развития подростков, оказывать поддержку и помощь социально изолированным учащимся.

По мнению Д. Куна, подростки  переносят свое внимание от взаимоотношений  с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении. Группа ровесников начинает выступать  главным источником информации об отношениях, ценностях, поведении. Иногда подростки  считают, что сохранение близких  отношений с родителями и учителями  приводит к потере одобрения сверстников. В течение этого периода педагоги должны воспринимать влияние сверстников  как естественный аспект социального  развития. Сферы интересов подростков, включая наркотики, алкоголь, курение, сексуальную активность, зачастую формируются под влиянием сверстников.[6,13]

Новикова Е.В. отмечает, что  поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, и общение в этом возрасте характер первоначальной необходимости. Общение  со сверстниками – это очень важный специфический канал информации, вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными интересами.

В своих работах Райс Ф., а также Ситников В.Л. отмечали, что  в подростковом возрасте роль родителей  как примера для подражания снижается. Они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источник удовлетворения разнообразных  потребностей, источник опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.

Наблюдаются изменения и  в когнитивно-познавательной сфере  подростка. Так, в подростковом возрасте происходит переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций в развитии мышления. В течение  стадии конкретных операций подростки  накапливают опыт решения проблем  на практическом уровне. Эта деятельность включает: классификацию, возможность  поэтапно осуществлять намерения и  обратные действия, освоение основ  дискуссии, понимание возможности  использования различных подходов к решению проблем. С переходом  к стадии формальных операций появляется возможность решать проблемы на теоретическом  уровне. Это дает возможность понимать абстрактные понятия, объяснять  противоречивые позиции, продуцировать  и проверять гипотезы. Переход  к данной стадии осуществляется у  разных подростков в различные сроки  в среднем от 11 до 14 лет. [8]

У подростков наблюдаются  значительные качественные изменения  содержания мышления. Абстрактная природа  мышления приводит к тому, что педагоги могут строить работу с классом  так, будто все учащиеся функционируют  на одном познавательном уровне (в  то время как переход к стадии формальных операций у разных подростков происходит в различные сроки). Также  ошибочным является мнение о том, что если подросток может действовать  на высоком (или низком) уровне в  одной области знаний, то на таком же уровне он будет находиться в других областях. После полового созревания у девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков - пространственно-технических. Учителя должны избегать содействия этим отличиям, советуя подросткам заниматься в различных областях.

В силу развивающегося чувства взрослости подросток стремится иметь свое собственное мнение, свои взгляды и суждения. Это способствует развитию критического мышления. Но часто в связи с недостатком опыта подросток начинает неоправданно возражать, упрямиться, не принимая бесспорных истин. Проявляется так называемое критиканство. В таких случаях подросток находит ошибки в суждениях учителя и даже в тексте учебника.

Мышление подростков становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным. Подростки начинают думать о природе мышления, у них развиваются  способности анализировать и  синтезировать факты. Экспериментировать и применять различные стратегии  для решения проблем. Подростки  приобретают способность делать обоснованный моральный выбор. Педагогам  необходимо создавать условия, которые  помогут учащимся осознать значение конструктивного поведения, осознавать последствия нарушений поведения.

В подростковом возрасте происходит интеллектуализация процессов восприятия. Это необходимое условие успешности усвоения учебного материала, в том  числе наглядного: чертежей, схем, рисунков, моделей в целях их содержательного  анализа. В подростковом возрасте улучшается запоминание словесного и образного материала, увеличивается быстрота запоминания; увеличивается объем материала хранения в памяти; улучшается продуктивность памяти. [14,6,23]

Если у младших школьников – установка на запоминание материала  и привычка заучивать материал путем  повторения, то у старшего подростка – установка на понимание, заучивание логическое, осмысленное. Возрастает число учащихся, сознательно и целенаправленно применяющих приемы опосредствованного запоминания. Существует прямая зависимость между уровнем владения приемами запоминания и использованием их учащимися. И чем продуктивнее запоминание, тем продуктивнее воспроизведение.

Информация о работе Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков