Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51

Вложенные файлы: 1 файл

И-199793корр.docx

— 118.44 Кб (Скачать файл)

Учитель должен уделять большое  внимание развитию у подростков умений логической обработки материала (ассоциации, выделение опор, смысловая группировка, составление плана, моделирование). В процессе овладения этими приемами подросток ведет поиск специфических  для каждого материала приемов. Центральное место занимает анализ содержания материала, его внутренней логики. В результате учебной работы у подростков повышается глубина  и прочность знаний, развиваются  интеллект и способности.

Некоторые психологи Демидова Е.А., Шуманская Т.З. отмечают, что  многочисленные нарушения поведения  подростка выступают как проявление психологической защиты у подростков. Девиантное поведение у подростков может включать разнообразные антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные, противоправные действия.

По мнению Кичигиной Л. для подростков наиболее значимыми  являются семь базовых потребностей:

    1. быть отличным от других;
    2. потребность в развитии и самоопределении;
    3. в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
    4. в физической активности;
    5. в компетентности и успешности;
    6. в стабильности;
    7. потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами.

Происходящие психические  изменения более отчетливо представлены в проявлениях эмоционально-волевой  сферы. По мнению П.М. Якобсона, центральным  образованием в сфере чувств подростка  становится «чувство взрослости». Для подросткового возраста характерно резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон чувств. [19]

Новообразования подросткового  возраста:

  • Чувство взрослости – стремление подростка быть взрослым и независимым, с одной стороны приобретая необходимые знания, умения и навыки, с другой стороны стать взрослым в результате борьбы за это;
  • Сознательная регуляция своих поступков;
  • Умение учитывать чувства, интересы других людей;
  • Способность ориентироваться в своем поведении.

Как утверждает Эльконин Д.Б., происходит смена ведущего вида деятельности – теперь это общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола.

Подростковый возраст, как  отмечают большинство исследователей, является одним из наиболее трудных  в плане семейного воспитания. Специфика подросткового возраста заключается в том, что в данном возрасте происходят физиологические, психологические изменения в  организме ребенка. Происходит формирование новообразований личности, наступает  очередной возрастной кризис личности, происходит стремление подростка отделиться от родителей – стать самостоятельным. Все эти изменения неизбежным образом влияют на особенности детско-родительских отношений.

В зависимости от стиля  воспитания в семье происходит своеобразное формирование новых отношений между  детьми и родителями. При всей неприступности ребенка в подростковом возрасте, важнейшим внутренним мотивом и  желанием ребенка является потребность  быть нужным своим родителям, быть принятым и понятым. [25]

Сатир В., указывает, что взаимоотношения  ребенка-подростка с родителями является наиболее сложными и проблематичными. Подросток, наполненный энергией жизни, стремящийся к новым впечатлениям, проходит через тяжелые испытания  в поисках собственного пути. Как  отмечает автор, родителям необходимо создавать условия для полноценного развития ребенка, что не всегда возможно. В семье необходимо набраться  терпения, чтобы пережить все возникающие  трудности. Неправильное отношение  родителей к своим детям, излишнее волнение, стремление обезопасить ребенка  от всего, может приводить, по мнению исследователей, к возникновению  у подростка отклоняющегося поведения

Современные исследования показывают сложность отношений подростка  к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении  подростка от семьи, неодобрении  родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических  нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.

Как указывают психологи, воспитывая подростка, родителям необходимо постепенно готовится к роли сверстников, консультантов, чтобы в будущем  с данных позиций общаться с ребенком, направлять его и помогать взаимодействовать  с окружающим миром. При неблагоприятном  стиле воспитания в семье, нарушение  в отношениях между родителями и  подростком приводят к снижению воспитательной функции в семьи, и в дальнейшем может способствовать развитию у  подростка нежелательного поведения. [28,31]

Например, к таким последствиям можно отнести тунеядство подростка, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, развитие психических и психологических  отклонений. Все эти последствия  непосредственным образом исходят  из семейных отношений. Развод родителей, атмосфера напряженности и конфликтности  в семейных отношениях еще больше может усугубить возникшую проблемную ситуацию. Ребенок начинает искать необходимое ему тепло за пределами дома, уходя на улицу, общаясь со своими сверстниками.

В начале подросткового возраста могут быть изменения в группе популярных ребят: во-первых, исчезновение прежних авторитетов и появление  новых. Во-вторых, несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков. Стержнем кодекса товарищества подростков являются основные требования – уважение личности и человеческого достоинства. В развитии личности и социально-моральной взрослости подростка большую роль играют взаимоотношения с близкими товарищами и другом. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением.

Их привлекают товарищеские качества, знания, умелость, смелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида, самостоятельность. Широким фронтом  идет поиск близкого друга. Сближают ребят: сходство в интересах и  в любимых занятиях, привлекательность  разговоров. Общение с товарищами – источник возникновения новых  интересов подростка. Подростки  учатся работать вместе.

Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения. Постепенно появляется интерес друг к другу. Желание нравиться друг другу способствует проявлению интереса к собственной внешности. Девочки значение внешней привлекательности для женщины переоценивают. У них формируется чувство пола. У мальчиков это происходит на два года позже.

Вначале интерес к другому  полу у мальчиков проявляется  своеобразно; они дотрагиваются  до девочек, дергают их за косички. Девочки  на это серьезно обижаются. Затем  у мальчиков появляется своеобразная робость, стеснительность. Большое место в общении с товарищами занимают разговоры. Обсуждаются события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения. Затрагиваются сугубо личные и интимные вопросы, связанные с половым созреванием. Настоящая дружба возникает не сразу, так как очень высокие к ней требования. И взаимная привлекательность, и понимание, и чуткость, и отзывчивость, и сопереживание, и умение хранить тайну. Отношения с близким товарищем, другом является предметом особых размышлений подростка.

1.3. Эмоциональные  и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми

Каждый возрастной этап развития ребенка характеризуется своими характеристиками, психологическими особенностями, ведущим видом деятельности, а  также эмоциональными и поведенческими проблема во взаимоотношении с родителями и взрослыми. 

Так, рассматривая, поведенческие  и эмоциональные проблемы  в  общении с взрослыми, следует  начать с младенческого возраста. Очевидная всем некомпетентность младенца состоит в этом отношении в  отсутствии у него приспособительного поведения. Младенец беспомощен и не в состоянии сам удовлетворить  даже простейшие свои органические нужды - в питании, дыхании, тепле, в смене  и поддержании позы и т. д. Сказанное  означает, что поведение младенцев  нельзя уподоблять ряду не связанных  между собой реакций на внешние  и внутренние воздействия: наблюдаемое  поведение представляет собою хорошо организованную и структурированную  систему действий и операций, суть которых можно понять, только соотнося их со сложным внутренним планом, в  котором определяющую роль играют потребности  и мотивы и вытекающие из них цели и задачи. Способность младенца к  активности, относящейся к категории  деятельности, была показана на примере  общения и познавательной деятельности.

Так, по мнению Эрика Эриксона, в младенческом возрасте формируется  базовое чувство доверия или  недоверия к окружающему миру. Поэтому основная проблема, которая  может формироваться во взаимодействии с окружающими это базовое недоверие к миру, неудовлетворение своих потребностей.

Мещерякова С.Ю. указывает  на особенности коммуникативной  деятельности младенца, направленная на осуществление контактов с  взрослыми.

Согласно Лисиной М.И., у ребенка от двух до пяти месяцев  существует высокая потребность  в доброжелательном внимании взрослых. А уже, начиная с шести месяцев  и заканчивая трехлетним возрастом  существует высокая потребность  в уважительном отношении взрослого. Исходя из этого,  и возможны эмоциональные  и поведенческие проблемы в общении  с родителями и взрослыми у  ребенка. [5]

Представляется важным отметить, что дети не старше 6 мес. обнаруживают свое умение узнавать близких взрослых тем, что при взаимодействии с  ними они больше радуются и чаше проявляют инициативу, чем при  контактах с людьми посторонними. Значит, незнакомые вызывают у них  такое же отношение, что и родные люди, а различия выражаются в степени  удовольствия детей в пределах того же самого качества, то есть количественно. Далее по мере роста и развития ребенка, у него возникает все  большая потребность в уважении, что характерно для детей, начиная  от шести месяцев. Такая потребность  может приводить к  серьезным  нарушениям в поведении и деятельности ребенка - он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов.

Начиная уже с пятилетнего  возраста, ребенок нуждается во взаимопонимании  и сопереживании. Такая потребность  ребенка взаимодействия с взрослыми  продолжается до достижения ребенком семи лет.

Следует отметить, что наиболее проблемным возрастом взаимодействия ребенка с родителями и взрослыми  является подростковый период развития ребенка.

Подростковый возраст, как  отмечают большинство исследователей, является одним из наиболее трудных  в плане семейного воспитания. Специфика подросткового возраста заключается в том, что в данном возрасте происходят физиологические, психологические изменения в  организме ребенка. Происходит формирование новообразований личности, наступает  очередной возрастной кризис личности, происходит стремление подростка отделиться от родителей – стать самостоятельным. Все эти изменения неизбежным образом влияют на особенности детско-родительских отношений.

В зависимости от стиля  воспитания в семье происходит своеобразное формирование новых отношений между  детьми и родителями. При всей неприступности ребенка в подростковом возрасте, важнейшим внутренним мотивом и  желанием ребенка является потребность  быть нужным своим родителям, быть принятым и понятым.

Сатир В., указывает, что взаимоотношения  ребенка-подростка с родителями является наиболее сложными и проблематичными. Подросток, наполненный энергией жизни, стремящийся к новым впечатлениям, проходит через тяжелые испытания  в поисках собственного пути. Как  отмечает автор, родителям необходимо создавать условия для полноценного развития ребенка, что не всегда возможно. В семье необходимо набраться  терпения, чтобы пережить все возникающие  трудности. Неправильное отношение  родителей к своим детям, излишнее волнение, стремление обезопасить ребенка  от всего, может приводить, по мнению исследователей, к возникновению  у подростка отклоняющегося поведения. [25]

Как указывают психологи, воспитывая подростка, родителям необходимо постепенно готовится к роли сверстников, консультантов, чтобы в будущем  с данных позиций общаться с ребенком, направлять его и помогать взаимодействовать  с окружающим миром.

При неблагоприятном стиле  воспитания в семье, нарушение в  отношениях между родителями и подростком приводят к снижению воспитательной функции в семьи, и в дальнейшем может способствовать развитию у подростка нежелательного поведения.

Например, к таким последствиям можно отнести тунеядство подростка, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, развитие психических и психологических  отклонений. Все эти последствия  непосредственным образом исходят  из семейных отношений. Развод родителей, атмосфера напряженности и конфликтности  в семейных отношениях еще больше может усугубить возникшую проблемную ситуацию. Ребенок начинает искать необходимое ему тепло за пределами  дома, уходя на улицу, общаясь со своими сверстниками.

Таким образом, в эмпирической части работы мы постараемся подтвердить  или опровергнуть гипотезу о том, что имеется значимая связь между  отклоняющимся поведением подростка  и детско-родительскими отношениями. [21]

В данном параграфе нам  бы хотелось провести теоретический  анализ понятия девиантного поведения. Так в отечественной и зарубежной литературе под феноменом девиантного  поведения, понимают поведение, в некоторой  степени отклоняющееся от общественных норм и правил, установившихся в  данном сообществе. Девиантное поведение – это система поступков, не соответствующих общепринятым или подразумеваемым нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. В плане девиантного поведения подростковый период считают периодом повышенного риска.

Основное содержание старшего подросткового периода - физиологический  и социальный переход от детства  к взрослости. В отечественной  и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст  определялся границами 12-17 лет, в  последнее время такими границами  все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:

Информация о работе Гендерные различия во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков