Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель исследования – изучить наличие гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Проведение теоретического анализа состояния проблемы детско-родительских отношений в работах отечественных и зарубежных психологов;
Рассмотрение родительских стилей и установок;
Изучение особенностей эмоционального состояния и поведения детей в общении с родителями и взрослыми
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 6
1.1. Понятие и подходы к изучению детско-родительских отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в процессе общения с родителями и взрослыми 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий во взаимосвязи детско-родительских отношений со свойствами личностной сферы подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Описание выборки 29
2.3. Методики исследования 29
2.4. Организация психодиагностического обследования 32
2.5. Анализ результатов исследования 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51
Учитель должен уделять большое
внимание развитию у подростков умений
логической обработки материала (ассоциации,
выделение опор, смысловая группировка,
составление плана, моделирование).
В процессе овладения этими приемами
подросток ведет поиск
Некоторые психологи Демидова
Е.А., Шуманская Т.З. отмечают, что
многочисленные нарушения поведения
подростка выступают как
По мнению Кичигиной Л. для подростков наиболее значимыми являются семь базовых потребностей:
Происходящие психические
изменения более отчетливо
Новообразования подросткового возраста:
Как утверждает Эльконин Д.Б., происходит смена ведущего вида деятельности – теперь это общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола.
Подростковый возраст, как
отмечают большинство исследователей,
является одним из наиболее трудных
в плане семейного воспитания.
Специфика подросткового
В зависимости от стиля воспитания в семье происходит своеобразное формирование новых отношений между детьми и родителями. При всей неприступности ребенка в подростковом возрасте, важнейшим внутренним мотивом и желанием ребенка является потребность быть нужным своим родителям, быть принятым и понятым. [25]
Сатир В., указывает, что взаимоотношения
ребенка-подростка с родителями
является наиболее сложными и проблематичными.
Подросток, наполненный энергией жизни,
стремящийся к новым
Современные исследования показывают
сложность отношений подростка
к взрослым, отчуждение между подростком
и родителями, которое выражается
в ссорах, дефиците общения, отдалении
подростка от семьи, неодобрении
родителями его друзей, является фактором
риска возникновения
Как указывают психологи, воспитывая подростка, родителям необходимо постепенно готовится к роли сверстников, консультантов, чтобы в будущем с данных позиций общаться с ребенком, направлять его и помогать взаимодействовать с окружающим миром. При неблагоприятном стиле воспитания в семье, нарушение в отношениях между родителями и подростком приводят к снижению воспитательной функции в семьи, и в дальнейшем может способствовать развитию у подростка нежелательного поведения. [28,31]
Например, к таким последствиям
можно отнести тунеядство подростка,
алкоголизм, наркоманию, бродяжничество,
развитие психических и психологических
отклонений. Все эти последствия
непосредственным образом исходят
из семейных отношений. Развод родителей,
атмосфера напряженности и
В начале подросткового возраста
могут быть изменения в группе
популярных ребят: во-первых, исчезновение
прежних авторитетов и
Их привлекают товарищеские качества, знания, умелость, смелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида, самостоятельность. Широким фронтом идет поиск близкого друга. Сближают ребят: сходство в интересах и в любимых занятиях, привлекательность разговоров. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов подростка. Подростки учатся работать вместе.
Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения. Постепенно появляется интерес друг к другу. Желание нравиться друг другу способствует проявлению интереса к собственной внешности. Девочки значение внешней привлекательности для женщины переоценивают. У них формируется чувство пола. У мальчиков это происходит на два года позже.
Вначале интерес к другому полу у мальчиков проявляется своеобразно; они дотрагиваются до девочек, дергают их за косички. Девочки на это серьезно обижаются. Затем у мальчиков появляется своеобразная робость, стеснительность. Большое место в общении с товарищами занимают разговоры. Обсуждаются события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения. Затрагиваются сугубо личные и интимные вопросы, связанные с половым созреванием. Настоящая дружба возникает не сразу, так как очень высокие к ней требования. И взаимная привлекательность, и понимание, и чуткость, и отзывчивость, и сопереживание, и умение хранить тайну. Отношения с близким товарищем, другом является предметом особых размышлений подростка.
Каждый возрастной этап развития ребенка характеризуется своими характеристиками, психологическими особенностями, ведущим видом деятельности, а также эмоциональными и поведенческими проблема во взаимоотношении с родителями и взрослыми.
Так, рассматривая, поведенческие и эмоциональные проблемы в общении с взрослыми, следует начать с младенческого возраста. Очевидная всем некомпетентность младенца состоит в этом отношении в отсутствии у него приспособительного поведения. Младенец беспомощен и не в состоянии сам удовлетворить даже простейшие свои органические нужды - в питании, дыхании, тепле, в смене и поддержании позы и т. д. Сказанное означает, что поведение младенцев нельзя уподоблять ряду не связанных между собой реакций на внешние и внутренние воздействия: наблюдаемое поведение представляет собою хорошо организованную и структурированную систему действий и операций, суть которых можно понять, только соотнося их со сложным внутренним планом, в котором определяющую роль играют потребности и мотивы и вытекающие из них цели и задачи. Способность младенца к активности, относящейся к категории деятельности, была показана на примере общения и познавательной деятельности.
Так, по мнению Эрика Эриксона, в младенческом возрасте формируется базовое чувство доверия или недоверия к окружающему миру. Поэтому основная проблема, которая может формироваться во взаимодействии с окружающими это базовое недоверие к миру, неудовлетворение своих потребностей.
Мещерякова С.Ю. указывает на особенности коммуникативной деятельности младенца, направленная на осуществление контактов с взрослыми.
Согласно Лисиной М.И., у ребенка от двух до пяти месяцев существует высокая потребность в доброжелательном внимании взрослых. А уже, начиная с шести месяцев и заканчивая трехлетним возрастом существует высокая потребность в уважительном отношении взрослого. Исходя из этого, и возможны эмоциональные и поведенческие проблемы в общении с родителями и взрослыми у ребенка. [5]
Представляется важным отметить,
что дети не старше 6 мес. обнаруживают
свое умение узнавать близких взрослых
тем, что при взаимодействии с
ними они больше радуются и чаше
проявляют инициативу, чем при
контактах с людьми посторонними.
Значит, незнакомые вызывают у них
такое же отношение, что и родные
люди, а различия выражаются в степени
удовольствия детей в пределах того
же самого качества, то есть количественно.
Далее по мере роста и развития
ребенка, у него возникает все
большая потребность в
Начиная уже с пятилетнего возраста, ребенок нуждается во взаимопонимании и сопереживании. Такая потребность ребенка взаимодействия с взрослыми продолжается до достижения ребенком семи лет.
Следует отметить, что наиболее проблемным возрастом взаимодействия ребенка с родителями и взрослыми является подростковый период развития ребенка.
Подростковый возраст, как
отмечают большинство исследователей,
является одним из наиболее трудных
в плане семейного воспитания.
Специфика подросткового
В зависимости от стиля воспитания в семье происходит своеобразное формирование новых отношений между детьми и родителями. При всей неприступности ребенка в подростковом возрасте, важнейшим внутренним мотивом и желанием ребенка является потребность быть нужным своим родителям, быть принятым и понятым.
Сатир В., указывает, что взаимоотношения
ребенка-подростка с родителями
является наиболее сложными и проблематичными.
Подросток, наполненный энергией жизни,
стремящийся к новым
Как указывают психологи, воспитывая подростка, родителям необходимо постепенно готовится к роли сверстников, консультантов, чтобы в будущем с данных позиций общаться с ребенком, направлять его и помогать взаимодействовать с окружающим миром.
При неблагоприятном стиле воспитания в семье, нарушение в отношениях между родителями и подростком приводят к снижению воспитательной функции в семьи, и в дальнейшем может способствовать развитию у подростка нежелательного поведения.
Например, к таким последствиям
можно отнести тунеядство подростка,
алкоголизм, наркоманию, бродяжничество,
развитие психических и психологических
отклонений. Все эти последствия
непосредственным образом исходят
из семейных отношений. Развод родителей,
атмосфера напряженности и
Таким образом, в эмпирической
части работы мы постараемся подтвердить
или опровергнуть гипотезу о том,
что имеется значимая связь между
отклоняющимся поведением подростка
и детско-родительскими
В данном параграфе нам
бы хотелось провести теоретический
анализ понятия девиантного поведения.
Так в отечественной и
Основное содержание старшего подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями: